12 января прошло первое краткое судебное разбирательство в Таганском районном суде г. Москвы по делу известного Ю. Самодурова, директора Музея им. А.Д. Сахарова, сотрудником Музея Людмилой Василовской и поэтом Анной Альчук (Михальчук), сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru". За проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!" директор и сотрудник музея обвиняются по ч. 2 ст. 282 УК РФ (максимальный срок заключения по статье составляет 5 лет); Альчук обвиняется - по ч.1 ст. 282.
Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду. Гособвинение представляла Г. Новичкова из прокуратуры Москвы.
Защиту представляли: Ю. Шмидт, А. Ставицкая, С. Насонов, Е. Ихлов (Движение "За права человека") и А. Подрабинек (фонд "Гражданских свобод").
Экспертиза, которую защита критиковала за тенденциозность, осталась доказательством. Прокурор Новичкова выдала ответ на ходатайство, который свелся к тому, что упреки в тенденциозности нельзя принять, поскольку экспертиза еще не исследована судом, а изменения содержания вопросов в ходе экспертиз происходили так быстро, что это не нарушило права и свободы подследственных.
Таким образом, прокуратура приступила к зачитыванию вслух экспертизы, в которой эксперты предъявляют художникам и организаторам выставки серьезные обвинения.
Н.Т. Энеева, н. с. ИВИ РАН, охарактеризовала "Экспонат №1. В.П.Флоренский "РПЦ"" следующим образом: "Авангардизм стремится создать образ Русской Православной Церкви, как некой тоталитарной силы, с которой он ведет борьбу за право нравственного, духовного, мистического инакомыслия… Концептуальное звучание аббревиатуры "РПЦ" в контексте современного авангарда принципиально созвучно аббревиатуре "КПСС"… Итак, рассмотренный в традициях и контексте концептуального поля современного отечественного художественного авангарда, экспонат В.П.Флоренского "РПЦ" представляет собой высказывание на тему "о духовно-тоталитаристских, гегемонистских претензиях Русской Православной Церкви", то есть содержит установку на негативную оценку объекта данной работы… Главный смысловой аспект данной работы заключается в том, что в отличие от той по-детски чистой и "искрящейся" радости, которую символизирует иллюминация пасхальной аббревиатуры "ХВ", "почитание и восхваление", воздаваемое елочными гирляндами пенопластовым буквам, обозначающим Русскую Православную Церковь, действительно, выглядит нелепо и смешно, потому что призвано иллюстрировать не наше переживание факта Воскресения, а ничтожными средствами "украшать" несоразмеримую смысловую реальность. Тем самым, идеологический противник авангарда - Русская Православная Церковь - оказывается в глазах авангардистского зрителя как бы "развенчан", как бы побежден. "А я тебя не боюсь!" - можно было бы подписать под этим экспонатом. Или иначе: "Ты для меня не авторитет!
В данной работе содержится аббревиатурное обозначение центрального религиозного института России - Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь, по поводу которой строится концепт данной работы, является исторической и социальной реалией, имеющей фундаментальное нациообразуещее, социообразующее и государствообразующее значение на всей огромной территории Российского государства на протяжении всей истории его существования. Поэтому негативные и уничижительные характеристики, высказываемые по отношению к ней, входят в конфликтное противодействие со всей совокупностью традиционных и сакральных устоев, на которых созидалась история Российского государства, формировалось национальное самосознание русских и других православных народов России". |