Законопроект "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" рассмотрит Государственная дума на своем пленарном заседании в среду, 11 июня. Законопроект устанавливает ответственность за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли.
Термин "навязывание", имеет субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих, - заявил сегодня журналистам заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству Николай Шаклеин, комментируя данный законопроект.
По словам депутата, этот документ был внесен в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Краснодарского края и рассмотрен Комитетом по госстроительству.
"Введение данной правовой нормы обусловлено тем, что в последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных сект, активно пропагандирующих свои религиозные взгляды. Одним из способов такой пропаганды является распространение религиозной литературы путем навязывания гражданам книг, брошюр, бесплатных листовок на улице, в общественном транспорте и других общественных местах", - говорит Шаклеин.
Законодатель отметил, что законопроект недостаточно концептуально обоснован: "В соответствии со статьей 28 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения".
Основываясь на указанных нормах законодательства, представляется затруднительным разграничить такое действие как "навязывание гражданам религиозной литературы или убеждений против их воли", за которое предлагается установить административную ответственность, и правомерное распространение своих религиозных убеждений как право, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях", утверждает депутат.
Таким образом, термин "навязывание", имеющий субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих.
Что касается состава административного правонарушения, сформулированного в части 2 проектируемой статьи, то он частично конкурирует с составом правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 5.26 Кодекса, устанавливающей ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. "С учетом изложенного, дополнение Кодекса указанными нормами представляется необоснованным", - говорит депутат.
Кроме того, Шаклеин утверждает, что авторами законопроекта не решен вопрос о внесении необходимых дополнений в статью 28.3 и главу 23 законопроекта, устанавливающие органы административной юрисдикции, которые наделяются полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении. То есть отсутствует механизм реализации предлагаемых норм на практике.
По мнению зампреда, в дополнении нуждается кодификационная часть законопроекта, которую следует изложить с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях после его опубликования.
Поэтому, на основании изложенного, Комитет по государственному строительству рекомендует отклонить в первом чтении проект Федерального закона "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли). |