По мере того, как наука идет вперед, бог отступает.
Сен-санс К.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (33)


Шацкий Евгений
Не спешите в церковь.


В последние годы стали общим местом призывы к возвращению к христианской морали, почитанию православия, как основы русского менталитета, неумеренному строительству храмов, религиозному образованию в школах. Возникает вопрос, а не слишком ли мы торопимся, меняя одну идеологию, на другую (уже доказавшую 70 лет назад свою слабость и неспособность управлять Россией)?

Утверждают, что религия - основа общечеловеческой нравственности. Существует два типа морали: религиозная (основана на постулате - "так хочет бог") и гуманистическая (основана на постулате - "так нужно людям"). Многие позиции обоих учений совпадают - религиозные системы, противоречащие нуждам людей, случалось возникали, но не были долговечными. В то же время есть принципиальные различия.

  1. Религиозная мораль ставит на первое место не человека, а бога. Соответственно, во имя бога можно преступить гуманность. "Не страшно временное отступление от праведности, тому кто не выходит из любви к Богу "формулирует православный философ И. Ильин. Как это делалось на практике видно из перечисленных ниже деяний святых.
  2. Религиозная мораль строится на эгоистической основе личного спасения. Рай - ад, выгода - страх, выступают как опора нравственности. Развивается лицемерие, неискренность, ханжество. Из этого же принципа вытекает идея покаяния: человек, совершивший дурной поступок, успокаивает совесть не исправлением причиненного им зла, но перечислением своих грехов священнику. Обряд действительно облегчает душу, только пострадавшему от него не жарко, не холодно. В гуманистической морали более ценятся бескорыстие, альтруизм (вспомним М. Твена - Гек Финн готов пожертвовать спасением души, но помочь другу), раскаяние не на словах, а на деле. В XV веке некий Матвей Башкин учил: "как перестанет [человек] грех творить, так хоть у священника не покается, так не будет ему греха". Церковь приговорила Башкина к вечному заточению.
  3. Воля божия трактуется по-разному: разными религиями, разными направлениями в одной религии, разными авторами одного направления. На практике, христианская мораль - следование воле священников.

Соответственно, критерий христианской морали, крайне нечеток. Она легко поддается изменению. В свое время цитатами из Нового Завета обосновывали рабство, неравноправие женщин, убийства инакомыслящих. Затем, тем же Новым Заветом стали обосновывать обратное.

Греческий философ Антифонт рационалистически доказывал противоестественность рабства еще в V веке до Р. Х. "Христовы ученики" Петр и Павел четыреста лет спустя хладнокровно заявили, что рабство угодно богу [1 Пет. 2, 18; Кол. 3, 22; Тит. 2, 9; Еф. 6,5], в наше время духовенство не менее хладнокровно утверждает, что именно христианство покончило с рабством. Тем не менее, еще в XIX веке Евангелием учили покорности американских рабов и русских крепостных (собственно, именно заповедь о "рабе ближнего своего" и вызвала сомнения Гека Финна). Так что если завтра рабство восстановят - христианское учение найдет, чем поддержать новый курс.

То же с равноправием женщин. Еще иудаисткие десять заповедей (якобы основа общечеловеческой морали ) цинично ставили на одну доску: жену, раба, рабу, вола, осла и все прочее, "что есть у ближнего твоего". Новый завет однозначно призывает: "Жены повинуйтесь своим мужьям, как господу, потому, что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и он же спаситель тела; но как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф. 5, 22), "а жена да боится своего мужа" [Еф. 5, 33]. Современная эмансипация наталкивает скорее на мысль "а муж да боится своей жены". Гуманизм, впрочем, вообще исключает категории страха и подчинения из супружеских отношений.

И, наиболее печальное, о "не убий". В 1404 году в Москве и Новгороде была арестована группа еретиков. Великий князь Иван III предложил отправить еретиков на вечное заточение. Волокаламский игумен Иосиф потребовал сожжения (до этого православная церковь сжигала только "ведьм"). Князь поинтересовался насколько подобное обращение с "заблудшими" соответствует христианской морали.

Не растерявшийся Иосиф тут же процитировал одно из посланий апостола Павла: "Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает сына Божия?" (Евр. 10, 28 - 29). Крыть было нечем и вскоре трех еретиков в клетке сожгли в Москве, и еще "многих еретиков" в Новгороде. Другие были отправлены в тюрьмы или по монастырям, против чего Иосиф Волоцкий выступил с яростным протестом: "Этим ты государь творишь мирянам пользу, а инокам погибель". Сам он считал, что еретиков следует либо убивать: "Грешника и еретика руками убити или молитвою едино есть", либо, на худой конец, пожизненно отлучать от церкви и заточать в темницу. После смерти Ивана III, Иосифа поддержала светская власть, Великий князь Василий III (1505 - 1533) предписал еретикам "языки резать, иных огню предать".

Сожжение еретиков вошло в знаменитое "Соборное Уложение" 1649 года - основной закон России до середины XIX века и в воинский устав 1716 года. Последний раз, российский "богоотступник " взошел на костер в 1743 году.

Кстати, зачинатель всего этого Иосиф Волоцкий причислен православной церковью к лику святых. Хотели бы вы, чтобы ваши дети подражали столь "человеколюбивому" герою? В сонме православных святых фанатик не одинок. Святой Филарет прославился сожжением малой александрийской библиотеки. Святой Кирилл - организацией еврейских погромов и убийства женщины-философа Гипатии, возглавлявшей Александрийскую кафедру философии. 9 августа православный календарь велит праздновать память святых Иулана, Маркиона, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия и Марии. Единственное известное деяние перечисленных праведников – участие в убийстве чиновника, снимавшего со стены икону (в период иконоборчества). Или (возвращаясь к русской истории) может вы хотите, чтобы ваш сын делал жизнь со святого Михаила Черниговского? Во время монгольского нашествия Михаил княжил в Киеве. Узнав о приближении Батыя князь бежал, как написано в его "Житии", "последовав словам: "Укрывайтесь до тех пор, пока не пройдет гнев Божий" [Числа, 16, 44-48]". Поступок, конечно, созвучный современному стремлению уклониться от армейской службы, но не дай вам бог такого правителя. Или будем брать пример со святого отца нашего Стефана Пермского, который в XV веке задумал просветить язычников пермской области и с этой целью сжег все тамошние храмы и изображения богов? Тогда непонятно за что мы ругаем большевиков, уничтоживших часть русских храмов: "памятников национальной культуры" и "национальных святынь". Житие православного святого учит уничтожать ВСЕ существовавшие до нас святыни, не особенно разбираясь в их культурной ценности.

Итак, православная мораль далеко не равнозначна общечеловеческой. Допустив в предреволюционные годы ряд ярких "ляпов" (когда вышла книга великого Тимирязева "Рефлексы головного мозга" - московский митрополит потребовал сослать ученого в Соловецкий монастырь "для исправления"; на моральное учение Льва Толстого церковь додумалась ответить анафемой), в 1917 году церковь пала с легкостью карточного домика и никто не замечал ее робких попыток повлиять на ход событий (вроде анафемы советской власти в январе 1918 года). Возвращаться сейчас к православию, как к "исконной русской вере", не менее абсурдно, чем попытка реставрировать еще более "исконный" культ Перуна и Велеса. Новой России нужны новые, действительно общечеловеческие, духовные ориентиры.

Приложение.

30 сентября 1999 года, автор данной статьи наблюдал следующий случай. В вагон электрички вошла молодая женщина закутанная во все черное, с большим деревянным ящиком в руках. Поприветствовав "всех православных христиан", женщина предложила пассажирам выкладывать деньги на восстановление божьего храма, ибо "Господь воздаст 20 - кратно". Также женщина предложила для продажи "освященные" свечи, по 50 копеек ("на мирское больше тратим"). Никаких документов, подтверждающих свои благочестивые намерения, женщина не предъявила. Тем не менее не было ни одной скамейки, где хотя бы один пассажир не зашарил в бумажнике. Затем вошла другая женщина, у которой на руках был ребенок. Она также попросила денег, по ее словам на операцию ребенку. Всем желающим она предложила посмотреть документы, подтверждающие ее слова. Ни один человек ей ничего не подал. Избирательная доверчивость или образец христианской морали?

Оставить отзыв. (33)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa