Не успела закончиться Лондонская конференция по изучению новых религий «Духовный супермаркет. Религиозный плюрализм и глобализация в XXI столетии», как в Нижнем Новгороде началась другая – «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Она была организована под эгидой Нижегородской епархии РПЦ ведущими антисектантскими организациями страны – Информационно-консультативным центром св. Иринея Лионского и Братством св. Александра Невского. Простым совпадением это счесть трудно: налицо попытка ответа ученому сообществу. А чтобы наш ответ Керзону вышел поувесистей, на конференцию пригласили ведущих сектоборцев Европы – немца Томаса Гандоу, француза Алена Вивьена и датчанина Йоханнеса Огарда.
Состав российских участников был вполне типичен для подобного рода мероприятий и мог бы послужить социологам в качестве материала для изучения отечественного антисектантского движения. Но социологов сюда не подпустили бы и на пушечный выстрел. Науку на конференции представляли славные советские (пардон, российские) психиатры, которые давно уже готовы взяться за лечение «сектантской чумы». С ними соседствовали православные батюшки. Третий компонент антисектантского движения (обеспокоенные родители) отсутствовал. Видимо, устроители конференции хотели подчеркнуть ее профессиональный статус, а родители, даже обеспокоенные, - это не профессия. Хотя сами они так не считают.
Доклады также прозвучали достаточно типичные – клирики сетовали на рост числа соблазнов у постсоветской интеллигенции (культ Анастасии – лесной соблазн, Радастея – космический), психиатры со знанием дела рассуждали о психическом насилии и манипуляции сознанием, заморские гости делились опытом борьбы с сектантской угрозой. Французам и немцам было чем похвастать – они на этой ниве весьма преуспели, а вот датчанину Огарду – нечем. Дело его жизни не нашло достойного отклика в веротерпимых датских сердцах, пришлось отставному богослову рассуждать на отвлеченные темы восточного мистицизма. Но автор знаменитого сравнения йоги с термоядерной бомбой неплохо справился с задачей, напугав аудиторию таинственным «гуруизмом». Непонятно и страшно.
В течение трех дней участники конференции стращали друг друга инфернальными ужасами, но, видимо, не слишком преуспели, потому что итоговое заявление звучит не менее рационально, чем документы Третьего рейха об окончательном решении еврейского вопроса. "Тоталитарные секты" (они же – "деструктивных культы") подрывают устои и губят здоровье граждан. Поэтому в борьбе с ними должны принять самое деятельное участие государство и общественность. Секты обманом втираются в доверие, а потому выводить их на чистую воду должны специалисты (то есть борцы с сектами). Они помогут публике распознать врага, а государству – уничтожить его законодательным путем. И тогда традиционные религии смогут спать спокойно.
Чем же руководствуются спецы, выявляя опасные секты? Ответ на этот вопрос содержится в их списке. В него входят практически все известные новые религиозные движения. Проблема отбора, таким образом, отпадает сама собой.
С кем же предстоит бороться в первую голову? Это мормоны, иеговисты, сайентологи и кришнаиты, то есть те религии, которые довольно успешно распространяются в современном мире. Одни из них уже практически стали частью мейнстрима (мормоны), другие находятся на пути к этому (иеговисты), третьи также прошли экспериментальную фазу, чреватую разными неприятностями, и изо всех сил стремятся обрести респектабельность (сайентологи и кришнаиты). Замыкают же список те, кто действительно входят в противоречие с "духовностью этического монотеизма", защитниками которой объявляют себя участники конференции, - неоязычники, колдуны, ведьмы и сатанисты.
Эта последовательность выдает истинные намерения борцов с сектами, которые пекутся вовсе не о духовном и психическом здоровье населения, а о том, чтобы избавить от успешных конкурентов традиционные религии, отяжелевшие под грузом лет и растерявшие миссионерскую прыть. Недаром новой сектантской угрозой на конференции были объявлены неопятидесятники, которые добились в России серьезных успехов – темпы их распространения сравнялись с иеговистскими.
Антисектантское движение - инструмент борьбы за духовную монополию, а отнюдь не средство искоренения духовной опасности. Насколько этот инструмент эффективен, покажет время. На мой взгляд, не очень. В религии, как и в любви, насильно мил не будешь. Да и пойдут ли на пользу традиционным религиям те тепличные условия, которые мечтают создать им горе-защитники? Миссионерского пыла точно не прибавят.
Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме