Главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили пожаловался, что российским врачам приходится конкурировать не только с зарубежными коллегами, но и с магами и экстрасенсами. По его оценкам, на лечение за границей россияне тратят около $17 млрд, а на паранормальные услуги на родине — $30 млрд.
В этом откровении «все прекрасно»: главный кардиолог невольно ставит неутешительный диагноз сразу нескольким сферам общественной жизни.
Во-первых, медицине. Россияне тратят на лечение за границей не только свои деньги, но и благотворительные — в последнее время больные и их родственники все чаще сталкиваются с отсутствием соответствующих болезни услуг и врачей в российских больницах и собирают деньги всем миром через интернет. Две трети россиян, по данным «Левада-центра», считают, что не могут получить качественное лечение на родине, при том что к оплате медицинских услуг даже в бесплатных поликлиниках все привыкли (по данным исследования ВШЭ, к 2009 г. траты граждан на медицину выросли до 3% ВВП, государство тратило 4,7% ВВП). Популярность народных целителей, гадалок и экстрасенсов тоже с этим связана — часто к ним обращаются, отчаявшись в традиционной медицине.
Во-вторых, это диагноз так называемым традиционным религиям, привыкшим рапортовать о множестве последователей. По данным Института социологии РАН, например, 79% россиян называют себя православными, 4% — мусульманами, 9% просто верят в «высшую силу», 7% — атеисты. Однако 10% привыкли подкреплять молитву обращением к магам и экстрасенсам, писала в январе «Российская газета». По данным «Левада-центра», несмотря не некоторое снижение в последние годы, в приметы все еще верит 52%, в вещие сны — 43%, в предсказания астрологов — 38%, в визиты инопланетян — 26%.
СМИ формируют постоянный информационный фон на тему паранормального. Передачи о гадалках, магах, экстрасенсах, НЛО и т. д. расплодились на центральных телеканалах после кризиса 2008 г., имеют хорошие рейтинги и не думают сдавать позиции. Региональная пресса тоже не отстает.
Такая популярность мракобесия обусловлена экономически и политически — и это в-третьих. Чем ниже вкусы, тем шире аудитория телеканала, тем больше рейтинг, тем больше рекламных доходов и сильнее политическое влияние. Верящими в НЛО и бабу Нюру на самом деле гораздо легче управлять.
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/10274101/kolduj_baba