В Москве в Государственной думе прошли парламентские слушания на тему "Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской православной церкви". Депутатам рассказали, что Бог не создавал государство, что монархия лучше демократии и что обрезание надо отменить.
Открыл слушания председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций коммунист Виктор Зоркальцев. Он сообщил, что "в обществе необходимость в социальной концепции церкви назрела давно, поскольку к моменту ее выхода у церкви накопилось множество вопросов, на которые у нее не было ответов", и гордо подчеркнул, что "на сегодняшний день зарегистрировано более 20 тыс. религиозных организаций, из которых половина принадлежит РПЦ. А по разным оценкам, в среднем около половины населения нашей страны отождествляют себя с православием".
Затем слово предоставили одному из разработчиков нового церковного документа -- митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. Митрополит Кирилл в своем часовом докладе постарался охватить все темы, затронутые в концепции. Так, например, говоря о церкви и государстве, архиерей констатировал, что "Бог не создавал государство, это человеческое установление", и смело заявил, что "разница между государством и церковью в том, что государство призвано не допустить превращения человеческого общества в ад, а церковь призвана преобразовывать общество в царствие". Говоря же о форме правления, митрополит Кирилл сказал, что "с религиозной точки зрения наивысшей формой правления является теократия, когда Бог управляет своим народом. Но с другой стороны, в ответ на нравственный упадок Бог дал людям монархию. Не демократию, не парламентаризм, а монархию". Тем не менее на сегодняшний день, по мнению владыки, "парламентаризм является наиболее органичной формой правления, соответствующей религиозному и нравственному состоянию общества". Увязать все это было нелегко.
Затрагивая тему собственности, митрополит заявил, что "с богословской точки зрения все принадлежит Богу. Только Бог является абсолютным собственником, который дает ее в пользование государству или частному лицу. И для церкви важно, как собственность используется. Если для обогащения, то это грех". Заключительным аккордом речи стал вопрос о противозачаточных средствах. По словам митрополита, "использование контрацептивов должно регламентироваться духовником. Но вообще церковь настаивает, чтобы все регулировалось естественным путем".
Приглашенный на слушания раввин Адольф Шаевич сказал, что может "подписаться практически под каждым пунктом концепции РПЦ, так как нас волнуют одни и те же проблемы. Мы хотим видеть Россию мощным государством".
Как всегда, оживление внес Владимир Жириновский. Сначала вице-спикер заявил, что "если в приходах священники будут затрагивать политические темы, то это будет своеобразной компенсацией тому обману, который исходит от светских политиков". Затем господин Жириновский посетовал, что сегодня слово "русский" встречается только в трех устойчивых словосочетаниях: Русская православная церковь, русская водка и русский сувенир. Вице-спикер предложил открыть в Государственной думе комнату для верующих депутатов, сказав: "У нас здесь много магазинов, буфетов и туалетов, а вот для духовного общения ничего нет". И наконец, выяснилось, что либерального демократа заботит тема обрезания: "Чего вы там обрезаете! Там уже нечего обрезать! Единственная радость осталась, а вы с 14 лет уродуете будущих мужчин",-- обратился он к мусульманам и иудеям, забыв, видимо, что обсуждается социальная концепция православия.
Неожиданно выступил депутат законодательного собрания Ивановской области Сергей Вальков, он обвинил священников РПЦ в воровстве: "Им дают деньги на храмы, а они покупают продуктовые киоски и гаражи". Также он попрекнул Московскую патриархию тесными контактами со спецслужбами и заявил, что категорически против допущения церковнослужителей в армию, так как они -- потенциальные агенты иностранных разведок. И назвав под конец Московскую патриархию сектой, он невнятно заявил, что "в концепции РПЦ 50%, с чем можно согласиться, а 50% -- это те вещи, благодаря которым церковь стремится узурпировать свое положение и насадить свою власть в государстве". |