Самое неоспоримое свидетельство бессмертия - это то, что нас категорически не устраивает любой другой вариант.
Эмерсон Ральф Уолдо

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Елена Шмараева
РПЦ приобщили к запретному искусству


Прения сторон по уголовному делу по обвинению организаторов выставки «Запретное искусство-2006» состоятся в Таганском районном суде Москвы 21 июня этого года. Стороны – и защита, и обвинение – уже закончили давать показания и представлять доказательства. На скамье подсудимых бывший директор музея им. Сахарова, где проходила выставка, Юрий Самодуров и экс-глава отдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, искусствовед, который был куратором «Запретного искусства-2006». Им предъявлено обвинение по ст. 282 УК (разжигание ненависти и вражды): согласно обвинительному заключению, они своей выставкой оскорбили чувства верующих и «унизили достоинство группы лиц». Судебное разбирательство началось еще летом 2008 года, потом его отложили на год из-за болезни Ерофеева, а в июне 2009 года снова возобновили. За год в суде успели выступить все оскорбившиеся верующие, а также искусствоведы и художники, высказавшиеся в защиту «Запретного искусства».

Заседание, которое стало последним перед началом прений, преподнесло сторонам сюрприз. 2 июня в суд явился иеромонах Никодим, насельник мужского Сретенского монастыря и сотрудник Патриаршего совета по культуре Московской патриархии Русской православной церкви (РПЦ). С собой отец Никодим принес письмо на бланке Патриаршего совета по культуре, в котором говорилось, что он выступает по поручению и благословению архимандрита Тихона (Шевкунова) – настоятеля Сретенского монастыря и секретаря Патриаршего совета. Иеромонах зачитал в суде заявление, в котором говорится, что участники выставки в своих работах использовали христианские символы для глумления и глубоко оскорбили чувства верующих.

 

На уточняющий вопрос защитников, выражает ли прочитанное им заявление мнение РПЦ, отец Никодим ответил утвердительно.

Об этом в понедельник на пресс-конференции сообщил один из обвиняемых, экс-директор Сахаровского музея (после начала уголовного преследования его уволили) Юрий Самодуров. Правда, по словам Самодурова, священник уточнил, что обсуждал свое заявление только с отцом Тихоном и больше ни с кем из Патриаршего совета.

«Архимандрит Тихон (Шевкунов) является утвержденным патриархом ответственным секретарем совета по культуре. Это синодальное учреждение Русской православной церкви, и отец Тихон – его официальный представитель. Это все, что я могу сказать. Я не слышал и не читал, что сказал отец Никодим по поручению совета по культуре», – сказал «Газете.Ru» в понедельник руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси отец Владимир Вигилянский.

Чтобы выяснить, что все-таки думает РПЦ о «Запретном искусстве» и действительно ли позиция Московской патриархии совпадает с мнением заявителей по уголовному делу, защитники Ерофеева и Самодурова направили в патриархию адвокатский запрос. Ответа на него пока нет. Не успела РПЦ отреагировать и на открытое обращение к Патриаршему совету по культуре, которое направил Самодуров. Он просит церковных иерархов не только прояснить, от чьего имени в суде говорил отец Никодим, но и ответить на вопрос: считает ли РПЦ, даже если на процессе прозвучало официальное мнение, что в России возможна демонстрация подобных художественных произведений. Экс-директор музея надеется, что РПЦ ограничится рекомендацией своим прихожанам не ходить на выставки, спектакли или перформансы, которые могут их оскорбить.

 

«Если эти идеалистические надежды не оправдаются, судебные процессы можно обоснованно квалифицировать как уголовное преследование за «преступления против веры», как бы парадоксально это не звучало в светском, по Конституции, государстве», – говорит Самодуров.

 

«Одно дело – бороться с маргиналами, а другое дело, когда мы оказываемся противопоставлены Русской православной церкви», – добавляет Ерофеев. Действительно, ранее РПЦ не делала официальных заявлений относительно выставки. «Маргиналы», о которых говорит искусствовед, – это заявители по делу, активисты движения «Народный собор» во главе с его руководителем Олегом Кассиным. По словам подсудимых, Кассин в прошлом состоял в ультраправой полувоенной организации «Русское национальное единство» (РНЕ), правда сам он в своей официальной биографии на сайте движения не упоминает. Сами себя члены «Народного собора» называют православной правозащитной организацией. Сторонники господина Кассина и не состоящие в «Соборе» верующие – несколько десятков человек – дали показания в процессе. Причем многие из них, например выступавший еще в прошлом году Владимир Сергеев (православный активист, который в 2003 году участвовал в погроме другой организованной Самодуровым выставки – «Осторожно, религия!»), заявили суду, что выставки не видели, а узнали о ней от знакомых или увидели фото работ в интернете.

 

Несколько свидетелей прямо в судебном заседании признались председательствующей Светлане Александровой, что впервые увидели экспонаты «Запретного искусства-2006» в кабинете у следователя.

 

«Около 98% свидетелей на выставке не были», – подытожил адвокат Дмитрий Курепин. Впрочем и тех, кто был, организаторы предупреждали, что экспонаты не стоит видеть лицам, не достигшим 16 лет, а фотографировать картины запрещалось. Экспозиция была выстроена по принципу своеобразного пип-шоу: все работы закрыли фальшстенами, и увидеть их можно было только фрагментарно, подойдя к ним вплотную и заглянув в маленькую дырочку.

Когда в процессе закончили выступать оскорбленные православные, слово дали свидетелям защиты. Среди них был галерист Марат Гельман, участвовавшие в акции художники, искусствоведы. Они объясняли, что художники никого не хотели оскорбить, а напротив, поднимали актуальные проблемы взаимодействия общества и церкви, пытались через художественные образы протестовать против ханжества и цензуры. Свое независимое заключение дали профессора Турчин и Алленов с кафедры отечественного искусства истфака МГУ, заместитель директора Академии художеств по научной работе, специалисты Центра современного искусства. Но некоторые из этих экспертных материалов, говорят защитники Самодурова и Ерофеева, даже не приобщили к делу. Официальная экспертиза экспонатов выполнена искусствоведом Натальей Энеевой.

 

В суде она рассказала, что специализируется на искусстве начала 20 века, а на выставке современного искусства в последний раз была в 1993 году.

 

Защитники Ерофеева и Самодурова говорят, что не уверены в исходе процесса: «Пятьдесят на пятьдесят», – они надеются, что свидетели защиты убедили судью. Бывший директор музея им. Сахарова полагает, что приговор будет обвинительным. В марте 2005 года Самодуров и сотрудница музея Людмила Василовская были признаны виновными в разжигании религиозной вражды и приговорены к штрафу в размере 100 тыс. рублей за другую выставку, «Осторожно, религия!» По ст. 282 УК РФ подсудимым грозит наказание вплоть до реального лишения свободы на пять лет.

Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa