7. Летоисчисление и Пасхалия Дионисия Малого.

Набожный Дионисий Малый, приступая к выполнению поручения папского канцлера, отказаться от летоисчисления по эре Диоклетиана, - Римского императора, который был одним из наибольших врагов христианства, и ввёл исчисление годов от рождения Иисуса Христа.Год рождения Иисуса Христа Дионисий Малый назвал Годом Божьим (Annus Domini) и предложил после указания года писать две буквы Сопоставляя евангельские сообщения с историческими документами, он пришёл к заключению, что Иисус Христос родился 525 годов тому назад - в 754 года от основания Рима, и предложил считать этот год первым годом христианской эры.

При поддержке Бонифация Второго Дионисий на основе постановлений Первого Вселенского Собору, с учетом изменений в дате весеннего равноденствия и дней празднования иудейской Пасхи составил новый цикл церковной Пасхалияї . Для того, чтобы разойтись с днем иудейской Пасхи, Дионисий Малый празднование христианской Пасхи отнес на первое воскресенье после 24 марта, которое будет весеннего равноденствия и после полнолуния. Таким образом, если случится так, что после весеннего равноденствия первое воскресенье припадет на 22, 23 или 24 марта, то празднования христианской Пасхи переносится на первое воскресенье после полнолуния в апреле месяце. Этими правилами соблюдалось требование Никейского Собора о праздновании Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолуния и в то же самое время удавалось избежать празднования христианской Пасхи с Пасхой иудейской.

Составляя Пасхалию, Дионисий Малый учитывал циклы греческого астронома Метона, согласно которым через каждых 19 лет числа солнечного года за юлианским календарём фазы месяца совпадают. Учёный монах уже самостоятельно подсчитал, что таким образом в юлианском календаре через 28 летНеделя содержит в себе  7 дней, а через четыре годы юлианского  календаря повторяются числа каждого месяца. Таким образом,  4 х 7=28. Через 28 лет  повторяется полное совпадение дней недели с числами  месяца. дни недели совпадают с всеми числами месяцев. Следовательно, через (19 х 28) 532 годы за юлианским календарём начнется новый цикл полного совпадения чисел месяца юлианского календаря, дней недели и фаз Луны. Всё это позволило Дионисию Малому составить Вечную Пасхалию. При ёё наличии уже не надо высчитывать ежегодно момент равноденствия, угадывать дату иудейской Пасхи и числа воскресного дня. Достаточно посмотреть у Вечную Пасхалию. За этой Пасхалией и в настоящее время православные церкви отмечают дату Воскресения Иисуса Христа.

После смерти папы Бонифация II простаковатые римские чиновники выгнали из папской всех "сли-и-ишком умных" греков, в том числе и Дионисия Малого. Предложенное им летоисчисление было отброшено, а его Вечной Пасхалией стали пользоваться анонимно. Только через два столетия выдающийся англо-саксонский монах Беда из Нортумбриана (673-735)Беда Нортумбрианський признансвятым в католической и православной церквах и получил название: 'БедаГлубокоуважаемый' (Bede Venerable -церковнославянским  языком - Беда Достопочтенный). Беда считается основателем и одним из наиболее видных  деятелей английской христианской  культуры. обратил внимание на работы Дионисия Малого и принялся их активно пропагандировать. Со своей стороны Беда продолжил приспособление календаря Дионисия малого до исторических событий. Он принял счёт годам от рождения Христа и дополнительно предложил считать года до рождения Христа (Before Christ, B. C.) и таким образом провел сплошную хронологическую линию от Создания Вселенной через Рождение Христа в современность. От Беды Достопочтенного началось введение юлианского календаря Дионисиевым летоисчислением в быт сначала церковной, а потом и государственной жизни христианских стран. Этот процесс растянулся на столетия. Так, в России юлианский календарь, на смену календарю Византийскому, летоисчисление по Дионисию Малому было введено только 1-го января 1700 года Указом царя Петра I.До 18 столетия  в России летоисчисление велось от создания Мира  (5508 лет до в рождения Христа), а православная церковь  придерживается летоисчисления  от Создания Мира до сих пор.

Подытожим высказанные расчеты. Итак, христианская Пасха по Дионисию Малому всегда отмечается после весеннего равноденствия (1) согласно юлианского календарю (2) и не раньше третьего дня после иудейской Пасхи (3). По юлианскому календарю даты празднования пасхи рассредоточены между 25 марта и 25 апреля включительно. Начиная с 532 года Пасхалия Дионисия Малого введена в действие и воспринята всем христианством. После каждых 532 годов цикл этой Пасхалии неизменно повторяется.


В оглавление