Кто начинает с того, что каждому верит, кончает тем, что каждого считает плутом.
Геббель Кристиан Фридрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Рус Eng
Институт Свободы Совести

Пресс-релизы

Все пресс-релизы


21.01.03 Антиконституционные тенденции в отношениях государства с религиозными организациями вступили в циничную фазу

Заявление Института свободы совести

Сакрализация власти и клерикализация государства в современной России вошла в циничную фазу. Вопреки основополагающим принципам Конституции Российской Федерации элементы государственных вероисповедных предпочтений (коснувшиеся органов власти и государственного управления, "силовых" структур, государственной системы образования), вводимые в явочном порядке, имеют устойчивую тенденцию к законодательному закреплению с целью придания им характера государственной политики.

После принятия в 1997 г. дискриминационного Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", антиконституционные тенденции в области отношений государства с религиозными организациями проявили себя. в форме идеи специального выделения "традиционных" религиозных организаций с наделением последних значительными экономическими льготами (в форме двух проектов концепций государственно-конфессиональных отношений, опубликованных в 2001 г., и сериала из трех законопроектов).

Осень-зима 2002 г. ознаменовалась всплеском антиконституционной активности, характеризуемой небывалым цинизмом, с которым попираются базовые принципы конституционного строя:

    а) 10-11 октября - конференция на федеральном уровне "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования";

    б) 22 октября - Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов Примерное содержание учебного предмета "Православная культура";

    в) 30 октября - проект Доклада рабочей группы президиума Государственного совета РФ "О совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации";

    г) 9-11 декабря в Екатеринбурге под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе прошла международная научно-практическая конференция "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма";

    д) 20 декабря - в рамках научно-практического семинара "Северная столица - перекресток духовных традиций" прозвучало заявление о работе кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ над новым проектом концепции государственно-конфессиональных отношений с уклоном под борьбу с "религиозным экстремизмом";

    е) 24 декабря - создана Общественно-депутатская комиссия по поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей;

    ж) 30 декабря - в Госдуму России внесен законопроект "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России".

Все упомянутые события направлены на эскалацию государственных конфессиональных предпочтений и/или на "специальные" ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на неправовых принципах и терминологии: "религиозный экстремизм", "религиозная экспансия", "традиционная религиозная организация", "православная территория", "секта". Например, в проекте Доклада рабочей группы президиума Госсовета РФ по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в РФ термин "религиозный экстремизм" фигурирует более 30(!) раз.

Уже сам термин "экстремизм" признается очень широким и не вполне юридически корректным. А с учетом отсутствия правового определения религии, применение термина "религиозный экстремизм" несет угрозы правам человека и основам конституционного строя.

На конференции по образованию власть фактически "дала добро" тотальной клерикализации государственной системы образования на региональном уровне, что и было исполнено Минобразованием, в виде подмены права на религиозное образование обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для "традиционных религиозных организаций", и к тому же в рамках государственной системы. Таким образом "нетрадиционно" верующих не только ограничили в равных правах на религиозное образование, но и вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставили оплачивать конфессиональное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.

Если в вышеупомянутом проекте Доклада рабочей группы Госсовета в качестве угроз национальной безопасности России названа "религиозная экспансия" со стороны Римско-католической церкви, "новых протестантских организаций", "иностранных псевдорелигиозных общин", "некоторых исламских религиозных объединений", то в приложении к итоговому документу конференции "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма" просто приведен список "наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации" числом более 300.

Очевидно, что власти для освящения себя нужна только одна "самая традиционная" конфессия, и даже вхождение в президентский Совет по взаимодействию с религиозными объединениями и поддержка антиконституционных инициатив не является гарантией от попадания в какой-нибудь "черный список" с перспективой "специальных" ограничений. Тем не менее, многие конфессиональные лидеры устремляются в сферу государственных предпочтений, забыв об ответственности перед паствой и обществом.

Указанные тенденции маскируются заботой о духовности, нравственности, человеке, а на самом деле подчинены интересам удержания власти и ухода от ответственности за происходящее в стране. История со всей кровавой наглядностью показывает, что манипулирование сознанием и основанная на нем неограниченная власть является самой большой угрозой для человека, общества, государства.

В результате, чтобы ни творилось в России - перманентный экономический кризис, коррупция, война в Чечне, вымирание населения - россияне все равно просто любят власть, отдавая свои голоса ее представителям во время выборов. В указанном контексте чистые выборы это не только соблюдение закона, но и приведение государственной политики в области свободы совести (включая законодательство) в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Фактический отход России от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов государства и органов власти, неизбежно ведет к "специальной" регламентации духовно-нравственной сферы, навязыванию обществу "правильного", по мнению властных групп, мировоззрения. Власть, выбрав одну из конфессий в качестве государственной идеологии, делает все для устранения любой ее альтернативы. Таким образом, в России активно формируется правой механизм ограничений основных прав и свобод человека, основанный на средневековых традициях сакрализации власти, с целью придания ей пожизненного статуса опекуна несовершеннолетней толпы, и имеющий тенденцию к реанимации соответствующего строя.

Сотрудничество и диалог государства и религиозных объединений как важнейших институтов гражданского общества должны строиться на общих с иными общественными объединениями правовых основаниях при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации. Анализ обстоятельств и последствий заключения "специальных" соглашений органов государства с избранными религиозными объединениями говорит в пользу отмены упомянутых соглашений как антиконституционных.

Институт свободы совести выражает обеспокоенность тем, что конфессионально ориентированные структуры, в том числе позиционирующие себя научными и правозащитными, как правило, не способны иметь и выражать принципиальную позицию в связи с вышеупомянутыми тенденциями, а государственные научные учреждения и вовсе выполняют заказ власти по обоснованию антиконституционных государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политике.

Институт свободы совести заявляет о недопустимости формирования антиконституционной законодательной базы по закреплению вероисповедных предпочтений, а равно и "специальных" ограничений для религиозных объединений, основанных на неправовой терминологии и делающих реализацию права на свободу совести каждого заложниками интересов политических групп, конфессиональных и профессиональных корпораций.

В качестве позитивных решений проблемы реализации права на свободу совести, как основы построения правового государства и формирования гражданского общества необходимо создать научную базу для формирования законодательства, которое не позволит власти "специальные" контроль, ограничение, использование мировоззренческой сферы. В противном случае права каждого (включая верующих) будут нарушаться, а идеалы гражданского общества терпеть поражение.

Сопредседатели Института свободы совести
Сергей Бурьянов, Сергей Мозговой
21 января 2003 года.



| Об Институте | Анонсы и новости | Пресс-релизы | Аналитика | Книжные новинки | Контакты | Подписка |
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa