30 мая в Московской духовной академии прошло очередное заседание Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Работой заседания руководили сопредседатели совета - митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин), управляющий делами Московской Патриархии, и В.Д. Шадриков, заместитель министра образования РФ. В заседании участвовали архиепископ Верейский Евгений (Решетников), председатель Учебного комитета Московского Патриархата, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Тихвинский Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии; преподаватели духовных учебных заведений, священнослужители из ряда епархий, руководители образования, ученые.
Координационный совет обсудил итоги IX Рождественских образовательных чтений, Съезда православной молодежи, Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института. Была также заслушана и обсуждена информация об опыте сотрудничества Церкви и государственных органов образования в Рязанской,Смоленской и Тверской областях и в Мордовии.
Как сообщает агентство Благовест-инфо, одной из главных тем заседания стало обсуждение предложений о совершенствовании нормативной базы в области религиозного образования. Состоялась также дискуссия о возможности проведения духовно-нравственной экспертизы инноваций в образовании.
Сотрудничество учебных заведений Русской Православной Церкви с системой государственного образования развивается на двух уровнях: теоретическом (совместная разработка научно-педагогических и учебных концепций, программ и курсов)и практическом, заключающемся в приглашении преподавателей православных учебных заведений в школы и вузы для ведения занятий, чаще всего факультативных.
Кроме того, важным направлением подобного взаимодействия является совместная работа по недопущению в учебные заведения разнообразных сектантов, пытающихся под видом курсов религиоведения или истории культуры насаждать в школах свое учение.
Поскольку до сих пор продолжаются дискуссии о допустимости утверждения государственного образовательного стандарта по специальности "теология" в государственных вузах, Православная Церковь может выступить в роли эксперта создаваемых проектов этого образовательного стандарта.
Напомним, что против введения специальности "теология" в вузах выступают представители кафедр религиоведения и истории религии (большинство из которых создавалось на базем кафедр научного атеизма). В утверждении специальности "теология" они видят опасность клерикализации государственного оборазования и нарушения принципа его светскости и отделения от религиозных объединений.
Представители Русской Православной Церкви, равно как и других традиционных для России религий, подчеркивают, что речь идет исключительно о том, чтобы как можно шире првлекать квалифицированных богословов к работе над стандартом специальности "теология" - с тем чтобы предотвратить опасность засилья непрофессионалов в преподавании дисциплин по этой специальности.
За последние годы религиоведение в том его виде, в котором оно представлено в большинстве вузов, не стало авторитетным направлением научной и методической работы, оставшись в учебных программах достаточно второстепенным, маргинальным элементом. Введение специальности "теология" способно, повысив статус религиоведческих предметов в государственной системе образования, решить проблему кадрового обеспечения преподавания этой специальности. Но только в том случае, если представители религиозной науки не будут искусственно отлучены от выполнения своих профессиональных преподавательских обязанностей. |