В делах религии энтузиазм всегда начинает постройку, но ловкость всегда завершает ее.
Вольтер

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Архив / Разное
BBCRussian.com: 18 декабря 2003 года
Глубокие корни французской светскости

Франция - не единственная страна Запада, настаивающая на отделении церкви от государства, однако она делает это более воинственно, чем другие.

Светскость - это, пожалуй, самое близкое для французов понятие к понятию "государственная религия". Атеизм продолжает традиции Французской революции, он - одна из основ прогрессивной мысли страны с XVIII столетия.

И до сих пор все, что хотя бы отдаленно напоминает об официальном признании религии - как, например, ношение в школах исламских платков - это табу для многих французов.

Даже те, кто противится запрету на ношение таких платков, делает это во имя более современного, более гибкого, но все-таки атеизма.

Эта традиция может считаться побочным продуктом французского католицизма: сторонники прогресса всегда считали проповедников скорее врагом, чем платформой для общественного блага, - в отличие от того, что происходило в некоторых протестантских странах.

Французские мыслители - Вольтер, Дидро и Монтескье - утверждали, что религия сеет рознь, невежество и нетерпимость.

СВЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  • 1789: Французская революция
  • 1789 и 1809: Французы маршируют по Риму
  • 1905: Закон об отделении церкви от государства
  • 1937: Школы получили распоряжение о недопустимости присутствия религиозных символов
  • 1989: Запрет на ношение религиозных символов в школах признан незаконным
  • 1994: Министерство говорит, что ''показные'' символы должны быть запрещены

На качелях истории

Французская революция привела к лобовому столкновению церкви и государства.

Активы церкви были конфискованы, а священников заставили присягнуть на верность республике.

И во время революции, и во время последовавшей реставрации монархии Ватикан изо всех сил старался не допустить распространения республиканских идей на остальную Европу.

Французы ответили тем, что дважды прошлись по Риму маршем - в 1798 и 1809 годах - и свергли непокорных понтификов.

Наполеон Бонапарт заключил некоторый мир с церковью, которая была взята под государственную опеку, но в дела которой государство не вмешивалось - до тех пор, пока церковь занималась исключительно духовными вопросами.

Соглашение это - конкордат - продолжалось столетие. В 1905-м, на вновь поднявшейся волне воинственного настроя по отношению к церкви, Третья республика отделила ее от государства.

Частные граждане

Закон об отделении предусматривал жесткий нейтралитет власти в религиозных вопросах.

Французское государство не могло позволить прозелитизма в общественных зданиях, и уж тем более в школах, куда ходили граждане завтрашнего дня.

Школа как зона, свободная от религии, - одна из основополагающих идей французского понимания гражданственности.

Эта страна всегда признавала индивида в большей степени, чем группу: французский гражданин должен быть верным своей стране, а вот официально санкционированной этнической или религиозной идентичности он не имеет.

И хотя иногда дело доходит до абсурда (жителей колоний в свое время учили тому, что их предками были галлы), в целом такое видение гражданственности никого не дискриминирует.

И школьные запреты нужно рассматривать именно в этом контексте. Кстати, в них нет ничего нового.

В 1937 году тогдашний министр образования Франции указал директорам всех школ на необходимость устранения из учебных помещений любых религиозных символов.

Тогда это решение не было ни противоречивым, ни спорным: государству тогда противостояли очень слабые оппоненты, да и общество было в подавляющем большинстве светским.

Разные поколения

В шестидесятые-семидесятые годы XX века во Францию в массовом порядке иммигрировали жители бывших североафриканских колоний, и это не могло не сказаться на жизни страны.

Первоначально никаких заметных перемен в отношении к религии не было. Первые иммигранты не хотели, чтобы их во Франции встречали те же муллы, которых они оставили дома.

И многие из этих - старых - иммигрантов с большим удивлением наблюдали за тем, как их дети, словно губки, впитывали постулаты консервативного ислама. Именно старые иммигранты - в числе самых активных сторонников запрета ношения мусульманских платков в учебных заведениях.

Однако молодые - второе и третье поколение иммигрантов - смотрят на вещи иначе.

Во Франции большинство из них живет в бедных районах. Для многих воинственный настрой и платок на голове - это способы выражения недовольства ущемлением, как они считают, их религиозной принадлежности.

Никто точно не знает, сколько во Франции мусульман; часто приводимая цифра 5 миллионов - это, вероятно, преувеличение. Однако недавние выборы в их представительный орган позволяют сделать вывод о том, что голос молодых антисветских и порой радикально настроенных мусульман звучит куда громче, чем призывы старших и более умеренных лидеров общин.

Раскол

Оказавшись перед лицом сложнейшей задачи, с которой он до сих пор не сталкивался, французский истеблишмент разделился.

Традиционалисты утверждают, что республика должна хранить верность своим светским принципам так же неуклонно, как и в отношении богословов-монархистов в прошлом.

Платки, в частности, говорят они, не должны надеваться в школах, поскольку это инструмент пропаганды нетерпимой версии ислама и символ подавления женщин.

Модернисты, с другой стороны, настаивают на том, что запрет сыграет на руку радикалам, и указывают, что принципы светскости не высечены в камне, а потому из них могут быть и исключения.

К примеру, в некоторых провинциях на востоке страны, которые в 1905 году, когда церковь была отделена от государства, конкордат соблюдался, но священнослужителям при этом дозволялось получать жалованье от правительства.

Неясные законы

Юридический статус платков в учебных заведениях неясен и остается полем жестоких теоретических сражений между традиционалистами и модернистами.

При этом Верховный суд Франции пока в большей степени находится на стороне модернистов. В 1989 году он принял решение, не отмененное до сих пор, в соответствии с которым запрет образовательной системы на религиозные символы был признан незаконным.

Тем не менее, суд признал, что учеников можно выдворять из школ за ношение символов, которые могут быть истолкованы как пропаганда того или иного религиозного учения.

В 1994-м министр образования заявил, что "показные" символы должны быть запрещены, однако интерпретацию этого определения оставил на усмотрение директоров школ.

Президент Жак Ширак, традиционалист, уже призывал к принятию нового законодательства, способного прояснить этот вопрос.

Его оппоненты, однако, говорят, что такое законодательство может только ухудшить ситуацию.


Внешние ссылки:
Глубокие корни французской светскости - исходный материал с сайта BBCRussian.com
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa