|
|
|
Разное |
Вредные мифы Государство и религиозные организации Как складываются их отношения? Какие проблемы при этом возникают? На вопросы редакции журнала "ЧиЗ" отвечает заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции России по городу Москве, государственный советник юстиции 3-го класса Владимир ЖБАНКОВ. - Как известно. Конституция РФ, федеральные законы гарантируют каждому человеку свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распростанять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом реализация названных свобод не должна наносить ущерб или угрожать основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц и т.д. Осуществление прав и свобод в нашей стране основывается на принципе отделения религиозных объединений от государства, иными словами, - принципе светского характера государства. Сегодня в сфере отношений государства и религиозных организаций имеется и властвует над умами большое количество мифов. Одни из них порождены болезненным воображением ненавистников религии - воинствующими атеистами, другие - специально разработаны и внедрены в общественное сознание зарубежными спецслужбами через отдельных "правозащитников" и религиоведов. Обществу и органам государственной власти, муниципального управления эти мифы навязываются в качестве нормального положения вещей. - Что за мифы? Раскройте, пожалуйста, содержание основных из них, - Миф первый, статистический: численность православных верующих у нас крайне мала. Маргиналы от правозащитного движения заявляют, что число православных верующих в России ничтожно - всего 1, 5 - 8 процентов, причисляя к православию только тех, кто живет приходской жизнью. И одновременно - отказывая тем, кто не посещает приходы, но выражает свою принадлежность к Русской Православной Церкви. На самом же деле, как свидетельствуют социологические опросы, Русской Православной Церкви доверяет подавляющее большинство россиян - 65, 7 процента. А если подсчитать, сколько наших граждан воспитано на православных традициях, то цифра станет еще больше. Аналогичные претензии адресуются мусульманам - второй традиционной религии России. Миф второй, "атеистический". Быть атеистом - значит подвергать религии агрессивным нападкам. На самом же деле право не исповедовать никакой религии как конституционное право в рамках свободы совести и вероисповедания предполагает неверие в Бога как вариант мировоззрения человека. Атеизм не является агрессивным явлением, просто человек не желает быть верующим. Другое дело воинствующий атеизм, который представляет собой одну из форм антирелигиозного проявления. По сути это разрушительная человеконенавистническая идеология. Миф третий, "светский". Утверждают, что у нас светское государство, а значит, оно антирелигиозное и атеистическое. Однако термин "светский" не тождествен терминам "атеистический" и "антирелигиозный". Часть 2 статьи 13 Конституции РФ определяет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Не важно, какую идеологию нам навязывают - либерализм или воинствующий атеизм. Миф четвертый, "конституционный". Навязывается мысль, что по Конституции России все религии равноправны, равнозначны и равны во всем, в том числе и в отношениях с государством. Это далеко не так. Часть 2 статьи 14 Конституции РФ устанавливает лишь юридическое равенство, равенство основополагающих прав, равные подходы государства к религиозным организациям. Если устанавливается ответственность, то мера этой ответственности равна и не зависит от вероисповедания. Государство как институт, призванный представлять интересы всех своих граждан, должно учитывать, что значительно различающиеся по численности части населения России выражают принадлежность или предпочтительное отношение к разным религиозным объединениям. Из чего следует, что государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек. Расширенная правосубъектность предпринимателей без образования юридического лица по сравнению с остальными дееспособными гражданами не отменяет конституционной нормы о равенстве всех людей перед законом и не вступает с нею в противоречие. Равно как и ограниченно дееспособные или недееспособные граждане не являются менее равными перед законом по сравнению с обладающими полной дееспособностью. По аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме о равенстве всех религий перед законом. Конституционная норма части 2 статьи 14, устанавливающая равенство религиозных объединений перед законом, не препятствует выделению традиционных религиозных объединений, наделению их соответствующим правовым статусом и расширенному сотрудничеству государства с ними. Государство обязано учитывать мнение своих граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к традиционным религиозным организациям России, а таких граждан у нас подавляющее большинство. Народ, делегируя полномочия органам законодательной и исполнительной власти, вправе ожидать и требовать от них, чтобы интересы большинства населения России были учтены, а не проигнорированы в угоду сектам или иного рода меньшинствам. Права меньшинств обязательно должны быть защищены, но их нельзя абсолютизировать и прикрывать ими нарушение прав и интересов большинства. - Все чаще нам навязывают мысль о фактическом запрете религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, ссылалась на светский характер государства и светский характер образования, - Это очередной, пятый по счету миф, "образовательный". Граждане России по Конституции имеют право на свободный мировоззренческий выбор и получение образования в соответствии со своим выбором и своими культурными и духовными традициями. Воспрепятствование им в реализации такого права есть дискриминация по религиозному признаку. Попытки обосновать запрет утверждением, что если в школах будут изучать православие, то обидятся, скажем, кришнаиты, бессмысленны и спекулятивны. Реализация гражданами своих прав не имеет никакого отношения к верующим других конфессий, если не нарушает их права и законные интересы. Интерес же, состоящий в том, чтобы не дать своим соседям возможность изучать свою культуру, не является законным. Миф шестой, "отделенческий". В силу правовой нормы части 2 статьи 14 Конституции РФ, устанавливающей отделение религиозных организаций от государства, нам настойчиво навязывают мысль о том, что все религиозные организации должны быть удалены как можно дальше, в том числе и от самого общества. Соответственно, и государство должно быть "равноудалено" от всех религиозных объединений. Вдалбливание подобных мыслей нарушает права верующих и является пропагандой дискриминации по религиозному признаку. Отделение религиозных организаций от государства предполагает, что они не подменяют собой органов государственной власти и не вмешиваются в их деятельность, но участвуют в жизни общества. - Владимир Николаевич, довольно о мифах, лучше скажите, как их развеять и придать отношениям государства и религиозных организаций цивилизованный, партнерский характер? - Мною, совместно с Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, разработан проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями, в которой отражены интересы и чаяния верующих православных, мусульман, а также других традиционных религиозных организаций нашей страны. Содержание документа направлено на содействие обеспечению условий для реализации гражданами России права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также упорядочение деятельности органов государственной власти в сфере отношений с религиозными объединениями. Документ объемный. Я назову только разделы. Их восемь: состояние отношений между государством и религиозными объединениями; цели и принципы государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями; основные задачи государственной политики в сфере отношений с религиозными организациями; отношения государства с традиционными религиозными организациями; отношения государства с религиозными объединениями в сфере образования; отношения государства с религиозными объединениями в сфере благотворительности и социального обслуживания; основные направления деятельности государства в области предупреждения и борьбы с религиозным экстремизмом и возбуждением религиозной вражды; формы реализации государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. Одним из ключевых звеньев проекта Концепции является введение понятия традиционной религиозной организации. - С чем это связано? - С одной стороны, мы учитываем практику зарубежных стран, с другой - большинство россиян на протяжении веков последовательно исповедует традиционные религии, благодаря которым сформировалась и сохраняется национально-культурная идентичность и самобытность народов России. Сложилось их уникальное единство и многообразие. Православное христианство в течение многих веков являлось государственной религией в России. Она оказала сильнейшее влияние на формирование культуры и государственности русского народа. В настоящее время Русская Православная Церковь - это та религиозная организация, предпочтительное отношение к которой выражает большинство граждан России. Поэтому межрелигиозные и государственно-профессиональные отношения у нас во многом зависят от отношений государства с Русской Православной Церковью. Если взять ислам, то в течение многих веков он являлся государственной религией ряда коренных народов России (татарского, башкирского и т.д.). Государство не может не сотрудничать с исторически сложившимися мусульманскими религиозными организациями. - Какие религиозные организации признаются традиционными? - Это те организации, которые характеризуются исповедованием вероучений, имеющих существенно ограниченную, относительно территории России, историческую территорию распространения либо содержащих положения о предпочтительном или преимущественном отношении к определенным национальным (этническим) общностям. Иными словами, те религиозные организации России, которые: оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности; сыграли большую историческую роль в развитии национального самосознания народов нашей страны; способствовали формированию традиционной духовности и культуры народов России; выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы нашего общества, направленной на поддержание мира и стабильности в России. - По каким направлениям государство и традиционные религиозные организации могут сотрудничать наиболее плодотворно? - Сфера обширная, например: содействие укреплению общественной нравственности; поддержка института семьи, материнства и детства; духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание молодежи; духовное попечение о военнослужащих и сотрудниках правоохранительных органов; предупреждение правонарушений и попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы; сотрудничество в области здравоохранения, науки, культуры, социального обслуживания и т.д. - Отношения с религиозными объединениями предполагает прочную правовую базу. Что в этой сфере государство принимает на себя? - Задачи государства могут быть следующими: обеспечение правовых гарантий свободы вероисповедания; совершенствование правового регулирования взаимоотношений между государствами и религиозными объединениями; обеспечение гарантий равенства прав и свобод граждан независимо от их отношений к религии, религиозной принадлежности; создание условий для поддержания мирного сосуществования религиозных объединений и межнационального согласия; создание эффективных правовых и организационных механизмов запрещения и пресечения деятельности религиозных объединений, наносящих ущерб или угрожающих здоровью человека, нравственности, правам и законным интересам граждан, безопасности государства и общества; совершенствование федерального законодательства и правоприменительной практики в части государственных мер предупреждения и пресечения проявлений религиозного экстремизма; правовое закрепление правового статуса традиционных религиозных организаций в России. - Известна ли вам реакция на проект Концепции со стороны религиозных организаций и государственных структур? - Да. Проект прошел экспертизу и получил высокие оценки со стороны как юристов, так и религиозных конфессий. Дело за утверждением документа высшими органами власти и управления России. В случае принятия он станет важной методологической основой для дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования отношений государства с религиозными объединениями. журнал "Человек и Закон" 13 апреля 2002 |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|