|
|
|
Разное |
Агностики - вежливые атеисты Термин атеизм, как это широко известно, образовался путем прибавления отрицательной частички «а» к слову «теизм», означающий веру в Бога (theos – в переводе с греческого – Бог). На этом и некоторых других основаниях теологи (религиозно верующие) считают, что атеизм – это тоже вера. Подобное утверждения у многих атеистов вызывает возмущение. Они, в противоположность теологам, говорят, что атеизм – это не вера, а 100% знание отсутствия Бога и основанием такого утверждения является наука. Поэтому атеизм научный. Попробуем спокойно разобраться в этом.
Вообще говоря, знания – это просто некоторая совокупность информации, находящаяся в нашем распоряжении. Скажем, мы можем знать содержание сказок, мифов, Библии или результатов научных экспериментов. Говоря о знании «отсутствия Бога», атеисты имеют виду истинные знания. Т.е информацию, истинность которой доказана. Истина, согласно материалистическому мировоззрению, соответствие наших представлений (знаний) действительности. Или, в более широком аспекте, согласно Карлу Попперу, научные знания истинны, потому что они верифицированы и фальсифицированы. Однако, как уже сказанно, в отношении Бога наука такими знаниями не располагает, поэтому и у атеизма этих знаний нет. Что же есть? Есть вера, основанная на научных знаниях. Разберёмся в характере этой веры. Мы покупаем билет на авиарейс в полной уверенности, что самолёт долетит до пункта назначения. Хотя мы знаем, что бывают и авиакатастрофы, происходящие по самым различным причинам. Что придаёт нам уверенность, веру!, что самолет довезёт нас живыми и здоровыми? А то, что самолёты построены на основе научных (истинных) знаний, многократно испытаны и опыт показывает, что вероятность крушения чрезвычайно мала. Поэтому наша вера, как психологическое состояние правоты наших представлений, опирается на указанный опыт и научные знания (которыми пассажир может и не обладать), но сама по себе вера не является знанием. Подобным образом обстоит дело и с атеизмом как верой в отсутствие Бога. Все научные знания, как уже не однажды сказано, «для своего объяснения не нуждаются в гипотезе Бога», но они и не доказывают его отсутствие. Уверенность в его отсутствии – это частный вывод атеистов, как они считают – логический вывод, из вышеприведенной мысли. Подобно тому, как наш опыт и участие научных знаний в создании самолётов дают нам уверенность, что мы долетим до пункта назначения, точно также наш опыт и научные знания дают нам веру, что Бога нет. Можно было бы ещё добавить, что наши знания и наша вера, если копнуть глубже, имеет вероятностный характер, но достаточно и этого простого напоминания, чтобы сделать заключение: атеизм – это вера. Этимология слова «атеизм» говорит, что атеисты – это те, кто НЕ ВЕРИТ в Бога. Это и есть точное определение атеистов. А то, что это неверие опирается на науку – вторично, хотя и очень важно. Между прочим, вера теистов тоже опирается на знания. Но на знания ненаучного, а часто и антинаучного характера. Если рассматривать атеизм как название раздела философии, занимающегося антирелигиозными материалами, то название «научный атеизм» вполне легитимно, т.к. наука в основном и предоставляет такие материалы. Между двумя верами теистов и атеистов располагается ещё одна вера – агностиков. Их кредо: «поскольку существование Бога не доказано (реверанс в сторону атеистов) и его отсутствие тоже (реверанс в сторону верующих), то мы, агностики, полагаем, что заниматься вопросом существования Бога не имеет смысла». Эта компромиссная позиция, как показывает статистика, устраивает очень многих – сегодня в мире агностиков больше, чем атеистов. Агностицизм (от греческого agnostic – неизвестный), согласно определению, – учение о непознаваемости истинного бытия. В более широком смысле - о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Между тем, на практике, агностики – это обычно высоколобые интеллектуалы: философы, ученые, продвинутые журналисты. О них не скажешь, что они принимают доктрину непознаваемости истины и объективного мира. Напротив, это они те самые, что составляют тонкий слой образованной элиты. А их суждения об окружающем мире, в противоположность определению агностицизма, полны здравого и научного смысла. Они, как и атеисты не верят в религиозные догматы и этого достаточно, чтобы причислить их к сообществу атеистов. В философии существует даже термин агностический атеизм для обозначения такого положения. Атеисты и агностики схожи в отрицании религиозных догм. Разница между ними заключается в том, что атеисты убеждены в абсолютном отсутствии Бога, а у агностиков вероятность его отсутствия меньше 100%. Агностики – это вежливые атеисты. Кроме того, отвергая атеизм, агностики подчёркивают своё отмежевание от так называемого «большевистского атеизма», который разрушал религиозные храмы и рубил головы (в прямом и переносном смысле) священнослужителям. Тут их понять и поддержать, разумеется, можно. Агностикам также не хочется влезать в вечный спор между теистами и атеистами, положительного исхода из которого не видно. В российской действительности, где настроение общества сильно сдвинуто в религиозную сторону, выступать против, как говориться, себе дороже. В результате, называя себя агностиками, такие люди, мягко говоря, вежливо уходят от решения проблем правильного просвещения народа. А, говоря жёстко – поступают приспособленчески. Они не поддержали в прошлом году выступление десяти академиков против клерикализма; они не выступают против введения религиозных дисциплин в школьные курсы и этим способствуют широкой эмансипации православия и ислама. Иными словами, им безразлично будущее народа. И это прискорбно. |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|