|
|
|
Разное |
Непротивление злу религией Российское религиозное начальство предпочитает бесконфликтные отношения с властями честным отношениям с собственной паствой. Поэтому в России, в отличие от Индии или Бирмы, невозможно участие деятелей церкви в борьбе против коррупции, социального неравенства или чиновного произвола. Этот тяжелейший социальный недуг достиг в стране поистине гигантских размеров. Он неотступно, как тень, сопровождает экономический рост Индии и представляет для него серьезнейшую угрозу. Ведущие бизнесмены страны предпочитают хранить деньги за рубежом, иностранные инвесторы опасаются вкладывать капиталы в индийскую экономику. Коррупция пронизывает все сферы жизни общества. Недавно была разоблачена афера с незаконной продажей государственных лицензий компаниям мобильной связи, которые платили высокопоставленным чиновникам огромные взятки. В тюрьму попали бывший министр и родственники ряда политических лидеров. Однако $35 миллиардов остались навсегда потеряны для индийской экономики. Другой коррупционный скандал, связанный с подготовкой к последним Играм стран Британского содружества, уже привел к аресту ряда деятелей правящей партии Индия по-прежнему занимает по ней малоприятные первые места в многочисленных международных рейтингах. По-добрососедски деля их с Россией, где казнокрадство тоже клеймят все кому не лень, но поделать с ним ничего не могут. Свами Рамдев принадлежит к новому поколению индийских йогов. Традиционную аскетическую дисциплину он совмещает с умелым менеджментом. На первый взгляд, ответ прост. Это совершенно не в наших традициях. Индия — совсем другое дело. Именно в ней Махатма Ганди и сделал индуистско-буддийский принцип Все это, конечно, так. Но нельзя забывать и другое. Традиционный индуизм всегда был предельно асоциален. Философское осмысление мира как иллюзии Нечто подобное произошло в прошлом столетии и с буддизмом. В основу буддийской политики также лег принцип пассивного сопротивления злу. Один из вьетнамских буддийских наставников Тик Нат Хан говорил об Восточные религии выбраны для сравнения неслучайно. Они издавна славились своей социальной пассивностью, тогда как у западных – общественный активизм в крови. Если уж неотмирные индуизм и буддизм в наше время претерпели подобные изменения, почему этого не произошло с религиями России? Вряд ли потому, что в них возобладал отрешенный мистицизм. О мистическом возрождении в российском православии или том же буддизме что-то не слышно. Священнослужителей и паству скорее связывают отношения, напоминающие отношения поставщиков и потребителей услуг. Разве что услуги носят специфический ритуальный характер. Понятно, что поставщики и потребители живут своей жизнью. Заботы одних, в отличие от той же Бирмы, не становятся заботами других. Так было заведено еще в Российской империи, где священнослужители составляли отдельное сословие и целиком зависели от расположения властей, и подхвачено в советские времена, когда независимая религиозная инициатива каралась как вызов режиму. Почему эта псевдотрадиция сохранилась по сей день? Потому что такое положение дел в равной мере удобно и светским, и религиозным властям. Первые обеспечивают вторых всевозможными льготами и поблажками, получая взамен гарантии поддержки и послушания. Социальная пассивность в религиозной среде — это дополнительный фактор для сохранения столь милого власти статус-кво. Только этим, а вовсе не отсутствием религиозных мотивов для пробуждения от коллективного сна и объясняется бездействие отечественных религий в таких злободневных вопросах, как борьба с коррупцией. Да и не с ней одной. Последователи Ганди и Тик Нат Хана находят в своих религиях идейные ресурсы для борьбы за справедливость. Их наверняка могли бы найти в своих и российские православные, и уж тем более мусульмане. Но этого не произойдет, пока религиозное начальство будет предпочитать бесконфликтные отношения с властями честным отношениям с собственной паствой.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|