Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюционная теория Дарвина не противоречит христианскому вероучению. Сделал это архиепископ Джанфранко Равази, глава папского совета по культуре. Ватикан планирует провести научную конференцию «Биологическая эволюция: факты и теории», приуроченную к 200-летию Дарвина и 150-летию со дня выхода его знаменитой работы «Происхождение видов».
Это заявление, в принципе, укладывается в ряд рефлексивных заявлений Ватикана по поводу прежних позиций: в последнее время католическая церковь пересмотрела свои старые обвинения в адрес Джордано Бруно, Галилея, попросила прощения за инквизицию и бездействие в годы Холокоста.
Надо также заметить, что в отличие от протестантских фундаменталистов католики в последнее время вовсе не выступали с резким отрицанием эволюции. Тем не менее публичный мир католиков с Дарвином важен на фоне продолжающихся (в том числе в судах) споров о преподавании в школах эволюционной теории или креационизма (представления о тварности мира). Кстати, англиканская церковь выступила недавно с похожим заявлением. В православии нет четкой позиции по поводу отношения к эволюционной теории, но есть разные группы или движения: кто-то стоит на буквальном восприятии слов Ветхого Завета о сотворении мира за шесть дней, кто-то придерживается теистического эволюционизма (эволюция как орудие Творца).
Судебные и политические споры вокруг этого вопроса характерны прежде всего для США, где протестантские фундаменталисты время от времени требуют заменить преподавание теории Дарвина на преподавание креационизма. Антиэволюционные законы в ряде штатов были отменены только в 1960-х. В 2000-е стала популярна теория «разумного замысла (творения)» (intelligent dezign, I.D.), за введение которой в школьную программу выступал Джордж Буш. Согласно I. D., условия в нашей Вселенной оказались удивительно подходящими для появления и развития жизни, что говорит об их неслучайности. Впрочем, федеральный суд США признал теорию ненаучной религиозной концепцией. Парламентская ассамблея Совета Европы в 2007 г. также признала креационизм во всех видах ненаучной дисциплиной и запретила его изучение наряду или вместо теории эволюции.
В России в 2006 г. школьница Мария Шрайбер вместе со своим отцом попыталась через суд исключить теорию Дарвина из школьной программы. Иск был отклонен. По большому счету россиян не очень волнует этот вопрос. Когда ВЦИОМ в 2006 г. проводил соответствующее исследование, поровну, по 24%, опрошенных считали, что «человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции» и что «человек создан Богом, высшими силами». 5% винили во всем космических пришельцев, столько же затруднялись ответить, 7% происхождение не интересовало, а 35% считали, что современная наука не в состоянии ответить на этот вопрос.
У американцев, впрочем, тоже нет ясности. По последним данным Harris Interactive, 80% американцев верят в Бога. При этом в верности дарвиновской теории убеждены 47%, а к теории креационизма склоняются 40%.
В массовом сознании, как и в суде, вряд ли можно найти ответ на научные или богословские вопросы. Именно поэтому важнее всего то, что церкви выступают за диалог между наукой и религией. Дискуссия «Бог против науки», в ходе которой стороны полностью отрицают правомочность существования друг друга, в последнее время также обострилась, но очевидно, что в таком формате она бесплодна.
В прямом споре стороны никогда не договорятся. Наука не может доказать или опровергнуть существование Бога, религия не может опровергнуть научную картину мира. Вероучение сосредоточивается на базовых точках жизни мира человека — начало и конец, отдавая «середину» на откуп науке, политике и экономике.