МИР И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

  1. Существует Мир. И существует мировоззрение – комплекс представлений человека о Мире.
  2. Принято говорить, что Ньютон открыл закон Всемирного Тяготения, Эйнштейн открыл Теорию Относительности, Максвелл – закон токов смещения и т.д. Но что есть открытие? Разве люди, жившие до Ньютона, не знали о существовании силы тяжести? Как же они могли не знать о ней, если в каждый миг своей жизни ощущали ее воздействие? Разве за много веков до Ньютона люди не пользовались весами для определения количества, например, товара, который они продавали на рынке? Они знали о существовании этой силы и знали, что есть закон, по которому эта сила действует на все, что существует на нашей планете, однако они не обладали формой выражения этого закона, формулой, открытой Ньютоном. Если быть точным, то необходимо говорить, что Ньютон описал закон Всемирного Тяготения, а не открыл его. Он создал эффективный и простой язык понятий, пригодных для описания явления тяготения, включающий в себя основные понятия механики – понятия массы и силы. Он объединил эти понятия при помощи другого языка – языка математики, создав свою знаменитую формулу. Ньютон создал язык, пригодный для описания явления тяготения, язык, на котором можно эффективно общаться с самой природой и понимать ее явления, язык, который может запросто выучить сегодня любой школьник без необходимости вникать в суть процессов и явлений, описываемых этим языком. Язык – средство коммуникации и Ньютон создал язык, при помощи которого люди, не обладающие его способностями и талантами, могут просто и эффективно оформлять в готовую форму свои наблюдения за поведением небесных тел. Как только этот язык был создан, система знаний о движении небесных тел стала интенсивно развиваться. Ньютон создал не только язык небесной механики, он создал язык классической механики вообще, и этот язык лег в основу всего последующего развития науки.
  3. Представьте себе на мгновение, что у нас нет языка, на котором мы общаемся друг с другом каждый день, языка, которому мы обучены родителями с детства. Чему мы смогли бы научится, как обменивались бы опытом и знаниями? Никак. Человек может учиться ровно в той степени, в какой он способен общаться с источниками знаний. Знания могут передаваться и развиваться ровно в той степени, в какой распространен среди людей язык, на котором они описываются. Разумеется, не надо забывать и об индивидуальных способностях человека, но они мало влияют на способность человека к обучению. Сегодня не надо быть Ньютоном, чтобы узнать закон тяготения. После того, как язык создан, все, что остается в дальнейшем людям – выучить его.
  4. Язык физики – один из примеров универсального языка, на котором можно описывать действительность. По мере того, как этот язык развивался, он усложнялся и дополнялся все более отвлеченными понятиями. Он стал описывать явления, не наблюдаемые в повседневной жизни, и если можно говорить о том, что люди знали о существовании силы тяжести до создания теории тяготения, то справедливо ли говорить, что они знали и о существовании, например, электрического тока? Ведь до того, как на основании знаний об электричестве были созданы первые генераторы тока, его просто невозможно было обнаружить в природе естественными средствами чувств человека. Если говорить о современной физике, то она не только рассказывает о явлениях, не обнаружимых человеком в условиях естественной (не техногенной) среды обитания, но и о явлениях, вообще не имеющих в ней, на первый взгляд, никаких аналогов, таких как, например, вероятностное поведение элементарных частиц.
  5. То, что язык физики далеко вышел за рамки обыденного восприятия человека, говорит о том, что он сам по себе все время эволюционировал, как живое существо, он рос и развивался. Но что являлось почвой, на которой он рос? И что являлось движущей силой его роста? Почвой, на которой он вырос, являлся эксперимент, а движущей силой этого роста – стремление ученых к логичному объяснению окружающего мира на основании опыта. Разум человека являлся средой обитания этого языка, как и любого другого, имеющего хождение среди людей.
  6. Диалектическая философия учит нас, что нечто новое может возникнуть и развиваться только в результате взаимодействия двух противоположностей. Язык – продукт мышления, порожденный взаимодействием логики и восприятия. В случае языка физики, восприятие конкретизируется в физическом эксперименте.
  7. Мышление человека многогранно. В первую очередь, человек может мыслить собственным мировосприятием, т.е. звуками, образами и т.д. Когда художник создает картину, он мыслит именно таким образом. Этот тип мышления логически нейтрален, т.е. в нем не содержится ни утверждений, ни отрицаний. Художник создает реальность картины и вопрос о существовании или несуществовании этой реальности в действительности его занимает только тогда, когда он хочет воссоздать на полотне что-либо, что он считает действительно существующим.
  8. Помимо этого типа мышления человек может мыслить символами, т.е. обозначениями. В качестве обозначений опять же может выступать само восприятие, т.к. любой образ, звук и т.п. может в сознании человека что-либо символизировать или с чем-либо ассоциироваться. В качестве обозначений выступают также и слова языка (в широком смысле). Человек может мыслить фразами языка. Язык это набор символов (алфавит), слов и ассоциаций слов с понятиями, которые эти слова кодируют. В качестве алфавита устной речи выступают звуки языка, а в качестве алфавита символьной речи выступают изображения букв. Примерами символьной речи являются письменная речь, язык математики, нотная грамота, любые схемы и чертежи и т.д. Символическое мышление является синонимом абстрактного мышления, ибо символ есть абстракция от восприятия, что-то вроде ярлычка на папке, описывающим ее содержимое. Абстрактное мышление есть не что иное, как мышление на языке, и оно делает возможным архивацию, классификацию и систематизацию информации в сознании человека, т.е. установление взаимосвязей между мыслями. Символы – это мысли-связки. Абстрактное мышление служит не для создания, а для описания реальности на каком-либо языке, притом только той ее части, которая каким-либо образом уже нашла отражение в сознании человека.
  9. И, наконец, человек может мыслить формально-логически, т.е. рассуждать. Рассуждение является частным случаем абстрактного мышления, предельным случаем, когда существуют только два основных символа – логическая истина и логическая ложь или булевские единица и нуль. Помимо этого в языке логики существуют логические операции над этими символами, такие как отрицание, конъюнкция, дизъюнкция и т.п. В дискретной математике доказывается, что для существования замкнутой формально-логической системы помимо понятий истины и лжи необходимы только три основные логические операции (как раз те, которые я только что назвал), все остальные могут быть получены как комбинации трех основных. Помимо традиционной двоичной логики существуют и другие: многозначные, вероятностные и т.п., но все они, как и вообще любой раздел математики, могут быть сконструированы на базе двоичной логики с введением дополнительных понятий, определений и аксиом.
  10. Таким образом, существуют два диаметрально противоположных полюса мышления: мышление восприятием, и формально-логическое мышление. Первый тип мышления совершенно непрерывен и субъективен, он описывает все наше бесконечно многогранное и субъективное восприятие мира. Второй тип мышления совершенно дискретен, объективен и точен, ибо логика базируется всего на двух символах, не зависит от конкретного сознания и безусловно подчиняется совершенно строгим правилам вывода.
  11. Эти две крайности, как и любые другие крайности, сходятся. Они дополняют друг друга, формируя мировоззрение подобно тому, как кости и мышцы формируют наше тело. Логика является общим скелетом мировоззрения, который структурирует его, превращая наш опыт из бесформенной массы в стройные мировоззренческие системы. Поэтому наше восприятие может быть формально описано любым языком, в том числе и математически, т.к. в основе структуры любого языка лежит логика. Наиболее совершенным общеизвестным на сегодняшний день математическим описанием результатов нашего восприятия являются фундаментальные законы физики.
  12. Между этими двумя полюсами и располагаются все возможные языки (в широком смысле этого слова). Взаимодействие непрерывного и субъективного восприятия с дискретной и объективной логикой рождает различные языки, которые можно расположить между восприятием и логикой в порядке возрастания их точности, объективности и структурированности так, как это показано ниже на схеме.
    Непрерывное восприятие -> Живой язык -> Литературный письменный язык -> Протокольный язык или язык констатации событий -> Командный язык или язык директив -> Язык математики -> Формальная логика.
  13. Непрерывное восприятие это восприятие мира таким, каков он есть, бездумное восприятие, восприятие, не пропущенное через призму описаний, моделей и суждений, т.е. восприятие не пропущенное через призму языка.
  14. Живой язык включает в себя устную речь, язык жестов, мимику и т.п. и служит для наиболее полного описания восприятия, включая эмоциональную компоненту.
  15. Литературный письменный язык передает все то же самое, но словами, не передавая непосредственно эмоциональные компоненты, но предоставляя человеку свободу эмоциональных ассоциаций, т.е. свободу возмещать подразумеваемые эмоции своими собственными.
  16. Протокольный язык служит для простой констатации фактов без эмоциональной составляющей, т.е. для передачи данных. В частности, язык науки имеет протокольную составляющую для описания результатов эксперимента. Протокольный язык предоставляет человеку полную свободу выбора своего отношения и эмоций к передаваемой информацией, т.к. полностью эмоционально нейтрален сам по себе.
  17. Командный язык или язык директив это язык присваивания и действия. Он служит для определения одних понятий через другие по формулам “Это есть то-то” или “Это значит то-то” и для определения действий по формуле “Если то-то, делай это”. Частным случаем командных языков являются алгоритмические языки. Командный язык предоставляет человеку свободу его применения к любому классу информации, укладывающемуся в его рамки, но полностью детерминирует его действия. В идеале он не должен оставлять свободы интерпретации команд и определений. В командных языках мы впервые сталкиваемся с совершенно четким разделением данных и операций над ними. Применение командных языков шире, чем протокольных, т.к. командные языки не привязаны к конкретным данным, а оперирую абстрактными данными.
  18. Язык математики является следующим по детерминизму языком после командного и, по сути дела, является линейным командным языком, т.е. командным языком, не допускающим ветвлений и циклов, т.к. основан на правиле последовательного обоснования утверждения. Он предоставляет человеку математические модели и свободу применять их к своему восприятию. При этом свобода применения становится очень высока, т.к. одна и та же математическая фраза (выражение, формула) может вмещать в себя информацию о множестве природных явлений. Например, волновое уравнение описывает распространение света, звука, применимо к описанию поведения любой упругой динамической системы и т.п.
  19. И, наконец, язык формальной логики, который можно назвать языком языков, лежащий в основе любой формы детерминизма в любом языке и являющийся своеобразным конструктором математики. Он абсолютно предопределен, но предоставляет человеку абсолютную свободу рассуждать обо всем, что ему известно, т.е. имеет бесконечный спектр применения (т.к. восприятие бесконечно и непрерывно, даже если оно ограничено какими-либо рамками). Все логические фразы (высказывания) строятся по двум шаблонам: “Это есть истина” или “Это есть ложь”.
  20. Но возникает вопрос о критерии истины, который замыкает всю иерархию языков саму на себя. Природа мышления такова, что человек хочет найти подтверждения своим мыслям.
  21. Основной вопрос об истине, который создает это замыкание, формулируется следующим образом: истинно ли наше восприятие? Этот вопрос есть исток всех вопросов, которые только могут возникнуть в сознании человека. Этот вопрос рождается как диалектическое взаимодействие двух противоположностей: логики и восприятия. Он является движущей силой расширения сознания и отвечает за эволюцию всех возможных языков, которые находится этими двумя полюсами мышления – восприятием и формальной логикой. В каждом конкретном случае этот вопрос конкретизируется в конкретную форму, когда замыкание, появившееся в самом начале иерархии языков, поднимается на более высокие уровни абстракции.
  22. Так возникают аналогичные вопросы: истинно ли наше описание восприятия, истинно ли наше изложение фактов, истинны ли наши правила, истинны ли наши математические модели, истинно ли какое-либо математическое утверждение (теорема, которая еще не доказана) и, наконец, истинны ли наши логические утверждения, т.е. суждения? Все эти вопросы отвечают за эволюцию соответствующих им языков.
  23. Последний из этих вопросов сам по себе представляет особый интерес, т.к. вопрос об истинности суждения по сути дела является ни чем иным, как вопросом об истинности самого критерия истинности, т.к. сама истинность суждения в рамках формальной логики абсолютно предопределена, т.к. устанавливается по совершенно строгим правилам логического доказательства. Вопрос о критерии истинности рождает известный с древнейших времен логический парадокс, известный как парадокс лжеца.
  24. Зададимся вопросом “Истинно ли то, что я говорю истину?” Если ответ утвердительный, то получается замкнутый логический цикл, ибо критерий истинности мы пытаемся оценить в рамках его самого. Следующий виток этого цикла выглядит так: “Истинно ли то, что истинно то, что я говорю истину?”, и этот цикл может продолжаться до бесконечности. Чтобы наглядно представить себе этот парадокс включите вечером телевизор и посмотрите программу РТР “Вести”. Там в студии новостей в качестве оформления на заднем плане присутствуют телевизоры, некоторые из которых показывают ту же самую телепередачу РТР “Вести”. Телевизор, который показывает телепередачу про самого себя, демонстрирует на экране бесконечное множество телевизоров в телевизоре, это похоже на телевизионный аналог русской матрешки. Еще один наглядный пример этого эффекта можно увидеть, посетив бывшую усадьбу графов Шереметевых “Кусково” в Москве. В центральном здании усадьбы главная галерея комнат замыкается по торцам крайних комнат двумя огромными зеркалами. Вся анфилада комнат переотражаясь в этих двух зеркалах рождает иллюзию бесконечной продолжительности череды роскошных залов дворца.
  25. Эти два наглядных примера демонстрируют невозможность установления истинности самого критерия истинности, т.к. процедура этого установления представляет собой бесконечную последовательность логических операций. Значит ли это, что мы не в состоянии познавать мир? Утвердительный ответ означает высказывание “Истинно то, что я всегда лгу”. Это высказывание и есть парадокс лжеца, т.к. если я всегда лгу, то не могу сказать истины, но тогда то, что я всегда лгу – не истинно, следовательно, я могу сказать истину. Это – второй логический аналог иллюзорно-бесконечной анфилады комнат с двумя зеркалами.
  26. Невозможно установить истинность наших суждений о мире в целом, и невозможно установить их ложность. На любое суждение, которое касается всей Вселенной в целом невозможно дать ответ ни “Да”, ни “Нет”. Истинность наших суждений может быть установлена только в жестких логических рамках формальных теорий, таких как математика. Если у нас есть рамки, то у нас есть истина и ложь, если их нет, то мы не можем ни утверждать, ни отрицать. Это значит, что любое суждение имеет смысл только в рамках заранее оговоренных ограничений.
  27. В математике в качестве этих рамок выступают аксиомы, лежащие в основе каждого из ее разделов. В дискретной математике Геделем доказана Теорема о неполноте формальных систем, согласно которой эти рамки всегда могут быть расширены или опровергнуты, и невозможно доказать истинность самой математики, оставаясь в рамках логики. Любой постулат любого раздела математики может быть пересмотрен, и это породит новый раздел математики. Так, благодаря пересмотру Пятого постулата о параллельных прямых евклидовой геометрии появилась геометрия Лобачевского, а благодаря пересмотру постулата о том, что через две точки может проходить только одна прямая – сферическая геометрия. Оба этих раздела геометрии объединила в себе геометрия Римана – геометрия пространства с переменной кривизной.
  28. Невозможно установить истинность суждения, когда оно охватывает всю Вселенную. Невозможно установить истинность самого критерия истинности. Эту невозможность я наглядно продемонстрировал выше, теперь необходимо понять, почему это так. Все дело в том, что вопрос, утверждение и отрицание сами по себе существуют только в рамках языка. В языке они существуют в силу того, что язык сам по себе устанавливает определенные рамки, в которых и существуют эти самые “Да” и “Нет”, ибо они могут существовать только в рамках.
  29. Однажды настоятель дзенского монастыря построил перед собой всю монастырскую братию и сказал: “Тридцать палок тому, кто утверждает, тридцать палок тому, кто отрицает!” Он пытался таким образом “внушить”, что утверждений и отрицаний в природе не существует, они существуют только в рамках языкового, т.е. абстрактного мышления человека. Он пытался подвести своих учеников к восприятию мира, как он есть, ибо восприятие не бывает истинным или ложным. Истинно ли небо, солнце, река? Ни “Да”, ни “Нет”. Вопрос “Истинно ли твое восприятие?” является примером дзенского коана, это вопрос, на который невозможно ответить.
  30. Когда мы говорим, что мы знаем что-либо, мы обычно подразумеваем, что можем отвечать на вопросы. Если мы знаем физику, мы можем делать утверждения относительно траекторий движения планет, и мы можем отрицать то, что они не таковы, какими их предсказывают уравнения небесной механики. Но утверждения, отрицания и вопросы существуют только в рамках языка. Так что же все-таки на самом деле мы говорим, когда говорим, что знаем что-либо? Мы знаем язык. Если под знанием понимать умение отвечать на вопросы, то мы можем знать только язык, и ничего более.
  31. Сам по себе язык не может быть истинным или ложным, ибо истина и ложь существуют только в рамках языка и, следовательно, являются чем-то меньшим, чем он сам.
  32. Мировоззрение человека, как уже было сказано в самом начале, есть комплекс представлений человека о мире. Это система взаимосвязанных понятий, поэтому любое мировоззрение в большей или меньшей степени абстрактно, ибо в нем присутствуют символы – мысли связки, поэтому мировоззрение есть не что иное, как индивидуальный язык, выработанный в сознании человека для общения с окружающей действительностью. Как и любой язык, мировоззрение само по себе не может быть истинным или ложным, т.к. истина и ложь сами по себе есть элементы мировоззрения, поэтому все мировоззренческие споры об истинности или ложности той или иной системы умозрительных представлений являются изначально абсурдными.
  33. Мировоззрений существует столько же, сколько существует разумных людей. Мировоззрения можно объединять и классифицировать по некоторым характерным признакам. Так возникают классы мировоззрений или абстрактные мировоззрения. Религия, наука, эзотерика и т.д. являются абстрактными мировоззрениями, содержащими ряд основных положений, которые конкретизируются уже отдельно взятыми людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и особенностей их окружения. Все это – различные языки, говорящие об одном и том же, – окружающем нас мире, – но разными словами, иногда – метафорически, иногда – буквально.
  34. Непонимание возникает оттого, что люди пытаются общаться на разных языках. Избавиться от непонимания можно только выработав с оппонентом общий язык, или изучив язык оппонента. Для того чтобы в Англии понимали вопрос “Как пройти в библиотеку?” его необходимо задавать на английском языке, и это совершенно естественно.
  35. Человек свободен в общении ровно на столько, насколько богат его язык и настолько, насколько многими языками он владеет. Для описания мира существует множество языков: язык поэзии и язык прозы, язык науки и язык эзотерики, язык философии и обычная устная речь. Когда кто-либо стремится описать реальность только на каком-либо одном языке, он ограничивает сам себя. Глупы те ученые, которые стремятся все наше восприятие свести к процессам, описываемым физикой. Глупы те верующие, кто под положения религии стремятся подвести современные достижения науки. Глупы те психологи, которые все проблемы человека сводят к сексуальным. Глупы те врачи, которые видят причину болезни только в нарушении естественных биохимических процессов тела человека. Все это так же глупо, как пытаться заставить все население планеты говорить на каком-либо одном языке. Если бы это удалось сделать, это нанесло бы непоправимый ущерб культурной жизни человечества.
  36. Но верхом глупости являются споры о предпочтении одного языка перед другим. Любой язык предпочтителен в области, которую он описывает. Гамбургер существует для того, чтобы набить им желудок, а бензин – чтобы заправлять машину, но если Вы начнете запивать гамбургер бензином, вряд ли из этого выйдет что-либо путное. Когда богословы начинают подтверждать истинность священного писания ссылками на современные естественнонаучные знания или ученые пытаются на основании уравнений физики обосновать верность религии, что стало в последнее время популярным приемом привлечения людей в религию, это выглядит так же абсурдно. Когда атеисты привлекают для доказательства несуществования Бога математическую статистику и теорию вероятностей и говорят: “нельзя, конечно, совершенно точно сказать, что его нет, но на основании теоремы Байеса можно сказать, что его нет с очень высокой степенью достоверности”, это выглядит не лучше. Все это не что иное, как помесь французского с нижегородским. Это выглядит так же нелепо, как фраза “Ай хочу ту хев завтрак”. Дискуссии о существовании или несуществовании Бога могут идти только в рамках самой религии, ибо слово “Бог” является элементом ее языка. Точно так же, дискуссии относительно тех или иных свойств элементарных частиц и физических полей могут идти только в рамках физики, ибо эти понятия являются элементами ее языка.
  37. Вы свободны в выборе языка, на котором Вы общаетесь с окружающей действительностью. Но если Вы начинаете мыслить на языке, окружающая действительность принимает форму Вашего языка. Если Вы мыслите на языке, он становится призмой, через которую преломляется выше восприятие, и если Вы хотите воспринимать мир чистым, берегите чистоту Вашего мировоззрения.
  38. Вы можете мыслить на языке религии – языке Рая и Ада, Бога и Дьявола, и мир будет принимать форму этого языка. Он будет представляться Вам воплощением арены борьбы Светлых и Темных Сил.
  39. Нужно ли Вам это?
  40. Вы можете мыслить на языке науки – языке материальных частиц и энергии, и мир вокруг Вас будет принимать форму этого языка. И Ваша духовная жизнь будет представляться Вам воплощением биохимических процессов вашего тела.
  41. Нужно ли Вам это?
  42. Вы можете мыслить на языке экономики – языке купли-продажи, и мир вокруг Вас будет принимать форму этого языка. И вся жизнь людей будет представляться Вам переплетением и взаимодействием корыстных интересов.
  43. Нужно ли Вам это?
  44. Вы можете говорить вежливо, а можете браниться через каждые два слова, и к Вам придут общаться с Вами люди, для которых язык брани – родной, и непосредственно окружающее Вас общество само собой станет таким, каким является Ваш язык. Бранитесь, если хотите слышать вокруг себя брань, проклинайте, если хотите слышать вокруг себя проклятия, оскорбляйте, если хотите слышать вокруг себя оскорбления, унижайте, если хотите быть в обществе униженных. И не думайте, что если Вы не говорите всего этого вслух, Вас не услышат, ибо образ мышления человека проявляется во всем, и он формирует действительность вокруг него.
  45. Выбирайте себе мировоззрение таким, каким бы Вы хотели бы видеть мир вокруг себя, но задайте сперва себе вопрос: “Почему я хочу видеть его таким, а не иным?”
  46. Если Вы хотите понимать физиков, научитесь языку физики, если Вы хотите понимать богословов, научитесь языку религии, если Вы хотите понимать мистиков и магов, научитесь языку эзотерики.
  47. Ну а если Вы хотите понимать основателей религий – великих Учителей прошлого, таких как Иисус и Будда, Вам надо очень мало. Вам всего лишь надо научиться их языку – языку Любви ко всему сущему. Вам надо научиться мыслить без слов, ибо Любовь – средство самовыражения, но не словами, а всем своим существом. Это искусство видеть вещи тем, чем они действительно являются, слышать музыку тишины и отвечать на все вопросы молчанием. Это знание того, кто Вы есть на самом деле. Это знание Истины, но не истины слов, а Истины самой Жизни, которая царит над всем, но не правит ни чем. Она повсюду и нигде, незрима и безмолвна, но проявляется во всем, и говорит громче всяких слов.


Голубовский Д.О.
17 октября 2000 г.


"Научный Атеизм" 2000