Осел, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад.
Гольбах П.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (131)


Сергей Ковалев
Недоказуемое доказать нельзя


Сергей КОВАЛЕВ, генеральный конструктор подводных ракетоносцев, академик РАН

Во что верят и чему не верят

В последнее время верование в Бога и целесообразность преподавания религии в школе явились предметом дискуссии в печати и на телевидении. Объявить себя верующим вошло в моду. По определению, верующий боится Бога и ведет праведный образ жизни, а атеист моральных устоев не имеет. На эту тему на канале «Культура» был проведен диспут, где многие, даже не старые люди, атеистов не любили. Канал «Культура», безусловно, хорош тем, что там обмениваются взглядами и мыслями, а не автоматными очередями, как по большинству других каналов, но тема заслуживает серьезного обсуждения. Поэтому, не претендуя на абсолютную истину, я решил попробовать сформулировать свои мысли по этому поводу.

Мне думается, что если любого верующего спросить, во что конкретно он верит, а неверующего – чему он, собственно, не верит, то не все смогут дать вразумительный ответ.

Я очень уважаю верующих людей, для которых вера является семейной традицией, или буквально воспринимающих каждое слово Священного Писания. Некоторых новоиспеченных «верующих», которые на вопрос о вере говорят: «Да что-то такое, понимашь, там есть» (цитирую известного политика), – уважать невозможно. Даже первобытные народности наделяли свои, пусть наивные, верования конкретным содержанием по месту обитания и составу богов или духов.

Христианская религия как норма жизни и поведения людей и вера в существование Бога мне представляются темами самостоятельными, и их следует рассматривать раздельно.

Христианское учение уже на протяжении более двух тысяч лет является могучим нравственным законом для значительной части человечества. Христианство наряду с другими вероучениями имеет и, вероятно, еще долго будет иметь важнейшее значение в формировании морального облика и поведении людей, верующих в Бога и неверующих.

Крещение Руси было величайшей политической и идеологической акцией, давшей территориально и административно разрозненным русским людям общую национальную идею, сплотившую россиян в единый народ. Это важнейшее событие нашей истории, которое нельзя замалчивать. Сегодня мы тщетно ищем такую идею и даже готовы вернуться на тысячу лет назад.

В существовании Иисуса Христа как основоположника и проповедника христианского учения сомневаться нельзя, как нельзя сомневаться в существовании Конфуция и Будды. Раз есть учение, значит, должен был быть и его создатель и пропагандист со своими учениками и последователями (апостолами). Этим людям, наделенным высочайшим умом и рядом других исключительных способностей, надо поклоняться как определившим путь нравственного развития человечества на значительном историческом отрезке времени его существования.

По образу и подобию своему...

Религия как вера в Бога – Отца и Сына Божьего возникла во времена, когда Земля (даже еще не круглая) была центром мироздания, а люди были созданы по образу и подобию Бога, обитавшего неподалеку в небесных сферах. Сегодня каждому школьнику известно, что не только Земля, но и вся наша Галактика не могут претендовать на исключительное место во Вселенной и старому уютному прибежищу Бога в его библейском понимании просто нет места. Да и Земля образовалась около 10 млрд лет тому назад после большого взрыва – возникновения (пусть даже творения) нашей Вселенной. Современные представления о строении доступной для наблюдений части нашей Вселенной не оставляют места для существования библейского Бога, ангелов, черта, рая и ада.

Не Бог создал человека, а человек создал библейского Бога по образу и подобию своему, наделив его, кроме всемогущества, своими лучшими человеческими качествами – умом, добротой и справедливостью. В качестве противовеса, как это делается и в политике, был создан черт (ну не Бог же его сотворил), на которого было удобно списывать свои прегрешения – черт попутал.

Преподавание религии в таком контексте противоречило бы естественным наукам и является недопустимым. Конечно, нельзя убеждать детей в существовании Бога и пугать попаданием в ад при непослушании родителям. Эту часть христианской религии можно излагать чисто информационно, а вот в необходимости следования христианским моральным устоям надо убеждать.

Великие цивилизации древности успешно существовали и развивались, имея совсем другие верования, других богов и жрецов, но все они базировались на жестких этических нормах и правилах социального поведения. Почему школьнику, знающему, что мифическая Афродита родилась из пены морской, а не на «Фабрике звезд», не надо знать, где и когда родился реально существовавший Иисус Христос?

Думаю, что религии не следует сосредотачиваться на древних представлениях о Боге, возникновении нашего мира и библейских чудесах. Ценность и актуальность всякой религии, и в частности христианской, в ее моральных и этических канонах.

Успехи в изучении материи на микро- и макроуровнях свидетельствуют о том, что образование атомов, а стало быть, и Вселенной, частью которой мы являемся, стало возможным только благодаря существующим точным значениям и соотношениям зарядов, масс, других характеристик элементарных частиц и строгим законам их взаимодействия. Будь они чуть другими – не было бы нашей Вселенной и нас с вами. Кажется удивительной уж очень большая совокупность факторов, обусловивших возможность существования нашей барионной материи.

Кто установил «правила игры»?

Все направления необъятной Вселенной, не имеющие взаимного влияния, существуют и развиваются по единым законам. Значит, эти «правила игры» были заложены изначально. Кем? А может быть, и постановка такого вопроса неправомерна? Мы исходим из нашего ограниченного в пространстве и времени опыта. «Кто изготовил чашку, кто ее разбил?» Недаром Кант в своих непросто воспринимаемых исследованиях приходит к выводу о том, что наш земной разум не может выйти за пределы «чувственного опыта» и не способен к познанию «вещи в себе», каковой, по-видимому, и является Вселенная в самом общем понимании этого слова. Может быть, практически это обусловлено недостижимостью для нас энергий, необходимых для более глубокого понимания строения материи, а может быть, тут вообще нет границ.

Возможно, что физики с этим не согласятся. Им виднее. Но если вернуться к Канту, то, признавая недоказуемость существования Бога, он считал этику всеобщим законом поведения как «категорического императива».

Зарождение и развитие жизни на Земле, венцом которой мы себя считаем, также предопределено стечением многих удивительных обстоятельств, включая расстояние до Солнца, наличие Луны и даже свойство воды расширяться при замерзании и еще рядом других. Возникает вопрос – почему все так устроено и случайно ли это? То ли мы существуем благодаря бесконечному количеству экспериментов природы, то ли потому, что она такая была всегда, или Вселенная порождена по замыслу некоего творца? Любой ответ на этот вопрос не будет убедительным и породит ряд других вопросов, тоже безответных.

Можно Богом считать всю природу, можно нечто, повсеместно присутствующее в ней, или некое, якобы существующее во Вселенной информационное поле, и т. д. и т. п. Но это уже богоискательство. Все более глубокое проникновение в строение мироздания не приближает нас к Богу как творцу всего сущего и не отдаляет от него. Бог не может быть обнаружен никакими методами наблюдения или записан в самое сложное уравнение. Надежда Фомы Аквинского о способности разума доказать бытие Бога, к сожалению, не подтверждается. Существование Бога – это не объект науки и даже религии, это предмет убежденности. Поэтому нет смысла в цитировании великих ученых в части их верования в Бога или его отрицания. Это никак не связано с их научными достижениями и авторитетом как ученых.

Некоторые люди усматривают влияние Бога в удивительных счастливых или трагических событиях судьбы. Но зачем искать Бога в удивительных частностях, если непостижимым является само существование Вселенной. Лучшие философские умы с глубокой древности до наших дней строили теории бытия, включавшие различные формы материализма и идеализма, признававшие, соответственно, первичность материи или духа, но и они не смогли ни доказать, ни опровергнуть существование Бога как творца всего сущего. Очевидно, что существование или отрицание Бога не является предметом ни точных естественных наук, ни даже философии. Это вопрос бездоказательной внутренней убежденности каждого и не является поводом для деления людей на хороших верующих и плохих атеистов.

Учите творить добро!

Изложенные выше тривиальные истины известны каждому школьнику. Но тем не менее во всех христианских странах люди посещают церкви, венчаются, крестят детей, хоронят по церковным обрядам, отмечают церковные праздники – и не потому, что они убеждены в существовании библейского или другого Бога, а в силу семейных традиций, привычки и даже моды. И это хорошо. Христианство в отличие от телевидения и поп-культуры учит добру, а сегодня, когда за деньги есть все, оно (добро) – дефицит, который купить невозможно.

Лично я, как и все нормальные люди, не граблю и не убиваю не потому, что боюсь Бога, а потому, что так воспитан. Если ребенка учить, что не надо быть бандитом только потому, что Бог накажет, то вырастет потенциальный бандит. Достоевский прав только в таком контексте. Подрастающее поколение мы чему-то (во многом ненужному) учим, но, к большому сожалению, никак не воспитываем. Необходимые знания можно приобрести, а воспитание – нет.

Христианское воспитание, конечно, не единственный способ вырастить хорошего человека, но когда другие способы не развиты и не будут развиты, пока рубль останется выше морали, то и христианским воспитанием пренебрегать нельзя. Не надо ребенка убеждать в реальном существовании Всевышнего и в библейской версии сотворения мира, но его необходимо ознакомить с су-ществующими религиями, с их историей и религиозными моральными законами, которые у всех религий сходны и положительны. В своих проповедях Иисус Христос не учил вере в Бога и не пугал им. Он учил праведной, справедливой и безгрешной жизни. И это главное содержание христианской, да и любой другой, религии.

За границей меня никогда не спрашивали, в какой политической партии я состою, а о принадлежности к церкви спрашивали часто и не осуждали за атеизм.

Религия, и не только христианская, должна быть предметом культурного, этического и нравственного воспитания ребенка. Не зная библейских сказаний, нельзя понять классическое искусство прошлых веков, да и вообще считаться всесторонне культурным человеком.

Учить и воспитывать надо не только детей. Было бы хорошо, если бы наше коммерциализированное телевидение перестало убивать, нести сенсационную чепуху об инопланетянах или интимных приключениях наших звезд, а организовало просветительские передачи, в том числе и по истории религий и их моральным ценностям. Но тут, видимо, и никакой Бог не поможет.

Нужны соответствующие умные, объективные и нескучные учебники. Но как смогут эту трудную задачу решить корифеи, «совершенствующие» наше некогда хорошее образование?

Что касается связи веры в Бога и морали, то моральные устои атеиста Остапа Бендера и верующего отца Федора мало чем отличались, а их знаменитый теологический диспут по уровню доказательности так и останется непревзойденным. Они не знали, что по Канту – это антиномия, т. е. два противоположных утверждения, в равной степени недоказуемых.

С.-Петербургские ведомости
Оставить отзыв. (131)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa