Мне не нужен бог, который не умеет ответить на мои вопросы...
Шоу Бернард

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Бурьянов С.
Религиозное образование в государственной светской школе: немецкая модель. В Фонде Аденауэра прошел круглый стол "Российское законодательство и религиозное образование в светской школе"


20 ноября в московском офисе фонда им. Конрада Аденауэра прошел Международный круглый стол "Российское законодательство и религиозное образование в светской школе", организованный указанным фондом совместно с центром "Православная энциклопедия" и РОО "Институт государственно-конфессиональных отношений".

Открыл мероприятие руководитель московского представительства фонда Маркус Ингенлат, который сообщил, что это вторая такого рода конференция на тему религиозного образования (а первая прошла в помещении "Православной энциклопедии" за закрытыми дверями). Подчеркивая международный характер, встречи он представил зарубежных участников: Э. Шверина (директора школьного фонда Евангелической Церкви Германии, эксперта фонда), П. Вальк (профессора Тартусского университета, Эстония), Э. Фритца (депутат бундестага ФРГ).

Г-н Ингенлат пояснил, что религиозное образование его фонд постоянно волнует – недавно Э. Шверин был в Сараево и Белграде, где рассматривалась та же тема. Попутно он сказал о финансовой независимости (правда, при некотором приближении) от ХДС Германии, "который проводит политику при помощи христианских ценностей".

Пожелав участникам открытой дискуссии, руководитель московского представительства озвучил позицию фонда по вопросу религиозного образования – "это должно быть не только религиоведение".

Руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ зачитал приветствие руководителя "Православной энциклопедии" С. Кравца, который не смог присутствовать на круглом столе, так как находился в это время в РАГСе в свите Патриарха Алексия. (Как уже сообщал "Портал-Credo.Ru", 20 ноября состоялось вручение диплома и мантии почетного доктора РАГС при президенте Российской Федерации Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II). В самом приветствии говорилось об удовлетворении зарождающимся сотрудничеством.

Заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрей Себенцов начал свое выступление с критического замечания в адрес регламента круглого стола. По его мнению, утвердительный ответ на вопрос первой секции "Требуется ли обществу религиозное образование в светских школах?" заведомо предопределен в названии второй – "Проблемы и формы реализации религиозного образования в школе", и третьей – "Совершенствование законодательства и перспективы развития религиозного образования в России".

Далее А. Себенцов отметил, что в рамках формулировок действующего российского законодательства религиозное образование в государственной светской школе затруднительно, в то время как частные религиозные школы могут быть.

Зампред правительственной комиссии задал риторический вопрос о том, кто и как сегодня преподает религию в государственной школе, отметив, что разговоры о факультативном характере ее преподавания "только затеняют картину". Государство ориентируется в основном на православие, и немного на ислам – никакого равенства религиозных объединений не наблюдается.

Отвечая на вопрос сопредседателя АНО "Институт свободы совести" Сергея Бурьянова, Андрей Себенцов сказал, что государство не должно финансировать конфессиональное образование. "Преподавание религии в России – это светский (мировоззренчески нейтральный) предмет – религиоведение, - сказал он. - Если же речь идет о формировании мировоззрения, то этого не может быть в светской школе".

Ответственный секретарь Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ МП протоиерей Владислав Цыпин считает необходимым внедрять религиозное образование в российской государственной школе за счет государства, потому что это есть "многовековая традиция".

По мнению о. В. Цыпина, "светская школа – наследие советского режима" и "заповедник атеизма", который самым прямым образом связан с ростом наркомании в стране.

На вопрос А. Себенцова о том, кто должен вести уроки, протоиерей ответил, что это должен быть педагог, имеющий санкцию религиозной организации и диплом о высшем образовании. Но на селе это может быть любой, кто сможет преподавать.

Председатель исполкома Конгресса еврейских общин и объединений России раввин Зиновий Коган, начав свое выступление с рекламы кошерного ресторана "Цимус", сказал о своей неготовности преподавать религию в государственной школе, но выразил желание "работать в этом направлении".

Заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Фарид Салман (Хайдаров) заявил, что право изучать религию в школе никем не может быть оспорено, особенно в условиях падения морали. По словам Ф. Салмана, "атеизм – та же вера, только от сатаны", а выступления против преподавания религии в школе должны пресекаться государством.

Депутат бундестага ФРГ Э. Фритц сказал буквально следующее: "Насколько я знаю Россию, Вы нуждаетесь в обучении религии". Однако чуть позже он отметил, что религиозное образование не может сделать человека религиозным, это должна сделать семья".

Директор школьного фонда Евангелической Церкви Германии и эксперт фонда Эккарт Шверин считает, что религия - это "кардиостимулятор" общества, а не нечто эксклюзивное только для отсталых – "нам нужна настоящая религия, а не пара-религия" - "опасно если каждый сам будет определять, что хорошо, а что плохо".

Далее Э. Шверин рассказал о том, каким должно быть преподавание религии в школе: его основу должны задавать однозначные законы и правовые нормы, уровень преподавания должен быть высоким, содержание – на основе консенсуса, и наконец - религия сама не должна устремляться в школу.

Э. Шверин считает, что настоящая религия - та, которая помогает человеку найти смысл жизни. Что касается российской культуры, то она, по мнению немецкого эксперта, формировалась под воздействием православия и ислама.

Главный специалист Департамента образования Москвы и старший научный сотрудник РАО Алексей Соловьев сообщил, что в городе действуют 23 негосударственных православных образовательных учреждения, в которых нет наркомании, проституции и "прочего разврата".

Профессор Тартусского университета П. Вальк затронула проблему развития религиозного образования в постсоциалистическом контексте на примере Эстонии. Ее контекстуальный подход к религиозным организациям включает: культурные и исторические истоки и предпосылки; религиозный ландшафт и законодательные основы; отношение к религиозным организациям; традиции религиозных организаций в конкретной стране; развитие и опыт религиозных организаций в других странах; национальную систему обучения и проблемы образования в современном мире. Отвечая на вопрос о характер религиозного образования в Эстонии, г-жа Вальк сообщила о его "нейтральном" характере.

Руководитель РОО "Институт государственно-конфессиональных отношений" Игорь Понкин выступил за скорейшее введение преподавания религии в государственной школе для "традиционных религиозных организаций". Аппелируя к международному опыту, он сказал, что его оппоненты кивают на Запад, в то время как в США президент на Библии присягает. И. Понкин посетовал, что в России "Основы православной культуры" "не дают преподавать, а Исламский университет создали". По мнению Понкина, во всех проблемах религиозного образования в России виновата комиссия Правительства, а персонально – Андрей Себенцов.

Александр Журавский (ранее уже читавший приветствие Кравца) от себя добавил, что необходимость религиозного образования в светской школе - это не только правовой вопрос, но и вопрос общественного договора.

Сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП иеромонах Киприан (Ященко) предложил в вопросе религиозного образования "не мудрствовать лукаво", а пойти другим путем – "путем прецедента". То есть просто ввести его в школе явочным порядком, и все. Привыкнут, никуда не денутся – к теологии в высшей школе уже привыкли, считает иеромонах.

Подводя итоги круглого стола, Маркус Ингенлат сказал, что Россия находится в поисках идентичности: "Мы, иностранцы, можем дать импульс, а дальше русские сами разберутся... Государство не может все делать только на основе законов – общество тоже должно работать".

Сергей Бурьянов, для "Портала-Credo.Ru"




Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Религиозное образование в государственной светской школе: немецкая модель. В Фонде Аденауэра прошел круглый стол "Российское законодательство и религиозное образование в светской школе" - исходный материал с сайта "Портал-Credo.ru"
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa