|
|
|
Разное |
Принципы научного атеизма Известно, что любая наука (а если шире, то любая логическая конструкция человеческой мысли) опирается на какие-то исходные позиции, принципиальные положения, недоказуемые в рамках данной науки (данной конструкции) и соответствующие, как правило, определенным идеям об общемировом порядке. Первый пример этого общенаучного принципа, сформулировал еще Эвклид в его геометрии, построенной на определенных постулатах, принятых как некоторая изначальная данность. В середине прошлого века это положение – об обязательном присутствии некоторых базовых оснований в любом научном построении – обретает свою философскую доказанность и становится общепринятым. В работах научно-атеистического направления такое общефилософское положение об основополагающих принципах не отрицается, а, наоборот, пропагандируется (см. например Е. ДулуманОткуда знаем, что Бога нет?). Однако сколько-нибудь систематической подборки принципиальных положений атеистического мировоззрения в сетевых публикациях не прослеживается. Правда, на ряде сайтов марксистско-коммунистической направленности выставляется некоторый список высказываний под шапкой «Основные принципы атеизма», но под этим заголовком в них фигурируют установки, которые к фундаментальным принципам отношения не имеют. Скорее, они являются перечнем лозунгов или, скажем по-другому, конечных задач атеизма в том понимании – типа: раздавить гидру религиозности и прочее в таком же духе, близко к тому как когда-то давили гидру контрреволюции (см. здесь:«Предмет и основные принципы научного атеизма», или«Основные принципы научного атеизма»l, или «История и теория атеизма») Действительные же принципиальные основания атеизма можно увидеть на атеистических сайтах с другой идеологией, причем в самых разных статьях, с определенным фундаментальным содержанием, однако, только в разбросанном, несистематизированном виде. Например, вот выборка соответствующих высказываний из статьи П Михайловского «Бог не существует»– статьи очень популярной, имеющей многосотенный список комментариев: Реальный,
объективный, материальный Мир не имеет причины, существовал всегда и продолжает
существовать. В Мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи У
вечного и бесконечного Мира нет причины. Сознание – это свойство и функция высокоорганизованной материи – головного мозга. Существующей природе, Миру в целом принадлежат свойства беспричинности, самодостаточности, самодвижения, саморазвития, вечности, бесконечности Всё существующее обнаруживает, проявляет себя в действительности
В этом перечне можно заметить немалое число повторений (изложенных, конечно, несколько иными словами), но эти фразы разбросаны по тексту статьи, и, вероятно, повторы несут определенную для них смысловую нагрузку, каждый в своем месте. Можно набрать еще много примеров сходных фундаментальных основ атеизма из других статей. Вот только небольшая подборка таковых: Из статьи «Атеизм» (Вводная часть одноименного сайта) : Атеизм …… признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам … Из статьи «Собрание популярных заблуждений»: Материя существует сама по себе, до, вне и независимо от любого сознания. .Скорость света в вакууме постоянна…. Или вот из обзора А.Вязовского«История атеизма и свободомыслия»: Сознание (человека) есть продукт его материальной, телесной организации ( по Ж.Мелье) Материальное единство мира, вечность вселенной, всеобщий характер движения материи … (по французским материалистам 18 в) Единственно реальным является внешний материальный мир, земная жизнь (по М.Кнутцену) Если как-то обобщить (суммировать) все эти приведенные положения, то получится следующее: Мир – материален, объективен, несотворим, вечен, бесконечен, развивается по своим внутренним законам, соблюдая при этом некоторые константы (скорость света и пр.), ну и еще, что сознание – это производная от матери. Смысл всех этих установок интуитивно ясен, но по ряду из них требуются все-таки некоторые уточнения (пояснения) для лучшего понимания. Например, каково содержание понятия «материальность», то есть, что может считаться материальным проявлением, а что нет. * * * Исходя из вышеприведенных позиций и используя еще некоторые опорные факты из других атеистических публикаций и дискуссий можно, как представляется, составить следующий список базовых положений научного атеизма:
Думается, что данный список следует рассматривать как первый подступ к теме. Надо ожидать, что он будет уточняться, как-то изменяться, дополняться или, наоборот, элиминироваться. Возможно, будут найдены, например, какие-то причинно-следственные связи между обозначенными здесь пунктами, и тогда кто-то из них потеряет свое базовое значение вследствие возможности соответствующего вывода его из других положений. В любом случае, обсуждение данного списка принципов представляется весьма полезным и продуктивным.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|