|
|
|
Разное |
Креационизм: наука или религия? Ответ на "Ответ..."
Креационизм: наука или религия?Ответ на "Ответ..." [Дата создания: 09/03/2002]
Содержание:
Во многих религиях есть фундаменталистские течения, представители которых считают себя носителями "истинной веры", неиспорченной влиянием извне. Но такое стремление ограничить веру от внешних влияний неизбежно ведет к обособленности фундаменталистов. Появляются правоверные СМИ, правоверная "наука", правоверные школы. Ну а где есть наука и школы, там должны быть и учебники. Одному из таких "учебников", написанному неким священником Тимофеем, и озаглавленному "Православное мировоззрение и современное естествознание (Уроки креационной науки в старших классах средней школы)" и посвящена рецензия старшего научного сотрудника Палеонтологического института РАН К. Ю. Еськова (Еськов 2000). Хотя рецензия и называется "Применять с осторожностью, беречь от детей!", не совсем понятно, для каких же целей можно применять книгу о. Тимофея. Ведь, как более или менее удачно показывает рецензия, книжка-то никуда не годная. Впрочем, креационисты с таким заключением, разумеется, не согласны. А. В. Лаломов, которого я уже упоминал в предыдущем выпуске "Заметок", написал подробный "Ответ на рецензию ...", который можно найти на сайте проекта "Шестоднев" (Лаломов 2000). Чуть позже, объединив силы с креационистом А. С. Хоменковым, Лаломов опубликовал видоизмененную версию "Ответа ..." под, так сказать, риторическим названием "Эволюционизм: наука или идеология?" (Лаломов, Хоменков 2001). Для удобства Читателя, я свел воедино обе версии статьи и советую читать их именно в таком виде, обращая внимание на пропущенные во второй версии предложения (это весьма поучительно). В дальнейшем я буду ссылаться именно на этот вариант следующим образом: [ЭНИХЛ, <номер страницы>]. Таким образом, этот выпуск "Заметок" посвящен подробному разбору и опровержению статей Лаломова и Хоменкова. Попутно показывается полная несостоятельность креационизма как науки.
Прежде всего, стоит обратить внимание на использование Лаломовым и Хоменковым большого количества цитат, причем в основном цитируются эволюционисты. Нет, не поймите меня неправильно, цитаты - вещь неплохая. Но только вот цитаты, приводимые во многих креационистских трудах, стали притчей во языцех. Зачастую это цитаты, выдернутые из контекста, несуществующие цитаты, цитаты ученых, не являющихся специалистами в данной области и т. д. Статья Лаломова и Хоменкова - типичный образец такой низкопробной креационистской литературы, в чем Читатель сейчас убедится. Начнем с цитаты некоего Вольфганга Смита. Наши авторы сообщают:
Вряд ли большое количество людей осведомлено о том, кто такой Вольфганг Смит, поэтому уточню: это бывший профессор математики (хотя занимался он и физикой). Если бы биолог сказал о математике нечто подобное тому, что Смит сказал о теории эволюции, вряд ли бы кто-нибудь стал его слушать.[1] Почему же в данном случае применяется двойной стандарт? Более того, авторы говорят, что, мол, "процесс обусловлен вовсе не причинами религиозного характера". Разве? Сам Смит в одном из интервью на вопрос: "Какой совет Вы можете дать искателю истины?" дал такой ответ: "Знай с самого начала, что вся истина исходит из Слова Божьего ..." Прекрасный ответ для теолога, но не для ученого[2]. От первой цитаты сразу перейдем к предпоследней:
Все сказанное выше про Смита прилагается и к Маггериджу с одним исключением: в отличие от Смита, который, по крайней мере, был математиком и физиком, Маггеридж вообще не был ученым. С таким же успехом мы могли бы поинтересоваться мнением любого прохожего на улице, и это мнение было бы столь же "авторитетным"[3]. Но вот мнение французского зоолога Пьера-Поля Грассе имеет гораздо больший вес. Грассе вообще является одним из любимых источников креационистских цитат (возможно потому, что взгляды Грассе на механизм эволюции были весьма неортодоксальны). Одним словом, авторы приводят следующее высказывание:
Зачем авторы приводят эту цитату? Затем, чтобы дальше заявить: "Однако в том то и дело, что палеонтология таких свидетельств не дает". Но ведь тот же Грассе пишет:
Как же авторы "доказывают", что не существует палеонтологических доказательств эволюции? Еще одной цитатой! На этот раз они цитируют письмо палеонтолога Колина Паттерсона креационисту Лютеру Сандерленду:
Другие креационистские источники цитируют еще и продолжение:
История этой цитаты заслуживает особого внимания. Дело в том, что она часто появляется во многих креационистских книгах и статьях. Когда некий Лайонел Теуниссен решил разузнать, что же Паттерсон имел в виду, он первым делом обратился к книге Паттерсона "Эволюция". Вот что он там прочитал:
В письме к Сандерленду Паттерсон вроде бы пишет об отсутствии переходных форм. А тут он перечисляет эти формы ... Дело в том, что палеонтологи вроде Паттерсона и Гулда говорят об очень малом количестве межвидовых переходных форм, но когда речь идет о промежуточных звеньях между более крупными таксономическими группами, тут уже и они признают наличие достаточного количества таковых. Итак, Паттерсон признает наличие промежуточных звеньев с одной оговоркой: мы не можем точно узнать, являются ли эти звенья предками тех или иных сегодняшних видов. Оговорка эта довольно спорна, но и она ничуть не умаляет значимости палеонтологических доказательств эволюции. Более того, ее надо учесть и для правильного понимания цитаты Паттерсона. Сам Паттерсон в письме к Теуниссену пишет:
Карл Виланд, которого цитируют авторы, знал об этом письме, но все равно предпочел использовать цитату в своей книге. И что после этого можно сказать о Виланде? Авторы продолжают:
Ну, во-первых, Паттерсон - отнюдь не критик эволюционизма. Как я уже сказал, он написал книгу об эволюции под одноименным названием. Второе ее издание вышло в 1999 году, через некоторое время после смерти Паттерсона. В ней он, в частности, пишет:
Во-вторых, утверждение о том, что Паттерсон якобы попал к кому-то в немилость - чистейшей воды вымысел. Кстати, этот самый Сандерленд, который послал письмо Паттерсону, также опросил пятерых палеонтологов из разных музеев насчет все тех же переходных форм. И теперь креационисты утверждают, что, мол, все пятеро признали, что таковых в наличии не имеется, Но вот что об этом пишет Найлз Элдридж:
Дальше авторы цитируют креациониста Гари Паркера, который утверждает, что не было найдено ни одной переходной формы [ЭНИХЛ, 3]. Что это не соответствует действительности, показывают хотя бы приведенные мной цитаты Колина Паттерсона. Для более подробного освещения вопроса о существовании переходных форм я советую прочитать "Часто задаваемые вопросы о переходных ископаемых позвоночных" (Hunt 1997). Чуть ниже авторы цитируют слова геолога Дерека Эйджера:
И это - еще один пример креационистского подлога. После того, как Дуэйн Гиш в одном из дебатов использовал эту цитату, доктор Кен Саладин написал Эйджеру письмо, в котором попросил объяснений (Saladin 1988). Оказалось, что Гиш убрал из цитаты важные слова. Полностью она выглядит так:
Эйджер имел в виду "истории" об эволюции моллюсков! Эйджер написал Саладину:
В своей книге "Новый катастрофизм: значимость редких событий в геологической истории" Эйджер пишет:
Ну и, наконец, последняя цитата. После упоминания Маггериджа читаем:
Если, прочитав это, вы подумали, что Сорен Ловтруп - антиэволюционист, вы будете жестоко (или приятно) разочарованы. Почему авторы не процитировали вот этот абзац?
В чем же дело? А дело в незнании авторами различия между теорией эволюции и дарвинизмом. "Теория эволюции" - термин, более общий, чем "дарвинизм". Эволюция - это процесс, результатом которого являются наследуемые изменения в популяции, распространяющиеся на много поколений (более точное определение - любое изменение частот аллелей в генофонде при переходе от одного поколения к другому). В частности, эволюция - исторический процесс развития жизни на Земле. Теория эволюции объясняет механизм эволюции. Дарвинизм (а точнее неодарвинизм - многие взгляды Дарвина устарели) - всего лишь одна из теорий эволюции, наряду с ламаркизмом, нейтралистской теорией, теорией прерывистого равновесия Гулда и Элдриджа и многими другими теориями разной степени значимости[4]. Таким образом, Ловтруп, признавая факт эволюции, отрицает теорию естественного отбора - одну из отличительных особенностей дарвинизма. А креационисты, не разобравшись в чем дело, цитируют его вне контекста. К чему такой длинный разбор цитат? Все очень просто - если мы не можем довериться цитатам, которые приводят авторы, то можно ли доверять им самим? Ведь, перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери, мы всегда в ответе за то, что мы цитируем. Креационизм как теория заговора. Если вы прочитали сводную версию статей Лаломова и Хоменкова, вы уже увидели, что в окончательной версии, которая, как я понимаю, была где-то напечатана, убрано несколько "неудобных" мест[5]. Заострю внимание Читателя на одном из них, имеющем отношение к типичному образу мысли креационистов:
Если в голове Читателя после прочтения сей ... мысли возник образ этакого догматичного советского ортодоксального коммуняки-палеонтолога, пишущего анонимку на "диссидента от науки", то Лаломов добился своей цели. Только в реальности все гораздо сложнее. Во-первых, непонятно, причем же тут лагеря? Еськов написал довольно-таки мирную (все познается в сравнении!) рецензию, где не призывал никого вешать, сжигать, ссылать в лагеря. Он привел аргументы, на которые авторы попытались ответить. За что же его облили грязью? Во-вторых, тут опять применяется двойной стандарт. Думаю, что про Галилея et al. напоминать не нужно? В-третьих, автор преувеличивает зажим "нематериалистических" тенденций в науке (или "науке", кому как нравится). Были и Роза Кулешова, и Нинель Кулагина и многие другие "феномены" и ученые (или, опять же, "ученые"), их изучавшие. Да, зажимали "менделистов-морганистов". Да, называли неодарвинизм идеалистической теорией, в отличие от "материалистической теории" Лысенко. Но ведь эпизод с лысенковщиной ничуть не подтверждает, а, скорее, опровергает обвинения Лаломова. В данном случае материалисты преследовали других материалистов по чисто идеологическим причинам (и в этом смысле лысенковщина ничем не отличается от креационизма). Стоит заметить, что если "гиперматериалисты" обвинили неодарвинизм в идеализме, а "гиперидеалисты" - в материализме и атеизме, то может быть это и есть та самая золотая середина - не материализм, не идеализм, а просто наука? Откуда же взялось это стремление так очернить оппонента-эволюциониста? Дело в том, что всякой тоталитарной идеологии требуется Враг (читайте "1984" Оруэлла). Для многих религиозных фундаменталистов (не только христиан) этим Врагом является теория эволюции (которая, по словам Генри Морриса, скорее всего, была передана Нимвроду самим сатаной на вершине Вавилонской Башни) ну и, конечно же, эволюционисты. Хотя надо сказать, что чувства креационистов в принципе понятны. Если они верят в то, что большая часть современной науки построена на лжи, логично в этой лжи кого-то обвинить. Поэтому-то и возникают не вполне этичные утверждения, о том, что
Но пусть Читатель не удивляется такой приверженности авторов к теории заговора ученых-эволюционистов. Это явление довольно старое. Ведь еще в "Протоколах сионских мудрецов" есть предвестник (а, возможно, и прямой источник) многих креационистских аргументов:
Если убрать слово "гои", то этот отрывок можно считать сошедшим со страниц книг Генри Морриса или любого другого креациониста. Действительно, автор "Протоколов" знал, для каких людей, с каким складом ума и мировоззрением, он их пишет. И могу заверить Вас, что это были отнюдь не эволюционисты[6]. Креационистам из стран СНГ вообще свойственно продавать своим клиентам осетрину ... нет, не второй, а, скорее, десятой свежести (хотя ни на секунду нельзя забывать, что свежесть, вообще-то, бывает только одна)[7]. Список такой "осетрины" под названием "Аргументы, которые, как мы считаем, не должны использоваться креационистами" можно найти на сайте знакомой нам креационистской организации Ответы в Бытии, с которой у Лаломова, по-видимому, весьма сердечные отношения. В частности, Лаломов уже опубликовал несколько статей в журнале этой организации. Таким образом, для него было бы разумно прочитать этот список и не использовать приведенные там аргументы. Вот некоторые из них:
Ну, с переходными формами мы уже разобрались. Теперь перейдем к другим аргументам. К чести Лаломова стоит сказать, что он сам нашел несколько серьезных проблем в книге о. Тимофея. Например, Лаломов пишет:
К несчастью для Лаломова (который все же прибегает к "пыльному" аргументу, хоть и в несколько видоизмененной форме) и о. Тимофея, этот аргумент был опровергнут креационистами Снеллингом и Рашем в 1993 году (ну а эволюционистами, разумеется, еще раньше). Вот что пишут Снеллинг и Раш:
Довольно странно слышать, что хоть данные о лунной пыли и совпадают с "эволюционистским" возрастом Луны, они этот возраст не подтверждают. Ну да ладно. В любом случае, Лаломов, опровергая аргумент о. Тимофея, сам сделал ошибку. Но самое интересное заключается в том, что эта, пусть даже слабая, критика не вошла в окончательный вариант статьи. К высказанной выше мысли о креационизме как теории заговора как нельзя кстати подходит следующее утверждение авторов:
Авторы цитируют креациониста Тейлора, и сразу же за ним ссылаются на кришнаитских антиэволюционистов Кремо и Томпсона (которые, кстати, верят в то, что Земле гораздо больше, чем 4,5 миллиарда лет, не говоря уже о 6000 лет). Так вот, Кремо и Томпсон в своей книге пишут буквально следующее:
Хотя Кремо с Томпсоном лукавят, так как из имеющихся на сей день данных можно сделать окончательный вывод о подложности черепа (с чем нехотя, с ужимками, соглашается и автор вышеупомянутого списка), все же странно, что авторы без подозрения отнеслись к заявлению Тейлора. Следующими по списку идут следы из Пэлюкси, также упоминаемые авторами [ЭНИХЛ, 5]. Так как я весьма подробно разобрал этот аргумент в предыдущем выпуске "Заметок", не буду повторяться. Прокомментирую лишь заявление авторов о том, что:
Хотя я и сомневаюсь, что следы из Кугитанг-Тау чем-то отличаются от следов из Пэлюкси, довольно странно, что результаты экспедиции (пусть даже и предварительные) были опубликованы в каком-то креационистском дайджесте, а не в научном журнале. Итак, я разобрал четыре аргумента, пользоваться которыми Ответы в Бытии креационистам не советует, и которые, все же были использованы авторами. Но есть как в книге о. Тимофея, так и в статьях авторов, и другие, не упомянутые в этом списке "гнилые" аргументы, которыми мы сейчас и займемся.
Действительно, в 1812 году на Гваделупе были найдены несколько скелетов, один из которых был помещен в Британский Музей. Креационист Купер утверждал, что этот скелет был найден в миоценовых отложениях, но его датировка ничем не подтверждается. Говоря о недостатках книги о. Тимофея, Лаломов в "Ответе..." пишет:
Абсолютно справедливое утверждение! И я даже осмелюсь предположить (разумеется, без стопроцентной уверенности), какой источник использовался нашим наивным батюшкой: Кент Ховинд. Эдвард Бабински сообщает(Babinski 1996a), что Ховинд в своих смехотворных "лекциях" рассказывает сказки о замерзших сливовых деревьях высотой в 90 футов (около 30 метров!). В баснях раба божия Тимофея к сливовым (plum) деревьям добавились еще и пальмовые (palm). Ну, понятно, что в благочестивом антиэволюционном пылу о. Тимофей постоянно использует аргументы, дикость которых понятна и ребенку. Непонятно только одно, почему и это критическое замечание Лаломова исчезло из окончательного варианта? Упоминает о. Тимофей и гипотезу австралийского креациониста Барри Сеттерфилда о замедлении скорости света (также раскритикованную самими же креационистами). Сеттерфилд утверждал, что скорость света замедлялась с сотворения мира (6000 лет назад) до, примерно, 1960 года. По странному совпадению "замедление" скорости света прекратилось как раз в то время, когда стали проводится наиболее точные эксперименты по ее измерению (Day 1997). Лаломов называет гипотезу Сеттерфилда сомнительной, что, в принципе, верно, хотя можно применить и более красочные определения. Вместо "сомнительной гипотезы " Сеттерфилда авторы предлагают
Если непроверенная временем теория Попова не сомнительна, то что же тогда вообще можно назвать сомнительным? Нет, я не хочу сказать, что в ней содержатся какие-то ошибки, потому как о самой этой теории имею лишь поверхностное представление, а поэтому и судить о ней всерьез не берусь, хотя и есть у меня пара вопросов. Николай Попов и Евгений Лукьянов утверждают, что:
Так чему же обязаны своим существованием материальные объекты? Богу? Эффекту кручения времени? И если звезды, планеты, галактики и, как я понял, жизнь, согласно этой теории, появились в одно мгновение (ну или в шесть), то какова же причина этакого спонтанного возникновения этих сложных объектов? Если я правильно понял, то для этой теории необходимо постулирование существования Творца. Но раз так, то она из области науки автоматически переходит в область религии[8]. В своей рецензии Еськов приводит некоторые примеры аргументов о. Тимофея, в которых уверены и многие более критически настроенные креационисты. Это уже осетрина не десятой, а, так скажем, третьей или второй свежести.
Авторы отвечают:
Но, как показал бывший младоземельный креационист Гленн Мортон, Остин и Хамфрис забыли про один важный фактор - процесс так называемой альбитизации. Если этот процесс учесть в расчетах, проблема "пропавшей" соли исчезает (за техническими деталями и расчетами отправляю Читателя к Morton 2002). Чуть далее Еськов цитирует о. Тимофея и комментирует процитированное:
На что Лаломов отвечает так:
Что касается создания геологической колонки, то тут я сошлюсь на профессора биологии [9] Ричарда Ритланда, который в одном из креационистских изданий пишет:
Аргумент про вычисления Кельвина обоюдоостр. Может ли Лаломов привести примеры младоземельных креационистов, которые на основании расчетов Кельвина приняли возраст Земли равным хотя бы 20 миллионам лет? Да и почему Лаломов решил, что именно из-за теории эволюции не был принят возраст, вычисленный Кельвином?[10] Лаломов утверждает, что оценка возраста Земли, данная Резерфордом, была принята эволюционистами "безо всякой критики". Но какая именно критика должна была прозвучать? Лаломов, разумеется, ответит, что это должна была быть критика самого радиоизотопного метода датирования. Что приводит нас к еще одному камню преткновения между авторами и Еськовым, который удивлен одним из заявлений о. Тимофея:
Авторы приводят внушительную таблицу расхождений калий-аргонового, рубидий-стронциевого и свинцового методов, как между собой, так и с "известным или предполагаемым возрастом" [ЭНИХЛ, 7]. Вообще-то логика тут довольно странная. Можно представить креационистский аргумент в такой форме:
Более общая форма (1):
Если Читателю еще не стала очевидной абсурдность такого аргумента, приведу еще одно утверждение, основанное на (1а):
Довольно редкие "поломки часов" не играют большой роли, если большая часть "часов" показывает одно и то же время. И для радиоизотопного метода датирования существуют данные, подтверждающие его надежность, то есть синхронность "часов" (см. приложение 1). Завершая разговор об изотопных методах датирования, приведу еще одну цитату из Еськова:
На что авторы спешат ответить так:
Во-первых, как-то не сочетается приведение в школьном учебнике нового метода, основанного "на совершенно иных принципах". И это говорят авторы, которые чуть ранее пишут, что
Кто и что тут не понимает, это еще вопрос. Во-вторых, "метод углерод-14" и "углеродный метод" - это названия того самого радиоуглеродного метода, который был открыт Либби. Так что если наш Невтон креационной "науки" и имел в виду какой-то новый метод, он ему следовало выражаться яснее. Но тут встает вопрос: если имеется в виду новый метод, то почему о. Тимофей говорит о том, что метод этот "задуман как оружие против креационизма"? Но рассмотрим еще один аргумент, выдвигаемый авторами:
Прежде всего, стоит заметить, что проблема "кембрийского взрыва" заключалась в отсутствии вообще каких-либо следов примитивных форм жизни в докембрии. В этом смысле проблема давно разрешена. Ведь и сам о. Тимофей говорит о том, что в докембрии находят "предполагаемые остатки ... одноклеточной жизни и сине-зеленых водорослей". И приводимая в пример Еськовым эдиакарская фауна тут тоже весьма кстати. Авторы говорят о том, что эта фауна - тупик эволюции. Возможно, хотя споры об этом до сих пор ведутся. Но ведь, Еськов упоминает не только эдиакарскую фауну:
Другая проблема (о которой и говорят авторы) заключается в отсутствии переходных форм от докембрийских одноклеточных организмов к кембрийским многоклеточным. Авторы приводят цитату Джеймса Валентайна:
Но Валентайн и его коллеги утверждают следующее:
Одним словом, хотя возможно и есть еще какие-то неясности в вопросе о "кембрийском взрыве", с каждым годом накапливается все больше новых данных, проливающих свет на многие аспекты "проблемы". Подытожить же обсуждение "кембрийского взрыва" можно словами палеонтолога Найджела Хьюза:
Существует очень много ископаемых останков переходных форм между человеком и древними человекообразными обезьянами. Их вполне достаточно, чтобы убедить любого объективного исследователя в правоте эволюционизма[11]. И, конечно же, такое положение вещей не устраивает креационистов. Еськов сообщает:
Прежде всего, удивляет название главы. Уж не хочет ли наш правдивый батюшка обвинить ученых в массовой фабрикации поддельных "доказательств" эволюции человека? Ему бы подучить историю. Единственной такой подделкой, которая, возможно, создана кем-то из ученых, является "пильтдаунский человек". "Человек" этот (в виде двух черепов) был открыт Чарльзом Доусоном в 1912 году, в Пильтдаунской каменоломне, что в Сассексе (Англия) и назван, по имени самого Доусона, Eoanthropus dawsoni, или просто эоантропом. Сначала он считался одним из промежуточных звеньев между людьми и обезьянами, но, с открытием все большего числа других окаменелостей, эоантроп перестал вписываться в "родословную" человека, стал этакой аномалией, в основном игнорируемой серьезными исследователями. В 1953 году ученые (эволюционисты!) выяснили, что эоантроп - подделка. Хотя первоначально пильтдаунский человек вписывался в теории ученых, но теории, как известно, меняются. Поэтому вскоре, повторю еще раз, пильтдаунский человек стал аномалией и уж конечно не использовался для доказательства теории эволюции человека (Harter 2001). Что касается причастности Тейяра де Шардена к этому подлогу, то если о. Тимофей обвиняет Шардена в подлоге, это действительно близко к клевете хотя бы потому, что никто этого не доказал. Виновник подлога неизвестен до сих пор. Авторы сообщают, что
Но меня лично удивляют титанические усилия некоторых антиэволюционистов с целью очернения имени Тейяра де Шардена. Нет, я не поклонник Шардена, и мне все равно, он ли был виновником, или нет. Но ведь список подозреваемых огромен: Льюис Эббот, друг Доусона; Уильям Баттерфилд, куратор Хэстингсовского музея; сам Доусон; анатом и палеонтолог сэр Артур Кейт; Артур Конан Дойл; Винас Харгривс, помогавший Доусону в раскопках; Мартин Хинтон, зоологический куратор в Британском музее; член Королевского общества Графтон Эллиот Смит; сэр Артур Смит Вудвард, еще один друг Доусона, хранитель отдела естественной истории Британского музея (Harter 2001). Почему же только Тейяра упоминают авторы? Не из-за его ли теологических взглядов? Если пильтдаунский человек - действительно подделка, то небраскский человек - просто ошибка. А ошибка и подделка - вещи совершенно разного масштаба. В 1922 году палеонтолог Генри Фэйрфилд Осборн объявил о находке первой окаменелости человекообразной обезьяны в Новом Свете. Это был зуб, который, как считал Осборн, принадлежал небраскскому человеку, Hesperopithecus haroldcookii (по имени Гарольда Кука, нашедшего зуб), гесперопитеку. Осборн сделал слепки с зуба и разослал их в 26 научных учреждений в Европе и США. Когда уже упомянутый Артур Смит Вудвард увидел слепок зуба, он сказал: "Находка человекообразной обезьяны среди окаменелостей Северной Америки настолько маловероятна, что нужны хорошие доказательства, чтобы поверить в нее". Но Графтон Эллиот Смит, также упомянутый выше, принял гесперопитека как еще один род вымерших гоминидов, наряду с эоантропом и питекантропом, и с его помощью была выполнена иллюстрация, показывающая пару гесперопитеков-охотников, которая была опубликована в Иллюстрированных лондонских новостях. Осборн и его коллеги назвали иллюстрацию "безусловно неаккуратной" и "не имеющей научной ценности". Иллюстрация не была опубликована ни в одном научном издании. Уильям Кинг Грегори, бывший в то время авторитетом в области окаменелостей приматов, сначала предположил, что характеристики зуба возможно схожи с таковыми у шимпанзе, питекантропа и человека, но потом (в 1923 году) признал наличие схожести лишь с гориллами или шимпанзе. В 1925 году, перед "обезьяньим процессом Скоупса", Осборн начал сомневаться в своем открытии, и небраскский человек на самом процессе не упоминался. В 1927 году, после дополнительных исследований, Грегори объявил, что зуб принадлежит пекари - разновидности дикой свиньи (Wolf, Mellett 1985). Таким образом, и в случае "небраскского человека" дело было раскрыто эволюционистом. "Небраскский человек" прожил всего пять лет и не имел большого значения для науки, так как большинство ученых были скептически настроены по отношению к нему. Лаломов пишет:
Думаю, что фактические ошибки в утверждении Лаломова теперь очевидны Читателю. Разобрав несколько эволюционистских промахов, стоит остановиться и на парочке креационистских. О следах из Пэлюкси, "лондонском молотке", "следе Бердика", "человеческом пальце" и "человеческом зубе" (который оказался рыбьим) я уже упоминал в прошлом выпуске "Заметок". Карл Баух до сих пор заявляет об их аутентичности. Вторят ему и некоторые креационисты из стран СНГ. О том, как результаты "исследований" Дмитрия Кузнецова были опубликованы в главных креационистских "научных" изданиях, я поведал в первом выпуске "Заметок". Теперь же я расскажу о том, как был одурачен Институт Креационных Исследований. В 1997 научно-популярный журнал Discover опубликовал статью о находках профессора Тодкопфа. Были найдены: неандертальская туба, сделанная из бивня мастодонта, следы волынки, музыкальный треугольник и костяной ксилофон. В одной из пещер был найден наскальный рисунок, изображающий первобытных музыкантов. Профессор Тодкопф выдвинул новое предположение о причине исчезновения неандертальцев: "Может быть, их музыка распугала всю дичь ..." Вы уже наверняка догадались, что это шутка. Дело в том, что до недавнего времени журнал в каждом апрельском выпуске помещал одну шуточную статью. К чему это я? Да вот к чему: 9 сентября 2000 года в радиопередаче ИКИ Наука, Писание и Спасение Марвин Любенов, креационистский "специалист" по палеоантропологии, сказал буквально следующее:
Или взять хотя бы, к примеру, историю об "ониатском человеке". 1 апреля 1999 года был запущен сайт http://www.darwindisproved.com, на котором некий "Стефан" утверждал, что вооруженные эволюционисты ездят по США и уничтожают доказательства сосуществования человека и динозавров (в данном случае - кости ониатского человека, наполовину проглоченного динозавром). Большинство креационистов не купились на эту шутку, хотя к создателям сайта и поступали серьезные запросы от некоторых известных креационных "ученых". Но вот "доктор" Кент Ховинд (см. прим. [6]) в своих лекциях приводил адрес этого сайта как одно из опровержений теории эволюции, пока кто-то не сообщил ему, что это шутка. Но вернемся к нашим обезьянам. Если верить о. Тимофею, то подделками оказываются и рамапитек, и питекантроп с синантропом. За что наш ученый батюшка обиделся на рамапитека - неизвестно. Ведь, как справедливо отмечает Еськов, согласно последним данным рамапитек не является предком человека. Какие же доказательства приводит о. Тимофей в подтверждение своих заявлений о синантропе и питекантропе, мне не известно. Но вряд ли это что-либо, заслуживающее серьезного внимания.
Но Еськов пишет буквально следующее:
Еськов говорит, что рамапитек не имеет отношения к гоминидам. И после этого Лаломов имеет наглость утверждать, что
Несколько завершающих штрихов. У меня осталось еще несколько небольших замечаний к статьям "Ответ ..." и "Эволюционизм: наука или идеология?". Удивляет название второй статьи. Нигде в тексте авторы не раскрывают тему, видимо рассчитывая на то, что приведенные ими примеры из науки и истории все сами скажут за себя. Хотелось бы все же увидеть более развернутое доказательство тезиса о том, что эволюционизм - "идеология". Авторы не понимают сути теории эволюции (один пример был приведен мною выше). В частности, они хотят узнать, когда и где
Но теория абиогенеза, то есть происхождения живой материи из неживой, совершенно независима от теории эволюции! Для теории эволюции абсолютно не важно, каким образом появилась жизнь - в результате абиогенеза или действий некоего "Творца". Также не понятно, откуда авторы взяли, что кошки, по мнению эволюционистов, произошли от собак. Недоумение авторов вызывает
Но Еськов не говорил, что палеонтология никак не связана с дарвинизмом (да и не будут же авторы отрицать, что не все палеонтологи - дарвинисты). Еськов всего лишь утверждает, что он "лично никак не связан с дарвинизмом", и у меня нет никаких оснований ему не верить. Авторы утверждают:
Но нигде в своей статье Еськов не утверждает, что неравновесная термодинамика "нарушает" второй закон термодинамики. Авторы в очередной раз приписывают ему свои собственные домыслы. Что же до неравновесной термодинамики, то исследователи Шнайдер и Кей утверждают, что с ее помощью действительно можно дать
Авторы намекают на то, что
Эволюция - действительно не наука. Это процесс. А вот теория эволюции и проверяема, и фальсифицируема, и подтверждена фактами (в отличие от креационизма). Что еще надо для научной теории? "Творца" теория эволюции не отвергает и не принимает. Она вообще не упоминает ни о каком "Творце", как и любая другая научная теория. Если теория гравитации не упоминает о "Творце", значит ли это, что она его отрицает? Лаломов, видимо, решив показать свое остроумие, добавляет:
"Логика", конечно, потрясающая. Можно ли, пользуясь ею, сказать, что Лаломов верит в эволюцию? Только верит он в то, что эволюции не было? На самом деле по воззрениям на существование бога людей можно примерно разделить на следующие группы (без упоминания агностиков):
То есть отсутствие у человека веры в существование бога не означает присутствия у него веры в несуществование бога. Атеист может, например, просто не знать, существует ли бог или нет (такой атеизм, конечно же, близок к агностицизму). Если Лаломову не очевидна разница между (б) и (в), ему следует подучить формальную логику. Напоследок рассмотрим следующее утверждение авторов:
Ну, во-первых, "пафос" Еськова очень даже понятен: креационисты действительно применяют двойные стандарты по отношению к теории эволюции. Если на сей день она чего-то не может объяснить, это еще не значит, что она уже опровергнута. Еськов вполне справедливо приводит в пример проблему из другой области - топологии, но совершает при этом фактическую ошибку (проблема уже решена). Но ведь абсолютно не важно, решена сейчас задача четырех красок, или нет. Тезис Еськова можно переформулировать следующим образом:
То есть, следуя креационистской логике (по крайней мере, в еськовском ее понимании), до 1977 года топологию нельзя было признать наукой. Если креационисты не согласны с таким абсурдным выводом, пусть не упрекают теорию эволюции в том, что она пока не объяснила какой-то аспект развития жизни на Земле. Какие же уроки можно извлечь из всего вышесказанного?
Разумеется, некоторые из этих пунктов верны не в 100% случаев, но надежнее полагаться на них всегда. Кто-то может возразить, что одна ошибочная статья не доказывает, что весь креационизм не является наукой. Но аргументы, используемые авторами, и ошибки, ими допущенные, типичны для креационистской литературы в целом. Надеюсь, теперь у крeационистов не будет вызывать недоумение тон статьи Еськова, который, по словам Лаломова, считает, что "креационисты ... не заслуживают даже уважительного отношения к себе, как к оппонентам ..." [ЭНИХЛ, 8]. Ну что ж поделаешь, если действительно не заслуживают! И в связи с этим мне хочется обратиться ко всем, кто способен писать качественные антикреационистские статьи. Сейчас, пока креационизм в России находится еще в зародышевом состоянии, именно "в зародыше" его и надо давить[12], причем давить, разумеется, только аргументами. Вам может показаться, что он со временем исчезнет сам собой. Уверяю Вас, это не так. Ученые из США и Турции тоже когда-то так думали, и теперь пожинают плоды своего бездействия. Нужно создавать мощную электронную базу антикреационистских материалов, которые можно помещать, например, на сайте "Научный атеизм", хотя лучше всего подобрать более нейтральное (в религиозном смысле) место в Сети, дабы и верующие эволюционисты могли внести свой вклад в общее дело. Чем больше людей узнает о креационистских аргументах, об истории креационизма в России и других странах - тем меньше останется шансов на широкое распространение этого явления. Главное - не упустить момент. Если у вас есть замечания, пожелания, или если вы обнаружили недействующую ссылку, обязательно сообщите мне. Примечания. [1] Со Смитом можно сравнить и другого математика - "Герострата истории" академика Фоменко. Как и Смит, Фоменко полез не в свою область - занялся пересмотром истории. Результаты, разумеется, оказались плачевными. Правда Фоменко, в отличие от Смита, выдвигает хоть какие-то аргументы. [2] Разумеется, ученый никогда не скажет и такой фразы: "Знай с самого начала, что нет истины в Слове Божием". Ученый должен всегда следовать за фактами, куда бы они ни вели. [3] Кстати, если уж и прибегать к мнению авторитетов (хотя лучше этого не делать), то как авторам понравится список 72 нобелевских лауреатов, засвидетельствовавших в суде, что "креационная наука" - это религиозная догма, а теория эволюции соответствует действительности в той же степени, что и другие научные теории? [4] Не стоит думать, что все эти теории противоречат друг другу. Так, например, принятие Дарвином постепенного изменения организмов не всегда подразумевает медленный темп эволюции, и в этом смысле не противоречит теории прерывистого равновесия. Не отрицал Дарвин и наследования приобретенных признаков. [5] Общий тон статьи Лаломова иначе как хамским не назовешь. Сам Лаломов объясняет это тем, что
А так как тон Еськова, по мнению Лаломова, уместен "более для пивного бара, чем для научной критики", получается, что и тон статьи Лаломова также больше подходит для пивного бара. Кстати, а считают ли авторы заслуживающими уважения оппонентов в их собственном креационистском лагере, которые придерживаются взглядов геоцентризма или "плоскоземелья"? Возможно, что да. Ведь Малкольм Бауден, к книге которого авторы часто отсылают Читателя в своей статье, геоцентрист! Так что если креационизм получит в России хоть сколько-нибудь широкое распространение, есть риск вернуться на пятьсот лет назад, когда люди верили в то, что Солнце (и вся Вселенная) вращается вокруг маленькой Земли, и преследовали несогласных с этой догмой людей. Думаете, я сгущаю краски? Время покажет. [6] Кент Ховинд, который является одним из самых низкосортных пропагандистов креационной "науки", и фильмы которого Лаломов собрался распространять в России (кстати, из-за своей привычки коверкать иностранные имена, Лаломов называет Ховинда "Кеном"), принимает "Протоколы" на полном серьезе. Тут надо заметить, что 1 ноября 2001 года я послал Ховинду по электронной почте такой вопрос: "... какова Ваша официальная позиция относительно так называемых "Протоколов сионских мудрецов"?" Ответ я получил лишь 8 февраля 2002 года. Это было пустое письмо. Интересно было бы выяснить отношение наших доморощенных креационистов к "Протоколам". Особенно меня интересует мнение членов Православного общества защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира. [7] Небольшое попутное замечание: Лаломов, видимо кичась своей точностью, в своем "Ответе..." в самом начале пишет:
Но точность подводит Лаломова, когда он цитирует Еськова следующим образом:
Но Еськов нигде не упоминает "осетрину второго сорта". Он говорит об "осетрине второй свежести". Классику надо знать! [8] И уж конечно не доказывает она существование бога. Это был бы круговой аргумент. [9] Возможно, кому-то вздумается обвинить меня в том, что я цитирую профессора биологии, когда следовало бы цитировать слова геологов или историков геологии. Однако Ритланд, не будучи, разумеется, авторитетом в области истории геологии, в своей большой статье просто-напросто играет роль компилятора многочисленных сведений об "отцах" геологической колонки. [10] "В начале XIX в. широкое распространение получила космогоническая теория П. Лапласа (1749-1827). Суть ее состояла в том, что Земля первоначально возникла в расплавленном состоянии и затем медленно остывала, покрывшись корой. Во второй половине XIX в. известный английский физик В. Томсон (Кельвин), основываясь на теории теплопроводности, вычислил возраст Земли. Он оказался равным 40 млн. лет. Но эта величина, слишком малая по сравнению с другими оценками геологического времени, встретила решительное возражение со стороны геологов. Собранный геологический материал свидетельствовал в целом о довольно длительной геологической истории планеты, которая не могла уложиться в рамки 40 млн. лет" (Войткевич 1984, с. 9; выделено мной). [11] Очень подробно этот вопрос освещен на сайте Джима Фоли "Ископаемые гоминиды: доказательства человеческой эволюции" [http://www.talkorigins.org/faqs/homs] [12] Этот призыв наверняка больше всего "понравится" креационистам, которые поспешат обвинить меня в "догматизме". Что ж, признаю: я действительно не считаю, что ярковыраженную псевдонауку надо холить и лелеять. И думаю, что любой рациональный читатель со мной согласится. Приложение 1: данные, показывающие надежность радиоизотопного метода.
Таблица 1: Возраст метеоритов по данным разных методов (Войткевич 1984, с. 74).
Таблица 2: Возраст некоторых горных пород по данным разных методов (Войткевич 1984, с. 94).
Таблица 3: возраст трех хондритных метеоритов. Данные из университетских лабораторий в Германии (1), Великобритании (2), Франции (3), Калифорнии (4), Миннесоте (5), Миссури (6), и USGS, Денвер, Колорадо (7) (Dalrymple 2000). Литература: Ager, D., 1995, "The new catastrophism: the importance of the rare event in geological history", Cambridge University Press, Cambridge, Great Britain, p. xi, цит. по Henke 2001. Babinski, E. T., 1996a, "Ninety foot tall plum tree", Cretinism or Evilution?, no. 3. Babinski, E. T., 1996b, "Old, out of context quotations from French scientists. Part 1", Cretinism or Evilution?, no. 3. Bartelt, K., 2000, "Evolution by Colin Patterson", review, NCSE Reports, vol. 20, no. 3. Dalrymple, G. B., 2000, "Radiometric dating does work!", NCSE Reports, vol. 20, no. 3. Day P. J., 1997, "The decay of c-decay", [http://www.talkorigins.org/faqs/c-decay.html] Eldredge, N., 1982, "The monkey business: a scientist looks at creationism", New York: Washington Square Press, pp. 130-131, цит. по Hopkins 2001. Erwin, D., Valentine, J., Jablonski, D., 1997, "The origin of animal body plans", American Scientist, March-April. Grasse, P. P., 1977, "Evolution of living organisms", Academic Press, New York, 1977, pp. 3,4,5,7, цит. по Babinski 1996b. Harter, R., 2001, "Piltdown man", [http://www.tiac.net/users/cri/piltdown.html] Heinrich, P., 1996, "The Calaveras skull revisited", [http://www.talkorigins.org/faqs/mom/calaveras.html] Henke, K., 2001, "Ager's opinion of young-earth creationists", [http://home.austarnet.com.au/stear/ager's_opinion_of%20yec_henke.htm] Hopkins, M., 2001, "Museum paleontologists say there are no transitional fossils?", [http://home.mmcable.com/harlequin/evol/lies/lie007.html] Hughes, N., 2000, "Creationism and the emergence of animals: the original spin", NCSE Reports, vol.20, no. 5. Hunt, K., 1997, "Transitional vertebrate fossils FAQ", [http://www.talkorigins.org/faqs/faq-transitional.html] Korthof, G., 2002, "Darwinism: the refutation of a myth", review, [http://home.planet.nl/~gkorthof/kortho28.htm] Lovtrup, S., 1987, "Darwinism: the refutation of a myth", Croom Helm, цит. по Korthof 2002. Morton, G. R., 2002, "The sea's salt", [http://www.glenn.morton.btinternet.co.uk/salt.htm] Patterson, C., 1978, "Evolution", Routledge & Kegan Paul Ltd. pp. 131-133, цит. по Theunissen 1997. Patterson, C., 1999, "Evolution" (2nd edition), Ithaca (NY): Cornell University Press, p. 122, цит по Bartelt 2000. Ritland, R., 1982, "Historical development of the current understanding of the geologic column: Part II", Origins, vol. 9, no. 1. Saladin, K., 1988, "First rebuttal for the affirmative", Gish-Saladin debate transcript, [http://www.infidels.org/library/modern/ken_saladin/saladin-gish2/saladin2.html] Schneider, E. D., Kay, J. J., 1994, "Life as a manifestation of the second law of thermodynamics", Mathematical and Computer Modelling, vol. 19, no. 6-8, pp. 25-48. Snelling, A. A., Rush, D. E., 1993 "Moon dust and the age of the solar system", Creation Ex Nihilo Technical Journal, vol. 7, no. 11, pp. 2-42 Theunissen, L., 1997, "Patterson misquoted: a tale of two 'cites'", [http://www.talkorigins.org/faqs/patterson.html] Wolf, J., Mellett, J. S., 1985, "The role of 'Nebraska man' in the creation-evolution debate", Creation/Evolution, vol. 16. Войткевич, Г. В., 1984, "Геологическая хронология Земли", М., Наука. Еськов, К. Ю.,2000, "Применять с осторожностью, беречь от детей!", Человек, номер 1. Лаломов, А. В., 2000, "Ответ на рецензию К. Ю. Еськова...", [http://creatio.nm.ru/articles/lalomov_otvet_eskovu.html] Лаломов, А. В., Хоменков, А. С., 2001, "Эволюционизм: наука или идеология?", [http://creation.webzone.ru/Debate/esk_end.htm] Лукьянов, Е., Попов, Н. 2000, "Модель Вселенной с трехмерным временем и библейская космогония", Человек и христианское мировоззрение, альманах, вып. 5. Симферополь. ЭНИХЛ - сводная версия Лаломов 2000 и Лаломов, Хоменков 2001, [http://www.atheism.ru/library/other/eskovmix.phtml]
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|