Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса.
Дарвин Чарльз

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (6)


Солодовник Светлана
Школа под куполом


Лидеры традиционных конфессий (православные, мусульмане, иудеи и буддисты), входящие в Межрелигиозный совет России, 19 мая обратились к министру образования и науки Андрею Фурсенко с просьбой позволить школьникам «изучать религиозную культуру с позиций религиозных организаций» и «при участии религиозных организаций». То есть, попросту говоря, допустить к преподаванию священнослужителей. Это означает, что с лукавством покончено: все заявления о том, что Церковь вовсе не собирается в школе проповедовать (не раз звучавшие в связи с введением в школах предмета «Основы православной культуры»), что «Основы» – предмет культурологический, можно считать дезавуированными. Ведь не будут же религиозные лидеры утверждать, что позиции их организаций близки к культурологическим. Они этого и не делают. Наоборот, прямо заявляют о своем недовольстве тем, что «преподаваемые в школе сведения о религии сопровождаются объяснениями исключительно с атеистических позиций, а собственно религиозные объяснения различных сторон религиозной культуры либо подаются в урезанном виде, либо вообще отсутствуют». Что это, как не заявка на полноценную и полномасштабную проповедь?

Возникает вопрос: почему предложение последовало именно сейчас, когда «Основы православной культуры» худо-бедно завоевали позиции в школах (в Министерстве образования и науки РФ, во всяком случае, утверждают, что в той или иной степени предмет факультативно преподается практически во всех регионах) и все чаще поступает информация, что в местах компактного проживания мусульман вводятся «Основы ислама»? (Буддисты, отметим, до сих пор без особого энтузиазма относились к идее религиозного просвещения учащихся, а иудеи всегда без всяких экивоков заявляли, что детям нужно преподавать Закон Божий, без которого нет нравственности, а потому на общеобразовательную школу и не претендовали.) Как ни странно, сигналом к действию, думается, послужило заявление нового министра образования, что история религии должна быть вовсе не факультативным, а обязательным предметом для всех. «История религии – это составная часть истории человечества, и очень важная часть, – сказал Андрей Фурсенко, подчеркнув, что имеет в виду не только историю христианства. – Образованный человек, который выходит в мир, должен знать историю».

Очевидно, Московская патриархия (нет сомнения в том, что именно патриархия стала инициатором письма министру) почувствовала, что теряет позиции. Ситуация с «Основами православной культуры» зыбкая, и это дает Церкви определенную свободу маневра. Официально предмет преподают на факультативной основе, но часто – в основной сетке часов, как это делается, например, в Курской области (см. «Еженедельный Журнал» №41). Ведут занятия в основном школьные учителя, но учителя эти в большинстве своем приобретают знания на курсах повышения квалификации, организованных региональными департаментами образования при содействии епархиального начальства. Священники в школе тоже не редкость (например, в подмосковном Ногинске), но священник на занятии после уроков – это одно, а священник – преподаватель обязательной дисциплины – совсем другое. По закону они не имеют права преподавать в государственной школе: во-первых, школа у нас светская, так что религиозная (впрочем, как и антирелигиозная) пропаганда в ней запрещена, а во-вторых, в школу не допускают людей без государственного диплома. К тому же, если действительно будет введен обязательный предмет по истории всех религий, вряд ли у учеников хватит запала еще и на факультативные «Основы православной культуры». И как же быть Русской православной церкви с годами пестуемым проектом?

Отсюда второе предложение Межрелигиозного совета: предоставить духовным учебным заведениям право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. Предложение, заметим, не новое и во многом обоснованное. Сейчас выпускники семинарий и духовных академий не могут продолжать учиться в светских вузах, не признающих никаких образовательных сертификатов, кроме государственных, не могут устроиться на работу в госучреждения (любые, речь не идет о школе, где запрет двойной). Конечно, духовные школы готовят в основном священников, но кто сказал, что после семинарии человек непременно должен стать священником? За время учебы у него могли измениться взгляды, или он с самого начала мог желать не сана, а богословских знаний, которые, кстати, до недавнего времени можно было получить почти исключительно в семинарии (светских богословских институтов единицы, и практически все они сосредоточены в Москве, а теологические факультеты в государственных вузах только появляются). Зря только Межрелигиозный совет выдвинул свои предложения «одним пакетом» – это наверняка помешает разумному решению второй проблемы. Теперь все будут считать, что традиционные конфессии, и в первую очередь Православная церковь, радеют исключительно о собственных корпоративных интересах: стоит, мол, дать семинаристам диплом государственного образца, как они сразу – в школы, а это грозит клерикализацией образования. Тогда как нельзя отрицать, что речь идет в том числе – и даже в первую очередь, если отвлечься от взаимных претензий поборников и противников православного образования, – об элементарных правах человека. У государства есть все возможности регулировать присутствие священников в школе, даже выдав семинаристам государственные дипломы.

Впрочем, некоторые государственные мужи, например члены думской фракции «Родина», полностью поддерживают инициативу Межрелигиозного совета. Представитель фракции в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев заявил «Еженедельному Журналу»: «Необходимо менять законы в сторону расширения прав Церкви». Однако на состоявшихся 27 мая парламентских слушаниях, где рассматривалась тема совершенствования законодательства о свободе совести, думское большинство с «Родиной» не согласилось. Более того, правительству и регионам рекомендовано всесторонне изучить практику преподавания знаний о религиях в школах «в целях приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства».

«Еженедельный Журнал», 31 мая 2004 г.

Оставить отзыв. (6)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa