Афганские власти освободили журналиста еженедельника "Афтаб" Сайеда Махдави, который провел неделю в тюрьме по обвинению в богохульстве. Этот шаг стал результатом компромисса, достигнутого между министром информации Афганистана Хамидом Мубаресом, защищавшим журналиста, и судьей Ахмадом Манави, который выступал за более суровое наказание. Сам Махдави называет себя "жертвой цензуры" и обещает, что "заткнуть ему рот никому не удастся".
Между тем в окружении президента Афганистана Хамида Карзая вынужденное заточение журналиста в тюрьме называют "лучшим средством для его спасения". На свободе Махдави подвергался смертельной опасности: отказавшись от защиты полиции, журналист сам удивлялся, что его "до сих пор не попытались убить".
Впрочем, гибель Махдави, похоже, не входила в планы людей, организовавших над ним процесс. Скорее наоборот - "богохульник" позволил фундаменталистам лишний раз вступить в "торг" с правительством: суд над журналистом стал поводом к началу новой дискуссии о приоритете мусульманских законов над "светскими" нормами.
В чем же состояло "преступление" журналиста? Всего лишь в том, что он позволил себе задать риторический вопрос: если ислам - самая молодая, самая совершенная религия, то почему же тогда мусульманские страны оказались "в хвосте" цивилизованного мира. Фундаменталисты сочли эту мысль "богохульством, которое может привести к дестабилизации Афганистана". Тысячи фотокопий нашумевшей статьи "гуляют" по рукам, чтобы лишний раз показать афганцам: центральная власть ничего не контролирует и позволяет журналистам писать все, что им заблагорассудится.
Не последнюю роль в выборе "жертвы" сыграла биография журналиста. Выходец из Афганистана, Махдави долгое время прожил в Иране, где пять лет учился исламу в одной из духовных школ. Заступившись за Махдави, афганские министры тем самым публично взяли под защиту "богохульствующего иностранца", который не желает считаться с реалиями и традициями страны.
"Американцы недооценивают угрозу, которую несет возвращение в страну радикальных исламистов", - считает бывший профессор права, а ныне министр юстиции в афганском правительстве Касем Фазелли.
Участники прошедшего недавно в Кабуле совета улемов (мусульманских богословов) потребовали от правительства сделать шариат единственным законом страны и "преследовать в судебном порядке любые выступления журналистов против ислама". Правительству предлагалось "активнее назначать духовных лидеров на руководящие посты в государстве". Взамен улемы обещали выступить на стороне центральной власти и не призывать население к борьбе с американцами.
По мнению Фазелли, некоторые силовые министры пытаются использовать улемов для борьбы с талибами. Случай с журналистом - удобный повод доказать фундаменталистам свою "лояльность". И при этом сохранить в глазах западного мира видимость демократии, назначив Махдаби "символическое" по мусульманским меркам наказание за богохульство. |