1 июня - в День защиты детей - в Москве закончилось комплектование детских садов на следующий сезон. Однако 117 детсадовцев и их родители из района Дорогомилово оказались в подвешенном состоянии: их садик закрывают, а взамен пока ничего не предложили. Двухлетнее сопротивление заведующей и родителей сломлено: здание детского сада № 154 столичный департамент имущества передает православной гимназии.
Два года назад руководство Московской железной дороги, которой до недавнего времени принадлежал детский сад № 154, решило избавиться от ведомственной "социалки" - сбыть убыточное имущество любому желающему. Благая весть долетела до школы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, более известной под прежним названием - православная гимназия в Крылатском. Школа теснится во флигеле одного из детсадов, 130 детей обучаются в две смены, поэтому возможность переехать в собственное здание подвернулась весьма кстати. Однако, поразмыслив, МЖД дала обратный ход: не стоит разбрасываться недвижимостью, помещение детского сада можно использовать, например, под ведомственное санитарно-экологическое учреждение. Но покровители православной школы из Московской патриархии, Госдумы и правительства Москвы завалили обращениями президента ОАО "Российские железные дороги" Геннадия Фадеева, и тот согласился отдать детсад кому велено. 8 апреля распоряжением правительства Москвы здание садика перешло в ведение столичного департамента имущества, и в скором времени в нем появятся арендаторы - православная школа. До конца июня здесь остаются 23 малыша, остальные разъехались по дачам и курортам. Вопрос о том, что с ними будет дальше, не решает никто.
- Там нет детей железнодорожников, - разъяснил "Известиям" замначальника службы управления персоналом ОАО "РЖД" Виктор Матюхин и со вздохом добавил: - Вы поймите, на нас наседали. Район престижный: рядом Кутузовский проспект. Это решалось в самых высоких сферах...
Администрация детсада простить не может предательства со стороны некогда родного ведомства.
- Железная дорога только зарплаты платила, - переживает заведующая Екатерина Кормес, - установила для родителей ежемесячную плату в 3 тысячи рублей. Все эти деньги шли на ремонты, коммунальные услуги, детское питание, закупку оборудования. А теперь нас выбрасывают на улицу: 57 детей в этом году и еще 60 записались. Когда ко мне пришли представители школы, я объясняла, что здесь дети! Но их это не останавливает. Неудивительно, что матушка Мария потом говорила обо мне, что я нервная.
Матушка Мария, заместитель и супруга директора школы протоиерея Сергея Махонина, заверила корреспондента "Известий", что детей не только не выгонят, но, если надо, примут в лоно своей школы.
- Екатерина Ивановна отстаивает личные интересы, - считает Мария Махонина. - Мы искали пути сотрудничества, предложили ей должность завхоза. Но она заявила, что атеистка. Как можно обвинять нас в том, что мы выгоняем детей на улицу! У нас есть этические принципы. Площадь здания позволяет разместить в нем и школу, и детский сад. Если на то будет воля Божья и мы переедем, с удовольствием примем этих детей в дошкольные группы за те же 3 тысячи рублей в месяц. Но надо иметь в виду, что некоторые родители не захотят оставлять детей в православном детском саду. Я могу сама озаботиться проблемой устройства таких детей в соседние сады.
Вообще-то устройством детей должно заниматься Управление образования. Но тамошние сотрудники, по их собственному признанию, знают о ситуации в детском саду № 154 меньше, чем корреспондент "Известий".
- Этот сад пока не наш, - говорит начальник отдела дошкольного воспитания Управления образования Западного округа Лариса Шейкина. - У меня на руках нет постановления московского правительства о передаче его на баланс департамента образования, поэтому я не уполномочена заниматься этими детьми. Нам нужны списки детей с датами рождения, с адресами - чтобы перераспределить их по другим учреждениям. В районе Дорогомилово очередей в детсады нет. У нас даже есть резервные площади, но не хватает персонала. Если высвобождаются сотрудники 154-го детсада, то мы сможем создать дополнительные группы.
В стремлении властей оказать услугу православной школе нет ничего плохого. Плохо то, что это потребовало жертв.
- В близлежащих садах мест нет, - утверждает Нина Никода, мама четырехлетней Маши. - Значит, мы будем вынуждены отвозить детей за несколько километров. А в православном саду я не хотела бы оставлять ребенка. В нашем садике есть дети разных вероисповеданий, и мне нравится, что дочь растет в такой среде. Если понадобится, когда Маша подрастет, я буду водить ее в воскресную школу при храме. Но не более того. В Конституции записано, что в нашей стране школа отделена от религии.
Детские сады посещает половина московских дошкольников
Сегодня в Москве проживают 450 тысяч детей "ясельно-садовского" возраста: от 8 месяцев до 6 лет. Чуть меньше половины - 205 тысяч - посещают детские сады. 75% детсадовцев - в возрасте от 3 до 6 лет. Всего в городе примерно 1800 детских садов, включая ведомственные. Средняя наполняемость детского сада - 114 человек. Самые многолюдные садики - примерно по 145 детей - в Зеленограде. Самые компактные - в Центральном округе: по 74 ребенка. По приблизительным подсчетам, очередь в московские детсады составляет около 20 тысяч. Острее всего проблема очередей стоит в старых районах, подвергшихся масштабной реконструкции. После сноса пятиэтажек, населенных преимущественно пожилыми людьми, на их месте вырастают многоэтажные дома, где преобладают молодые семьи. Численность и плотность населения в районе возрастает, а количество мест в детских садах остается прежним. Самая большая проблема детских садов - нехватка кадров. Средняя зарплата воспитателя составляет 2500 рублей. Немало детских садов перепрофилируется или сдается в аренду именно потому, что в них некому работать. |