Удивительное продолжение получило в Татарстане нашумевшее "дело о хиджабе", по которому, напомним, мусульманки добились права фотографироваться на общегражданский паспорт с покрытой головой. Сфотографироваться на паспорт в платке действительно можно. Но только в том случае, если предъявишь соответствующую справку, удостоверяющую мусульманское вероисповедание. Придуман этот порядок по инициативе татарстанских милиционеров - приказ Грызлова, разрешающий фотографироваться в хиджабе, никаких справок не требует.
- Когда ко мне в первый раз пришла женщина и попросила справку о том, что она - мусульманка, я конечно же был ошарашен, - рассказал "Известиям" имам-мухтасиб Казани и имам-хатыйб мечети Аль-Марджани Мансур-хазрат Джалялетдинов. - Почему паспортный стол просит такой документ?
Руководство Татарстанского управления паспортно-визовой службы (УПВС) пояснило религиозному деятелю, что таким образом отсеются лишние люди, которые в обычной жизни ходят не покрывая головы, а на паспорт хотят сняться в платке.
- Наверное, они исходят из того, что не каждый человек пойдет в мечеть просить эту справку, - полагает Мансур-хазрат. У него же заведена единая форма, в которой значатся графы для ФИО, даты рождения и места проживания - и отдельной строкой записано: "по вероисповеданию является мусульманкой, и ее религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора". Все это заверяется подписью хазрата и круглой печатью культового учреждения.
Начальник УПВС МВД Татарстана Галина Фахрутдинова подтвердила "Известиям", что согласовала такую форму документа с Духовным управлением (мухтасибатом) Казани:
- Справки возникли потому, что как-то нужно подтвердить религиозные убеждения. У человека же на лбу не написано, что он верующий. Мы решили, что в отношении пожилых никаких вопросов нет. Пожалуйста, пусть получают без справки. А молодежь, которой 15-16 лет... Вы же видите, какая она: сегодня в платке, а завтра на подиуме нагишом.
По словам г-жи Фахрутдиновой, после разрешительного приказа Бориса Грызлова в Татарстане выданы лишь "единицы паспортов" с фото по исламским канонам. Между тем, по сведениям Казанского мухтасибата, пожилые и молодые женщины получили в мечетях города более ста справок. Похожая ситуация и в районах республики.
- Удивляет ли меня эта ситуация? - рассуждает Мансур-хазрат. - Сначала удивляла, а сейчас как-то привыкли.
Имам-мухтасиб согласился, что это личное дело каждого человека - указывать, верующий он или нет. Вопрос свободы совести. И плохо, что это заставляют делать.
В УПВС утверждают, что выданные справки помогут создать базу статистических данных, выяснив, сколько проживает мусульманок. Только кому нужна эта база? Кстати, комментируя свой подписанный 31 мая приказ, Борис Грызлов заявлял, что дальнейшее развитие России как многоконфессиональной страны, построение правового государства и гражданского общества подразумевают реализацию в полной мере прав человека, в данном случае - свободы вероисповедания. Подчиненные г-на Грызлова в Татарстане восприняли это заявление своеобразно - придумали некий оправдательный документ, хотя, по словам Галины Фахрутдиновой, такой справки приказ министра не требует.
Пенсионерка Канифа Гарифуллина, сходившая вчера в мечеть Аль-Марждани за справкой для Приволжского районного УПВС, недоумевает:
- Зачем придумали эту бумажку? Мы ведь простые люди, не бандиты. Мне 75 лет, что я могу плохого натворить?
Справка "Известий"
Каноны ислама обязывают девушку, достигшую 13-14 лет, во избежание искушения мужчин закрывать открытые части тела, кроме лица и кистей рук. Без платка - хиджаба - женщину могут видеть только муж или близкие родственники, за которых она не может выйти замуж. В противном случае женщина совершает грех перед Всевышним.
Жительницы Нижнекамска Минниса Муксинова, Гельфания Ахметшина, Гульнур Нуреева, исповедующие ислам и постоянно носящие головной платок, были недовольны тем, что в их паспорта вклеено фото с непокрытой головой. В результате мусульманки весной прошлого года начали действовать в судебном порядке. Тяжба по "делу о хиджабе" длилась почти год. Суд Вахитовского района Казани отказал женщинам в иске против Управления паспортно-визовой службы (УПВС) МВД Татарстана. То же сделал и Верховный суд республики, а затем и Верховный суд России. Более того - даже Владимир Путин посчитал требования мусульманок блажью. Во время визита в Казань в конце августа прошлого года глава государства заявил, что считает правомерными решения судебных властей. По его мнению, в этой ситуации общегражданские стандарты выше религиозных норм. Кроме того, президент расценил желание мусульманок как моду, которая пройдет через некоторое время.
Но в середине мая 2003 года ситуация переменилась. Кассационная палата Верховного суда РФ признала за мусульманками право фотографироваться на паспорт в хиджабе. Служители Фемиды сочли, что служебная инструкция МВД от 15 сентября 1997 года "О порядке выдачи, замены, учета паспорта гражданина Российской Федерации" ограничивает одно из основных прав, гарантированных Конституцией, - право на свободу вероисповедания. Окончательная точка в споре была поставлена 31 мая нынешнего года, когда министр внутренних дел России Борис Грызлов подписал приказ, разрешающий усульманкам фотографироваться на паспорт с покрытой головой. |