Атеисты тоже могут быть моральными
Венди Каминер


Принимая во внимание печальное состояние научного образования, вероятно, больше американцев верят в Бога, чем в закон всемирного тяготения. Для верующих (а их около 95% населения) является постулатом, что без религии не может быть добродетели. Так что по мере приближения нового тысячелетия и усиления интереса к сверхъестественному не удивительно, что вера преподносится как решение проблем злоупотребления наркотиками, беременности среди подростков и прочих социальных зол.
      Некоторые церкви выступают против государственного финансирования социальных услуг, предоставление которых основывается на вере: Пресвитерианская церковь США, Американские баптистские церкви США и Объединенная методистская церковь входили в коалицию, противостоявшую недавно принятому федеральному законодательству, предоставляющему церквям право распоряжаться программами социального обеспечения, финансируемыми из федерального бюджета. Однако политикам опасно выступать против партнерства церкви и государства, и практически невозможно себе представить, чтобы какой-либо кандидат на государственную должность поставил под сомнение благотворный эффект религии - хотя эмпирических доказательств этого и немного.
      
       Реалии религиозных верований


      Люди принимают на веру ценность религиозных убеждений. Вероятно, так и должно быть. Вряд ли можно измерить тот исторический эффект, который организованная религия оказала на человеческое благосостояние. Как, например, сопоставить инквизицию и движение за гражданские права?


      Столь же трудно делать обобщения по части характера верующих, или считать, что религиозные убеждения автоматически означают добродетельное поведение. В конце концов, религиозные люди и практиковали рабство, и противостояли ему. Какой из этого можно сделать вывод - тот, что, как написала Мэри Маккарти (Mary McCarthy), "религия хороша только для хороших людей"?


      Отказ Маккарти от морализаторского эффекта религии сегодня, вероятно, не вызвал бы много споров, хотя многие верующие согласились бы с обратным заявлением, что религия плоха только для плохих людей. Однако даже этот принцип не применяется последовательно. Именно поэтому политические и религиозные позиции, как правило, определяют, относим ли мы акты терроризма на счет отдельных террористов или религий, которые воспитывают их. Американцы несколько охотнее объявляют мусульманский фундаментализм ответственным за акты иранских террористов, чем ортодоксальный иудаизм - за убийство Ицхака Рабина или расправу над палестинцами в мечети на Западном Берегу, предпринятую ортодоксальными экстремистами.


      Если исключить религиозные или этнические предрассудки, то в целом религиозные убеждения априори не осуждают. Им приписывают то добро, которое делают люди, и освобождают их от ответственности за вызываемое ими зло.
      
       Атеизм и золотое правило


      Атеизм, однако, отождествляется со злом и моральной анархией; и некоторые атеисты, действительно, не вполне добродетельны - точно так же, как некоторые религиозные люди. В целом неверующие, конечно, не лучше, чем верующие; но хуже ли они?


      Трудно строить последовательную защиту атеизма и при этом не выглядеть столь же односторонне, как религиозные фанатики, цитирующие писание. Но, по крайней мере, можно признать, чем атеизм не является: он не является имманентно нигилистическим, как считают многие; он не лишает Вас моральных стандартов или инстинктов.


      За исключением садомазохистов, усвоенные в детстве уроки золотого правила вполне могут заменить нам в качестве основы приемлемого поведения басни о Боге, вручающем Моисею табличку с заповедями. (Собственно, обычно садомазохисты лучше себя чувствуют с религией, учитывая некоторые присущие ей элементы авторитаризма и самобичевания). Не поощряет атеизм и гедонизма. Убеждение в том, что нет никакой космической справедливости, может способствовать стремлению к справедливости на Земле. Атеизм лишает Вас роскоши верить в то, что за причиненное в этом мире зло отвечать придется в следующем.


      Атеисты - не верят в чудеса; без веры люди опираются на разум - качество, которое мало ценится в эти предшествующие новому тысячелетию годы. Это не означает, что они отвергают эмоции, как мистер Грэдграйнд у Диккенса, и считают, что человеческие существа подобны компьютерам. Едва ли для того, чтобы испытывать страсти, нужно верить в сверхъестественное. Атеисты бывают столь же иррациональными в своих предпочтениях и личной жизни, как и верующие, но, вероятно, они меньше внимания уделяют гороскопам или считают, что были похищены инопланетянами.


      Однако они с такой же вероятностью могут руководствоваться чувствами или инстинктом, в дополнение к разуму. Чтобы ответить на моральные вопросы, вопросы о целях и средствах, неверующий, как отметил Бертран Рассел, обратится "своему сердцу". Эти вопросы "относятся к сфере … эмоций, чувств и стремлений … к сфере, которая не является разумом, хотя и не должна ни в какой степени ему противоречить". Безверие может сделать моральный выбор сложнее; оно требует активной внутренней жизни, а также способности четко мыслить и поддерживать связь с миром.


      Кроме того, наука может объяснить наши этические импульсы так же, как религия. В "Ошибке Декарта", интригующем исследовании взаимосвязи между эмоциями, логикой и моральными суждениями, невролог Антонио Дамасио (Antonio Damasio) говорит, что существуют "биологические механизмы, стоящие за самым возвышенным человеческим поведением." (И эти механизмы будут Вами управлять вне зависимости от того, считаете ли Вы, что их создал Бог).


      Здравый смысл говорит, что родительское воспитание, так же, как и вера в божественное, помогает сделать людей хорошими. В конце концов, можно внушить детям уважение к справедливости и общепринятые этические нормы поведения, и при этом, не поощряя веру в Бога. (Я выросла в светском доме, и пока не совершала худших грехов, чем богохульство). Если дети признают, что на их стороне не стоит никаких богов, это может способствовать моральной скромности и уважению к другим точкам зрения.
      
       Разделяющее действие религии


      Безверие также может предотвратить жестокое сектантство, которое часто поощряется верой. В Алабаме, где судья в нарушение федерального закона вывесил на стене своего зала судебных заседаний текст. Десяти заповедей, еврейских детей, учащихся в государственных школах в графстве Пайк, заставляют участвовать в христианских религиозных обрядах. Организованные официальные религиозные мероприятия не являются необычными во многих школах страны, особенно на Юге, не смотря на то, что это запрещено федеральными законами. Члены религиозных меньшинств, которые противостоят такой практике, подвергаются преследованиям и даже угрозам физической расправы со стороны своих "богобоязненных" соседей.


      Учитывая живучесть религиозного фанатизма, не говоря уже об истории религиозных войн, несколько странно считать религию противоядием от социальных беспорядков. Разумеется, религиозные убеждения надо уважать и поддерживать - все религиозные убеждения, или отсутствие таковых. Союз между церковью и государством неизбежно ведет к возвышению одних верований над другими, а в государственной жизни религия порождает особенно вредные формы политики.


      Если Вы доверите религии какие-либо властные функции в государстве, - лучше помолитесь, чтобы боги спасли Вас от их последователей.