Случайный визит в дом умалишенных показывает, что вера ничего не доказывает.
Гейне Генрих

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Ипатьевская летопись, или история о том, как музей подвели под монастырь (Соловьёв Сергей)
Нужно ли возвращать храмы православной церкви? На первый взгляд, вопрос кажется странным: кому, как не религиозной организации, должны они принадлежать? Однако с выводами торопиться не стоит. На самом деле, главный вопрос заключается в другом: будет ли обществу польза от этого возвращения? И отвечать на него лучше всего не абстрактными рассуждениями, а с помощью конкретных примеров. Поэтому история, происходящая в одном тихом провинциальном городе, вполне может послужить хорошей иллюстрацией для анализа всей проблемы в целом. Итак, место действия – Кострома, главные герои – музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» и костромская епархия. Занавес открывается…


Комментарии отключены

1-17
Псевдоним: Игорь0:00 20/08/2010
Автор статьи в изложении проблемы прав - идет разрушение памяти о нашем прошлом, в том числе и материальных памятников. Считаю, что памятники истории (храмы, предметы культа) должны сохранятся с учетом православной этики. Так было до революции, но автор об этом не упомянул. Именно нарушение этических норм и является одной из причин недоброжелательного отношения к музейщикам. Сама же проблема кроется в вандалисткой политике государства. Чиновники стремятся снять с баланса сохранность культуры народа (политика окккупанотов). При должном финансировании и соответствующей политической воли конфликт мог бы и не быть. Вообще, мне кажется, что кто-то хочет разрушить музеи и потом оргабить их. И увидим мы свои национальные ценности в иностранных коллекциях.
Псевдоним: Кирилл15:40 19/02/2009
где же вы были,господа, когда 70 лет, памятники архитектуры были либо полностью разрушены, либо использовались под склады ядо-химикатов зернохранилища, бани, спортзалы? а когда "неграмотные попы"начали их реставрировать "хищницы" сразу разинули свои пасти "ищай кого поглотити". Я 5 лет реставрирую самы древний храм в Москве и Московской области и за это время государство выделило такую ничтожную сумму на реставрацию, что даже смешно.
Псевдоним: Вячеслав21:55 10/01/2007
Меня ужасает нежелание людей согласиться с очевидным. То, что церковью называется "реставрацией" или "воссозданием первоначального облика", фактически- примитивный евроремонт, с легким мещанским "душком". Человек хотябы что-то понимающий в древнерусском искусстве знает, что возвратить Ипатьеву монастырю первоначальный вид невозможно, слишком сильно он пострадал от "забот" церковных ревнителей "благочестия и благолепия". В ужас приводят фразы из цитаты Геннадия Евгеньевича: "По замыслу мастеров, белые монастырские стены будут перекрашены в желтый, зеленый и красный цвет" -речь идет о восстановлении пестрой раскраски XIX века на стенах конца XVI столетия, или "В храме Хрисанфа и Дарьи планируется переписать росписи на стенах, которые в советское время были замазаны масляной краской" но фрески нужно не переписывать, а раскрывать,промывать, укреплять грунты и отставшую от стен штукатурку. В этих цитатах виден истинный подход церковнослужителей к МИРОВОМУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ - он полностью утилитарен. И это беда не только Ипатьева монастыря, я почти уверен, что 90% настоятелей не знают историю своих приходов, не хотят понять что им досталась часть культурного достояния страны. И его необходимо сохранять, а не перестраивать или "реставрировать" с целью придания "благолепного" вида.
Псевдоним: Andrew Maskimov19:22 18/07/2006
To Антон:
Вы правильно сделали, что взяли "первые уста" в кавычки. Вам правильнее было бы написать из гнилых уст. Это имело бы хоть какой то смысл. Потому что "первые уста" тут ну никак не вяжутся. (Никто не может быть судьёй в своём деле. Цицерон.)

Ну похвалили себя попы, и что дальше? Ну сказали они про себя, что они клёвые реставраторы. И что? Да они могут себя хоть кем называть, хоть реставраторами, хоть космонавтами.

Я понимаю если бы их кто-то со стороны похвалил (в данном случае - настоящие реставраторы). А то - сами себя похвалили, сами свою деятельность "по достоинству" оценили.

А Вы с щенячей радостью нам тут эту глупость постите. Ну сказали попы, что они, попы, реставрируют лучше реставраторов. Завтра скажут что они поют лучше оперных певцов, и на этом основании захватят какой-нибудь оперный театр. После зватра - ляпнут что они лучшие в мире пекари, и пойдут булочные под церковные нужды реквизировать. Да мало ли чего они могут сказать - собака брешет, ветер носит.

А насчёт времени - Вы правы. Так вот, это самое время уже давно всё расставило на свои места. Попов она поставила на их место - место жуликов, шалатанов и мошейников. И это общеизвестно.
Псевдоним: Антон3:10 04/03/2006
http://www.nsad.ru/index.php?issue=17&section=12&article=392

...а вот факты "из первых уст".
Псевдоним: .16:15 30/10/2005
Прошёл почти год после голодовки нескольких сотрудников костромского музея и уже можно подвести первые итоги. Ипатьевский монастырь успешно восстанавливается, а вместе с ним возрождается и музей в его стенах. Голодовщики за этот год так и не смогли создать новых экспозиций и продемонстрировали своё творческое бесплодие. Время всегда всё расставляет на свои места.
Псевдоним: Клеченов Геннадий Евгеньевич14:35 20/10/2005

Опубликовано 17:35 19.10.2005
Документ: http://www.regnum.ru/news/531191.html
Ипатьевский монастырь в Костроме приобретет первозданный вид
В Ипатьевском монастыре возобновлена реставрация, в результате которой он обретет свой первозданный вид. Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, на территории Ипатьевского монастыря находятся 29 монастырских построек 17, 18, и 19 века. Со временем они будут отреставрированы все. Началу восстановления костромской святыни предшествовала кропотливая работа архитекторов и историков в архивах, ими были изучены сотни фотографий и планов. По замыслу мастеров, белые монастырские стены будут перекрашены в желтый, зеленый и красный цвет. Проводится реставрация парадных ворот. Параллельно с этим идет ремонт Свечного корпуса. Уже восстановлено гранитное крыльцо Романовских палат. В храме Хрисанфа и Дарьи планируется переписать росписи на стенах, которые в советское время были замазаны масляной краской. Ремонтные работы в Ипатьевском монастыре финансируются Костромской епархией и государством.

Ссылки по теме «Судьба музея "Ипатьевский монастырь" в Костроме»:
Ипатьевский монастырь в Костроме приобретет первозданный вид (http://www.regnum.ru/news/531191.html)
Переезд фондов Ипатьевского монастыря (Кострома) отложен на неопределенный срок (http://www.regnum.ru/news/526016.html)
Окончательный перевод костромского музея-заповедника отложен (http://www.regnum.ru/news/525920.html)
У Ипатьевского монастыря планируется открыть новый турмаршрут по дамбе (http://www.regnum.ru/news/501160.html)
В Костроме объединили Ипатьевский монастырь и художественный музей (http://www.regnum.ru/news/500535.html)
Все новости в сюжете «Судьба музея "Ипатьевский монастырь" в Костроме» (43): http://www.regnum.ru/dossier/409.html

© 1999-2005 REGNUM
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №77-6430 от 6 августа 2002
При цитировании информации ссылка на ИА REGNUM обязательна
При цитировании и использовании в интернете гиперссылка на сайт обязательна.

Псевдоним: Клеченов Геннадий Евгеньевич15:07 07/02/2005
Уважаемый dsm. Прежде всего, я так и не понял, что Вы хотели сказать Вашим: "проклятые жидобольшевики"? Поясните. Я, конечно, не специалист по этой теме, поэтому и не касался её. Но раз уж она Вас так интересует (не знаю, правда, в какой связи), то Вам и карты в руки. А что касается того, что Церковь сама была виновата в гонениях на неё (как там унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла), то это общеизвестно: жертва всегда сама провоцирует преступника. Но зачем же так огульно обо всех крестьянах, которые считали церковников своими врагами. Неужели все до единого так считали? Про Петра Вы затронули очень интересную тему: действительно, именно тогда произошло порабощение Церкви, подчинение её правительству. И Церковь при первой возможности в 1917 году постаралась начать своё трудноеосвобождение, процесс этот долгий и трудный, он продолжается. "Затем, многие памятники церковной культуры были, как ни странно, спасены именно в советские годы.". Поясните - от кого были спасены? Далее, Вы пишите: "церковь 1) не хранит памятники, 2) тянет страну в средневековье, 3) служит идеологическим прикрытием самым реакционным политическим силам нашего общества". По первому пункту - именно Церковь тысячу лет создавала и хранила эти памятники (музеи возникли сравнительно недавно). По второму пункту - Церковь живёт и творчески развивается вместе с обществом, являясь неотъемлемой частью его.А вот по третьему пункту Вы отчасти правы, но разве в этом вина Церкви? Если Гитлер считал, что дважды два, будет четыре, торазве виновата таблица умножение в преступлениях нацизма? Так что тут уж Вы обращайтесь непосредственно к тем, кто этим прекрывается, а не к тем, кем прикрываются. Да и определение: "реакционные политические силы" мне кажется каким-то неконкретным, плакатным. Может, это просто Вам они не нравятся, а другим, возможно, именно Ваши убеждения кажутся "реакционными"? Убеждения - личное дело каждого. Не будем тут по-школьному выставлять оценки. Ну, а уж Ваше "поэтому" вовсе не логично. Раз Церковь такая-сякая, то и собственность ей возвращать не надо. Тем, кто Вам нравится, можно вернуть незаконно изъятое, а уж если кто Вам не глянулся, то тут - извините. Объективно!!!
Псевдоним: dsm17:40 04/02/2005
Уважаемый Геннадий Евгеньевич, в революционные годы храмы разрушались в основном самими же крестьянами, которые считали церковников своими врагами. И виноваты в этом были не "проклятые жидобольшевики", а церковь. Только один пример: я думаю, что Вы как историк знаете о знаменитом указе Петра I, который обязывал священников ДОНОСИТЬ в случае, если на исповеди звучало что-либо относящееся к государственной власти или фигуре монарха.
Затем, многие памятники церковной культуры были, как ни странно, спасены именно в советские годы. Историю поиска рублевских икон центром Грабаря Вы тоже, вероятно, знаете.
Самое главное, о чем я писал в этой статье (кстати, позвольте представиться -- автор), -- церковь 1) не хранит памятники, 2) тянет страну в средневековье, 3) служит идеологическим прикрытием самым реакционным политическим силам нашего общества. Поэтому безвозмездное предоставление ей собственности вообще, а исторических памятников в особенности -- это, в лучшем случае, преступное недомыслие.
Псевдоним: Клеченов Геннадий Евгеньевич14:52 02/02/2005
Уважаемый dsm.Не могу с Вами согласиться в том, что Национализированная собственность не была украдена, она была национализирована. Вы вспомните, как это было: храмы взрывали, из икон устраивали костры. Посмотрите старую кинохронику. Назвать это "национализацией" я бы не решился. Что же касается того, кому и что возвращать, то тут другой вопрос. История каждого государства - это непрерывный процесс, в ходе которого границы постоянно изменяются и брать произвольно какой-то отдельный момент, вырванный из исторического контекста и объявлять существовавшие именно в это время границы единственно законными, значит злонамеренно подтасовывать факты. А к церви может быть только один подход: признать её существование как реальный факт.
Псевдоним: dsm21:13 27/12/2004
Не понял Вас, Геннадий Николаевич? -- Национализированная собственность не была украдена, она была национализирована. Почему -- см. историю. Может, еще прикажете церкви все монастырские земли отдать да крепостных туда заселить? Вот они и так уже школьные здания забирают да больницы и разоряют (подчеркиваю - разоряют) музеи.
Если не следовать точки зрения целесообразности, то придет все к полному абсурду. Давайте вернем новгородские земли финно-уграм, а Калининград Германии. Не хотите? -- Не целесообразно, правда? Почему к церкви иной подход?
Псевдоним: Клеченов Геннадий Евгеньевич17:05 27/12/2004
Вы спрашиваете: нужно ли возвращать украденное? А нужно ли воровать? Если нельзя, но очень хочется, тогда можно. С точки зрения целесообразности. Цель оправдывает средства. Сто лет уже это слышим и видим. Может, уж хватит?
Псевдоним: кирилл21:12 04/10/2004
в принципе,вас понять можно. ведь вы рассуждаете с точки зрения атеизма т.е исходя из логических умозаключений,но многие и их большинство, верят в то, что помимо материального мира существует мир невидимый духовный.поэтому нельзя допустить пребывание в стенах освященного храма музея.с уважением К.
Псевдоним: Анна16:00 30/08/2004
Пока живы такие писаки, как Соловьев, о возрождении в нашей стране хоть какого-то здравого понимания событий и речи быть не может! Лучше бы писал о каком-нибудь киркорове, на большее соловьев не способен!
Псевдоним: Man5:42 21/07/2004
Да, ничто под луной не ново...

Дневник секретаря датской миссии: "26-го [апреля 1659 г.] был сильный пожар, но на этот раз уже за городом в каком-то монастыре, и возник вследствие того, что угостившиеся монахи не смотрели за восковыми свечами, горевшими перед образами".
(А. Роде. Посольство Ольделанда // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 30, 31)

Ещё до революции понимали

Сохранение памятников церковной старины в России 17-нач. 20 вв.: Сб. док. – М., 1997
«1899. Записка управляющего Синодальным архивом: «Те древние памятники, вещественные и письменные, которые ещё остались теперь в монастырях, церквях и других учреждениях духовного ведомства охраняются настолько случайно, что не представляется достаточной уверенности непременной их сохранности в будущем» (С. 175)
Псевдоним: Алексей19:16 09/12/2003
Это ужасное происшествие, как мне представляется, весьма характерно для нынешнего времени, когда, при активном содействии государственных структур расцветает всякого рода невежество и церковь играет в этом процессе важнейшую роль. Очевидно, что не имеющие специального образования попы просто не в состоянии обеспечить надлежащую охрану и уход за памятниками культуры, которые попали в их лапы, но которые принадлежат всему российскому народу, а не только горстке монахов. Однако, проблема, как мне представляется, гораздо серьезнее - попы не только не могут, они не хотят сохранения памятников культуры, пускай даже имевших когда-то религиозное назначение. Это связано с целым рядом обстоятельств, которые сложно полно описать в коротком резюме, и наглядно продемонстрировано всей историей церкви и ее современной политикой. Церкви не нужны люди, думающие, помнящие, пытливые. Церкви нужно стадо, ибо попы - это пастыри, которые в ином случае были бы не нужны. Отнимите у людей их историю и культуру, замените их постом и молитвою - вот вам и послушное стадо, которое так легко стричь, которым как легко понукать. Так вот, отношение попов к памятникам культуры - памятникам человеческого величия, это отношение к врагам. Поэтому то, что передано церкви будет разрушаться, уничтожаться, гореть, поновляться. Это отношение органично для церкви, оно составляет ее этос. Я полагаю, что необходимо широкое общественное обсуждение данной проблемы и принятие административных и законодательных мер, противодействующих уничтожению памятников культуры переданных церкви (я бы вообще запретил такую передачу, но понимаю, что в нынешней ситуации это не реально) и закрепляющих под страхом сурового административного наказания (вплоть до изъятия имущества из владения церкви) право специализированных организаций периодически обследовать памятники и выдавать обязательные для исполнения предписания по их использованию, направленные на обеспечение их сохранности. Нужно помнить, что это проблема общая, она не касается только церкви, ибо все человечество пострадало от того, какой то монах забыл потушить свечку.
Псевдоним: Павел9:48 26/11/2003
Я целиком и полностью разделяю мнение здравомыслящей общественности, а не тех мракобесов, которые тянут страну в мрачное прошлое. Я не являюсь атеистом, но к религиозным догмам у меня стойкий иммунитет. Если допустить в светскую жизнь "духвоных батюшек", "нищих духом" и прочих невежд-младостарцев, то мы лишим нашу страну истории и культурного наследия.
Можете расчитывать на меня и моих коллег - за сохранение памятников истории и культуры.

Кандидат социологических наук,
Павел Анатольевич Баёв

1-17
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa