2. Потребность и проблемы в измерении и исчислении времени.

Выдающийся немецкий учёный и философ Эммануил Кант (1724-1804) считал, что времени объективно, на деле, не существует; что время - это только присущая человеку способность упорядочивать свой чувственный опыт, воспринимать воздействия различных предметов внешнего мира одно за одним. В действительности же время - это объективная реальность, оно существует независимо от человека и его ощущений. Уже растения реагируют на время и в его рамках "организовывают" своё "поведение". Так, цветки некоторых растений в определенные час суток, независимо от погоды, закрывают и открывают свои лепестки. По временам года растения регулируют свой рост, опыление и плодоношение. Ещё более высокие требования ко времени у животных. Они должны оплодотвориться в подходящее время, чтобы родить и выкормить своих детей в наиболее благоприятных для них условиях. Что же касается человека, то чем более высокий уровень его развития, тем более важное место в ее жизни занимает решение разносторонних проблем времени.

Еще в доисторические времена, 10-15 тысяч лет том назад, человек заметил, что хотя время без устали идет вперед, но события в нему определенным образом (ритмически, периодически) повторяются. Эту периодичность человек впервые увидел и осознал на факте смены дня и ночи. Поскольку день и ночь в жизнедеятельности первобытного человека имел не одинаковое значение, то они, день и ночь, получили временное разделение и по-разному исчислялись. Даже в начале нашей эры у народов Средиземноморья существовало одно измерение для ночи (она делилась на три или четыре стражи; в славян - первые, вторые и третьи петухи), а для дня - другое: утро, полдень, вечер; завтрак, обед, ужин. В начале нашей эры на территории Римской империи день уже делился на 12 часов, а ночь на три стражи.

Позже длительность времени начала измеряться "расстоянием" от какого-то запоминающегося события в природе (ещё тогда, когда, к примеру, было землетрясение; когда из неба падали куски льда; когда был "потоп") или в жизни общества (когда кто-то погиб на охоте, когда родился вождь, “когда баба ещё девкой была"). У народов, которые в тропиках занимались скотоводчеством, выводили скот на пастбища ночами, отсчётом времени стали фазы месяца. С фазами месяца связаны также физиологические процессы у животных-гоминидов и у человека (течка, месячные, лунатизм), чего не мог не заметить внимательный дикарь. Итак, первые временные отрезки были установлены человеком по Солнцу (день), а потом - по звёздному небу и Луне (ночь). Первобытным людям казалось, что Солнце и Луна существуют только для того, чтобы показывать время дня и ночи. Именно такие представления дикарей донесли до нас священные писания древних религий.

Когда человек начал выходить за пределы прародины своего возникновения (за пределы тропиков) и подпадал под влияние изменений времён года, он несколько погодя заметил, что времена года обусловливаются уровнем высоты Солнца на небосклоне. Так постепенно человек, взирая на небеса, пришёл к исчислению времени по положению Солнца и Луны, а затем также по положению звёзд и планет на дневной и вечерней небесной сфере. Присмотревшись к небесам, люди первоначально пришли к заключению, что небесные светила и существуют (созданы) для того, чтобы различать время дня и ночи, а также климатических сезонов и годов. Порядок осознания временных промежутков хорошо просматривается в Библии. Так в текстах, которые писались за 6 -9 столетия до нашей эры, говорится что Солнце и Месяц созданы библейским Богом для того, чтобы "руководить днем и ночью", "отделять свет от темноты" (Бытия, 1: 16-19; Псалом 135: 8-9; Иеремии, 31: 35). Что же касается времён года и погоды вообще, то они "внедрены Богом" и никак не связанные с влиянием Солнца (Бытия, 8: 22; Псалом 73: 17; Иова, 37: 22).

Только со временем, где-то в середине второго тысячелетия до нашей эры люди, которые жили в пределах субтропиков и умеренного климата, заметили, что положение поры года зависит от высоты Солнца над горизонтом, а впоследствии - от положения Солнца среди звёзд. Таким образом, не только Солнце и Месяц, но также другие небесные светила (звёзды, планеты) стали для людей своеобразным показателем времени, которое заняло в их жизни важное место. В диалоге "Тимей" древнегреческий философ Платон (428 - 348 до нашей эры) писал: "Солнце, Луна и пять известных звёзд, которые мы называем планетами, созданы Богом для того, чтобы мы имели возможность различать времена и подсчитывать их". Поскольку небесные светила давали возможность человеку "схватывать" время, то им, небесным светилам, начали приписывать и другие важные роли в жизни людей. Небесные светила начали обожествлять, давать им имена, по их расположению гадать, в их честь выделять отдельные дни и вводить счёт времени по неделям. Так было положено начало астрономии и астрологии. Люди того времени знали небесный свод намного лучше, чем преимущественное большинство наших современников. Так, в Египте еще более 4,3 тысячи лет тому назад жрецы по положению Солнца и звезды Сириус определяли за день-два наступление разлива Нила. За полтора тысячи лет до нашей эры в астрономическом каталоге египтян всё звёздное небо было разделено на части и описано как совокупность 43 созвездий.

Традиция, скажем так: месячно-солнечного исчисления времени и условия, скажем словами Дарвина: “борьбы за выживание” (Struggle for Life) наталкивали людей на согласование исчисление времени за фазами месяца с исчислением времени за положением Солнца на небосводе. Солнечно-месячные календари были повсеместно внедрены во всех древнейших странах мира: Египте, Китаї, Вавилоне, Персии, Самарии, Греции. Такие же солнечно-месячные календари были обнаружены у американских туземных племён: ацтеков, инков и других. И везде с использованием солнечно-лунных календарей возникали проблемы.

Астрономические наблюдения астрономов многих стран ещё до нашей эры показали, что полное согласование дней (суточного времени) с движением по небесной сфере Месяца, Солнца, планет и звёзд невозможно в принципе. Движения указанных светил обусловлены множеством факторов. При этом надо заметить, что числовые величины времени движения Земли вокруг своей оси и движения Солнца, Луны и Звёзд по небу - величины несовместимые между собою. К тому же Земля вокруг Солнца, а Месяц вокруг Земли движутся не по кругу, а по эллипсу. Это движение тормозится обоюдным тяготением, изменяется в зависимости от изменений орбит движения, от орбиты движения Солнца в Галактике и тому подобное. Так, например, от весеннего равноденствия в 1899 года до весеннего равноденствия в 1900 года Солнце за 365.242196 дня; сейчас - за 365.242190 дня, а в 2100 году - будет только 365.242184 дня.За точными измерениями ученых Тропический солнечный год (от весеннего равноденствия до весеннего равноденствия) в 1998-1999 году  равнялся 365.2421896698 дня, или 365 дней 5 часов 48 минут 45.184 секунды. Следовательно, через 200 лет Солнце ускорит свое движение по небесному своду за год на 0.000012 дня, или на 1.0368 секунды. С этого можно сделать вывод, что наша Земля неуклонно “падает” на Солнце. Изменяет свое движение и Месяц. Так, в 1900 году от новолуния до новолуния проходило 29.530886 дня, сейчас - 29.5305889, а в 2100 году - будет 29.5305891. Следовательно, за 200 годов движение месяца вокруг земли удлинится на 0.0000005 дня, или на 0.0432 секунды. С этого можно сделать вывод, что в далёком будущем Месяц удалится от Земли в космическое пространство и станет самостоятельной планетой.До  недавнего  времени считалось, что под влиянием тяготения между Землей и Луной и как последствие этого - приливов и отливов, движение Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси будет замедляться до тех пор. Пока между ними не установится равновесие. Тогда, мол, Луна 'зависнет' над одной географической параллелью и будет просматриваться из  Земли недвижимой. (Это мнение разделяет Энгельс в своей 'Диалектике природы'.) Сейчас такое допущение признается невероятным. Еще с большими темпами замедляется (главным образом под влиянием тяготения месяца) обращения Земли вокруг своей оси. Хотя указаные высше величины ускорения/торможения, ничтожно малы, - за тысячи и миллионы лет они превращаются в значительные абсолютные величины.


В оглавление