|
|
|
Разное |
Научный атеизм В моем представлении, научный атеизм должен заниматься не только критикой религиозных заблуждений, чем успешно и, одновременно, безуспешно занят сайт «Научный атеизм», но и объяснением этих заблуждений. Более того, необходимо также понимать, почему люди верят. Только тогда прилагательное «научный» будет иметь обоснование. Религии – это не только вера в Бога, это не только ответы на мировоззренческие вопросы, это некая организация жизни людей – обряды, традиции, праздники. Религиозная вера стала неким видом национального патриотизма, за который верующий человек готов исступленно сражаться, а порой и погибнуть. В диаспоре религия сохраняет жизнь национальной общины. Так было и есть у евреев, которых оберегает Тора, русских за рубежами России сохраняет Православие, мусульманам вне мусульманских стран помогает Ислам. Наиболее известное объяснение религиозной веры – это непросвещенность людей. И, как антитеза, - только просвещение будет способствовать освоению атеизма массами. Но на дворе XXI век, научные достижения и знания достигли высокого уровня, в школьные программы уже давно включены физика, астрономия и биология, а религии «живут и процветают». И что особенно примечательно, так то, что в России это происходит после 70ти лет советского атеизма и атеистического просвещения. В чем же дело? Почему религии столь устойчивы? Психология веры Вера вообще, не только религиозная, - это такое состояние человеческого разума, при котором информация, поступающая в сознание человека извне, воспринимается как истина. Такая информация принимается к сведению без каких-либо доказательств или, возможно, с минимальными объяснениями, не имеющих строгих форм. Простейшие примеры подобного восприятия информации мы находим в детском возрасте. Ребенок охотно верит тому, что ему говорят родители или другие взрослые. Сказки, мифы, просто поучения ребенок воспринимает как то, что на самом деле происходит в действительности. Это потом, по мере роста ребенка и, главное, получения жизненного опыта и образования, у него развивается критическое мышление - он начинает воспринимать поступающую информацию не на веру, а обрабатывая её совместно с полученным образованием. В зрелом возрасте инфантильное восприятие информации остаётся, но его доля по отношению к критическому мышлению может быть существенно меньшей – это зависит от многих составляющих: способности логически мыслить, воспитания и образования, от области информации, с которой ему приходится иметь дело. Примеров некритического восприятия информации можно привести множество. Скажем, в школе мы заучиваем математическую таблицу умножения, не задумываясь о доказательстве каждой её строчки. Вряд ли кто-либо из взрослых людей помнит доказательство теоремы Пифагора: «Пифагоровы штаны во все стороны верны», но помнят и просто верят в её верность. Мы идем к доктору лечиться и верим его предписаниям и лекарствам, потому что у нас нет необходимых медицинских знаний, чтобы критически рассмотреть эти предписания. А уж многочисленные мифы, бытующие среди населения, - это вообще норма. Религии возникли в древние времена, если так можно выразиться, в детстве человечества, когда инфантильное мышление явно превалировало над критическим. У людей отсутствовали научные знания, и они опирались только на свои чувства. Примером может служить мнение великого древнегреческого мыслителя Аристотеля, который полагал, чем тяжелее предмет, тем быстрее он падает. 2000 лет люди думали, вслед за Аристотелем, или чувствовали, точно также. Потребовался критический взгляд Галиле́о Галиле́я, который усомнился в таком представлении, поставил опыт с катящимися по наклонной плоскости различными по весу шарами[1], показав, что ускорение предметов к Земле не зависит от их массы. На бытовом уровне, мы верим, что завтра будет утро, что на работе мы выполним производственную задачу, что супруг (супруга) нам не изменяет, что в следующем году я смогу, наконец, поехать к морю. Да, мало ли во что мы верим! Чувство веры - необходимая составляющая психологического состояния человека. Не будь его, не дай бог[2], мы просто не смогли бы жить. Мы чувствовали бы не просто дискомфорт от неуверенности во множестве событий, а психологическое расстройство, ведущее к серьезнейшим заболеваниям. На физиологическом уровне чувство веры связывают с гомеостазом, когда состояние человека находится в равновесии работ всех его внутренних органов. Ничто не нарушает это равновесие, и человек просто не задумывается об их работе. Но стоит только этому равновесию, этому гомеостазу нарушится, так сразу его чувства это фиксируют, информация о нарушении поступает в мозг, у человека появляется чувство неуверенности, он ищет пути восстановления своего гомеостаза. Аналогично обстоит дело с информацией, поступающей в сознание человека извне. Пока информация соответствует его представлениям о происходящих событиях, человек спокоен и вопросы веры не возникают. Стоит только получить информацию, не соответствующую его представлениям, как тут же возникает вопрос – а почему так? – и необходимость вернуть гомеостаз разума в прежнее состояние. Религиозная вера - составная часть общего психологического состояния человека. Пока события, происходящие вокруг человека, или информация о них, не входят в противоречие с его мировоззренческими представлениями, человек спокоен. Его психологический гомеостат уравновешен. Но стоит только поступить информации, противоречащей его представлениям, так сразу возникает дискомфорт, желание восстановить гомеостаз разума. Кстати, психологически, атеизм - тоже вера. Атеисты верят, что наука может объяснить все события, хотя многое еще, и не объяснено. Отличие атеизма от инфантильной религиозной веры заключается в том, что атеизм опирается на критическое мышление, основанное на научных знаниях, которые доказали свою достоверность. Поскольку в данный момент мы занимаемся психологией, наукой о душе, к месту было бы выяснить что есть душа. В религии, душа – есть некая нематериальная субстанция, которая живет в теле человека, и которая после его смерти остается и обретается в каких-то божьих угодьях. Атеисты полагают, что такое представление души противоречит науке и есть полная чушь. Вместе с тем, существование души прочно вошло в сознание людей. Она, душа, чувствует и переживает события, происходящие с человеком; она страдает и мечется во время несчастьий, она радуется от счастья и сопереживает, скажем, воспринимаемое искусство. Все люди это чувствуют и знают – душа, конечно же, есть. С моей точки зрения, душа – это комплекс чувств и ощущений, испытываемых человеком при получении информации. Вполне материалистическое объяснение. Информация, поступающая в мозг человека, вызывает работу его мышления, результатом которого являются соответствующие чувства и ощущения, переживаемые человеком. Пока человек жив и чувствует, у него есть душа, после смерти – нет мышления, нет чувств, нет души. Хотя душа, как сказано, вполне материалистическое явление, она, тем не менее, имеет непосредственное отношение к нематериальному. Работа нашего мышления связана с обработкой информации. Информация по своей сути – нематериальна [3]. Именно поэтому и наше мышление нематериально или, как принято говорить, духовно. Обработка нематериальной информации в мозгу человека, его мышление, - есть акт нематериальный, осуществляемый материальным устройством – мозгом. Поэтому и душа результат нематериальной, духовной работы мозга. С этих позиций, мы спокойно можем говорить о душе как о нематериальном явлении. Возвращаясь к религиозной вере, мы можем говорить и с позиции души; теперь уже не религиозной, а вполне реальной. Различные религиозные деятели и просто философы объясняли веру неким религиозным чувством, которое якобы возникает в душе человека. В книге с весьма нескромным названием «Великие мыслители о великих вопросах»[4] коллектив профессоров западных университетов взялся объяснить почему есть Бог, есть ли жизнь после смерти, что есть душа и т.д. с позиций передовой, как они считают, философской мысли. Профессор Рой Абрахам Варгезе обосновал религиозное чувство как сапиентальное чувство, образуемое врожденной базой данных человеческого разума. Сапиентальное чувство – это чувство способное прозревать истину прямо, непосредственно из реальности. Этой придумкой он и его соавторы полагают убедительным доказательством существования Бога и ряда других религиозных догм. Впрочем, они не оригинальны. О подобном чувстве писал в своё время и Аристотель; встречал я такое же обоснование существования Бога в трудах Александра Меня. Профессор Ричард Суинберн, еще один автор из упомянутого коллектива, для доказательства нематериальности души производит мысленный эксперимент по препарации мозга (достаточно хрестоматийный пример), при котором душа явно не обнаруживается. Он делает логический вывод, что душа нематериальна. Тут он прав, она нематериальна. Только объяснение этому совершенно другое, не божественное. Включите компьютер и воспроизведите на его дисплее любое изображение, например яблока. Затем вскройте компьютер, препарируйте его внутренности любым образом, хард диск и любые его чипы, – вы там яблока не найдёте. Почему? Потому что информация – нематериальна. И Бог тут не причем. Заканчивая раздел психологии веры, ещё раз напомним, что религиозная вера – дань инфантильности нашего мышления, которая всегда в той или иной мере присутствует в нашем сознании. Конкурировать ему может только критическое мышление, хорошо вооруженное научными знаниями. Справедливости ради, надо добавить, что есть люди, которые просто не задумываются над вопросами веры - они им не интересны. Их мышление занято вопросами более насущными для них. И таких людей много. Бог – создание человеческого разума Эволюция, создав, живые существа, снабдила их чувствительными органами, которые воспринимают информацию извне и изнутри, позволяя ориентироваться в окружающей среде. Более того, эта эволюция создала центральный единый орган восприятия и обработки информации – мозг живого существа, который руководит его действиями. Чем выше, в эволюционном смысле, развито живое существо, тем совершеннее его мозг, тем явственнее его обособленность и способность к различным действиям живого существа. Если перейти сразу к высшим живым существам – зверям, типа львов, тигров, волков и т.п., то не трудно отметить, что их мозг позволяет не только ориентироваться во внешней среде, но и соображать, строить планы охоты на предполагаемую жертву, осуществлять атаку и другие сознательные действия по обеспечению пищи и вообще жизни. Собаки, например, хорошо поддаются дрессировке (обучению!), выполняя вполне осознанные действия по поиску каких-то предметов или живых существ. Принято говорить, что живые существа в своих действиях руководствуются инстинктами. По сути, это управление информацией, в значительной степени заложенной природой (эволюцией) или ДНК. Человека от всего остального живого мира отличает развитие абстрактного мышления. Его мозг, помимо решения обычных для живого существа задач выживания, способен отвлечься от конкретной окружающей обстановки и заняться отвлеченной от неё информацией. Такое абстрактное мышление вывело человека на размышления, обработку информации, о своем существовании, о смысле этого существования, о себе и об окружающем мире. По первоначалу, информация для таких размышлений приходила от наблюдений окружающего мира и от борьбы за своё выживание. По мере накопления опыта и методов выживания информация в памяти увеличивалась, помогая как-то объяснять внешний мир. Пропуская значительный период эволюции, за который человек от примитивного мышления по выживанию перешёл к размышлениям об устройстве своего окружения, отметим момент объяснение этого мира с помощью таинственных, высших сил, способных создать то, что сам человек объяснить не мог. Иного пути объяснения у человека и не было, т.к. кроме непосредственного чувственного опыта у него ничего другого нет. И, опять-таки, пропуская значительное время развитие человека как существа социального, и развития его мышления, как следствие накопления информации о своей жизни, отметим создание его мышлением единого Высшего Разума – Бога. История монотеизма указывает на Авраама как первого человека, которому пришла мысль о Едином Боге. Но она же, история, упоминает и о Зороастре, Боге в среде арийских племён, кочевавших на древнем иранском плоскогорье. Или, другом едином Боге – Атоне, поклонению которому упорно, но безрезультатно, внедрял в древнем Египте фараон Эхнатон в 14 веке до нашей эры. Так или иначе, Бог явился результатом развития человеческого мышления. Иначе, как недавно ответил Патриарх Кирилл на вопрос о причинах создания теологической кафедры в МИФИ, нельзя объяснить, откуда ЭТО ВСЁ взялось. Грамотный атеист спокойно бы среагировал своим вопросом: а откуда взялся Бог? И мог получить только единственный ответ: Бог – вечен. Или, ещё мистичнее: Бог - вообще вне времени. Но тогда логичнее положить: может быть, Природа или всё то, что предписывают Богу, ЭТО ВСЁ, - вечно! Зачем нам эта дополнительная ступень в мироздании – Бог? Она, лишняя, дополнительная ступень, ничего не объясняет. Просто Природа сама по себе вечна! Вместе со всеми своими законами, которые естественны для неё и не нуждаются в творении. Другое дело, что Природа находится в вечном движении, и её трудно ухватить как нечто вечно стабильное. Религиозные философы цепляются: вот и физики не знают, что было до Большого Взрыва? Да, действительно, не знают, поскольку пока не видно как туда, за эту сингулярную точку, добраться. Но наряду с теорией Большого Взрыва есть гипотезы циркулярного развития нашей Вселенной, и даже гипотезы множественности миров. Время ещё есть; наука развивается - Бог нам не нужен для объяснения всего существующего. Религии – ответ на вопросы человеческого разума Информация – правит миром. Это не просто красивая фраза, она раскрывает суть человеческого мира. Научное обоснование этой мысли впервые предъявил Норберт Винер в своей книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», 1948г. Информация питала мозг человека, объясняя не только явления внешнего мира, но и формируя вопросы к своему существованию. А таких вопросов всегда существовало много. Почему молния и почему гром? Почему я живу и почему умираю? Откуда Земля и откуда Солнце? И т.д. и т.п. Я не знаю, возникают ли такие вопросы у высших животных? Например, у собаки, которая не нашла пищу в своем доме на привычном месте в привычное время; и поэтому удивленно смотрит на своего хозяина. Но то, что она как-то отвечает на такой вопрос – это весьма сомнительно. А человек – точно, всегда пытается ответить. Иначе он чувствует дискомфорт и нервничает. Началось это давно, во времена, когда он становился человеком. Его гомеостаз требовал этого. Голод требовал пищи и человек не только искал её, но и планировал добычу для будущего. Человеку становилось холодно или жарко – он искал укрытие и стремился ответить на вопрос, как избежать неприятности в будущем. И опять-таки, по мере накопления опыта и информации он стал отвечать на подобные вопросы более продуктивно. И чем больше и дольше человек жил, тем больше накапливалась информация и тем больше возникало вопросов. Почти по Сократу: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю». Создание Бога разрубало гордиев узел многочисленных неответов. Всё от Бога! Бог дал, Бог взял. Этот путь объяснения всего на свете оказался самым легким и доступным. Теперь не надо было «ломать голову» над поиском ответов многочисленным вопросам. Ответы от Бога успокаивали всех; и гомеостаз был впорядке. Этот путь ответов пришелся по вкусу и
лидерам племен, общин и прочих коллективов людей. При помощи ответов от Бога
можно было хорошо организовывать жизнь людей: традиции, обряды, праздники и даже
войны. И, главное, управлять
людьми. Информация от Бога имела
сакральное значение и не оспаривалась.
Так образовались религии и её институты: синагоги, церкви, мечети и т.д. Теперь можно было придумывать ответы от Бога более
подходящие для управления людьми. Это
делать плохо, это нельзя, это грех. А за грех надо наказывать. И ещё дальше - расплата неизбежна. Или на Земле, или на суде божьем. Инфантильное мышление всё это охотно
принимало. [1]Стивен Хокинг, Леонард Млодинов «Кратчайшая история времени» [2]Это клише. [3] Подробнее о нематериальности информации можно ознакомиться на сайте: https://sites.google.com/site/kollenderinformation/ [4] «Великие мыслители о великих вопросах», Современная Западная философия. Издательство «Торговый Дом Гранд», Москва, 2000 год.
|
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|