Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел.
Твен Марк

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (0)


Фаликов Борис
Духовный супермаркет в Лондоне


С 19 по 23 апреля в Лондоне проходила международная конференция «Духовный супермаркет. Религиозный плюрализм и глобализация в XXI столетии». Проводили ее INFORM и CESNUR – британская и итальянская организации, объединяющие специалистов по изучению новых религий. Приняли финансовое участие американцы, немцы и скандинавы. Россияне и другие восточные европейцы приняли участие интеллектуальное. Что с нас еще возьмешь? В общем, знатная вышла тусовка.

С приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри, который констатировал, что общение с представителями иных религий отнимает у него немало времени. И самое удивительное то, что в последнее время – это в основном люди из религий новых, а не традиционных. Очевидно, что число таких религий в Британии растет, и главе Англиканской Церкви приходится уделять им все больше внимания. Опасается ли он новых пришельцев на Британские острова?

Что ж, осторожность - известная английская добродетель, но и осторожничать надо с умом. Все религии когда-то были новыми, что не помешало некоторым из них со временем стать традиционными. А одна апокалиптическая иудейская секта на многие века определила судьбу европейской культуры, и, надеюсь, будет определять ее в дальнейшем, заявил Джордж Кэри, имея в виду христианство. Как же отделить зерна от плевел?

Архиепископ предложил разбить новые религии на две категории – «здоровые» и «нездоровые». Я насторожился, вспомнив отечественных любителей подобной селекции. Но критерий, предложенный Кэри, вопросов не вызывал. Здоровые – это те, которые оставляют место для сомнений, нездоровые не сомневаются ни в чем. Абсолютная уверенность в своей правоте вредно сказывается на духовном здоровье. Причем относится это не только к религиям новым, но и к старым, исключений здесь нет. Ученые знают, что здоровый скептицизм никому не вредит, беда в том, что и он может стать нездоровым. Окрыленные архиепископским напутствием, мы взялись за дело.

По сравнению с прошлыми конференциями акценты несколько сместились, появились и новые темы. Но среди основных по-прежнему осталась юридическая. Это и понятно – «антисектантский» закон, практически принятый во Франции, грозит серьезно ограничить деятельность новых религий в этой стране. Правда, против его принятия выступают лидеры традиционных религий. Итальянский докладчик Массимо Интровинье выявил причину этих опасений – со времен революции свобода от религии стала для французов не менее важной, чем свобода религии. Именно эта тенденция и стала определяющей в принятии «антисектантского» закона. По сути, он направлен против религиозного «манипулирования сознанием» вообще – сегодня в нем подозревают религиозные меньшинства, завтра очередь может дойти и до большинства. Этого и боятся французские католики и протестанты. Были и доклады о правовой ситуации с новыми религиями в России (от французской она отличается примерно так же, как уличный мордобой от дуэли).

Новые темы имели отношение к стремительным переменам вокруг. Это развитие Интернета и глобализация. Как констатировал автор лучшей веб-страницы по новым религиям, профессор Вирджинского университета Джеффри Хэдден, Интернет – превосходный исследовательский инструмент для религиозных штудий, доступ к собранным в нем информационным богатствам сильно облегчает жизнь ученым. Но исследователям новых религий может и затруднить. Веб-странички этих религий – еще один образ, который они проецируют в мир, и понять, какая реальность за ним скрывается, иногда вовсе не просто. А для «антисектантской» деятельности – Интернет просто рай. Ведь в нем можно возвести такую хулу на новые религии, которой не выдержит ни одно бумажное издание. Об этом весьма темпераментно рассказал другой американский исследователь Дуглас Коуэн.

Процесс глобализации – это та среда, в которой новые религии чувствуют себя как рыбы в воде, утверждала датский социолог религии Маргит Варбург. Глобализация связана с развитием четырех тенденций – мобильностью, одновременностью перемен, обилием альтернативных средств коммуникации и плюрализмом. Об этом писала Розабет Мосс Кантер в классическом исследовании современной глобальной экономики. На примере трех новых религий – кришнаизма, бахаизма и евангелического «Слова жизни» – Варбург показала, что эти тенденции явственно прослеживаются в их деятельности и способствуют их распространению. Например, кришнаизм легко перемещается поверх национальных и прочих барьеров, а махамантра «Харе Кришна» попала в список шлягеров BBC, и ее можно одновременно услышать в теле- и радиопередачах в самых разных уголках мира.

Штудии новой религиозности – вещь сравнительно новая, но, похоже, в наше время все происходит очень быстро, и молодая наука со старческой отрешенностью норовит поглядеть на себя со стороны. Впрочем, не только на себя, но и на своих конкурентов. Профессор Айлин Баркер из Лондонской школы экономики, взвалившая на себя тяжкий груз проведения конференции, прочла доклад о наблюдающих за новыми религиями, за которыми тоже нужен глаз да глаз. Этот вуайеризм в квадрате так взволновал публику, что пришлось менять залу заседания: желающих поглазеть оказалось слишком много. Баркер высказала предположение, что способ наблюдения за новыми религиями может повлиять на их поведение. Если мы будем наблюдать, чтобы искоренять, у поднадзорных возникнет паранойя, и опасные тенденции могут усилиться. Если же наблюдать с отстраненной благожелательностью – наблюдаемые могут и исправиться, то есть лучше адаптироваться к среде, и проблем станет меньше.

Продолжением этой мысли стало пленарное заседание, на котором участникам было предложено понаблюдать за нынешними и бывшими адептами некоторых новых религий, которые выступили с краткими сообщениями о своем духовном опыте. Религиоведы знают, что апостасия – то есть отказ от прежних верований – всегда сильно влияет на психику вероотступников. Поэтому они становятся легкой добычей «борцов с сектами», сообщая им о своем прошлом вещи весьма неприятные – так от него проще отречься. Посадив отступников и верующих за один стол, устроители предложили и им понаблюдать друг за другом – результат получился обнадеживающий. Оказалось, что отступникам есть чем поделиться не только с теми, кто профессионально эксплуатирует их отступничество, но и с бывшими единоверцами. Полезно это и тем и другим: одни начинают лучше видеть собственные недостатки, а другие – понимать, что они вовсе не отверженные, которым надо бросаться в спасительные объятия бывших врагов. Ну, а ученым такое пиршество вуайеризма – сплошное удовольствие: есть о чем подумать и написать.

Последний день конференции был посвящен путешествиям. Я выбрал экскурсию под названием «Неправоверный Лондон», которую проводил англиканский священник Элан Уокер. Оправдывая свою пешеходную фамилию, преподобный Уокер стремительным маршем провел нас по району Холборн, который издавна славился гнездившимися здесь ересями. Начали с главной – католичества. В свое время британским католикам приходилось несладко, и окормлялись они в храмах при посольствах католических стран; один из них (бывший храм бывшего посольства Сардинии) мы и посетили. Местный священник с гордостью показал кусочек алтаря из древнего аббатства Гластонберри, вмонтированный в алтарь его церкви. Развалины Гластонберри нынче весьма популярны у оккультистов, невозмутимо прокомментировал Уокер.

К ним мы и отправились: неподалеку оказался магазин оккультной литературы, в подвале которого страшный и ужасный Алистер Кроули, по слухам, совершил нечто сатанинское. Слухи о подвале оказались преувеличены – его попросту не было. Разочарованные, мы тронулись в «Этическое общество», славное своим отрицанием религии, и сочинившее в знак протеста безрелигиозные ритуалы. Общество охотно пускало к себе и прочих ритуалистов, среди которых я отметил «Кружок любителей Сталина». Любопытно, кровавые они приносят жертвы или бескровные? Элан хмыкнул.

Пройдя через сведенборгиан и тибетцев, мы оказались у кришнаитов, где пришлось снять обувь. Паломничество по еретическому Лондону закончилось. Ошеломленный изобилием, я посмотрел на преподобного Уокера. Лицо его выражало спокойную сосредоточенность. Подобно своему архиепископу, священник не собирался отступать под натиском конкурентов, но и гнать их из духовного супермаркета не входило в его намерения. Коли перестал быть монополистом, следует извлечь из этого полезный урок, а не притворяться, что ты им остаешься.


Ссылки на другие материалы в InterNet по этой теме
Духовный супермаркет в Лондоне - исходный материал с сайта "Мир религий"
Оставить отзыв. (0)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa