Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?
Бруно Джордано

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Оставить отзыв. (94)


Сергей Солдаткин
Памяти советского атеизма


Советский атеизм мирно скончался вместе с советской властью и теперь принадлежит истории, ожидает своих вдумчивых исследователей, которые могли бы без гнева и пристрастия оценить его роль в истории свободомыслия человечества. Атеизм советской эпохи - явление сложное, текстов атеистических было написано немало, разного уровня и качества, ориентированных на разную аудиторию - от академических исследователей до массового читателя, проходил он в своём развитии разные периоды, так что пытаться его анализировать наскоком было бы некомпетентно и преждевременно.


Однако всё же для нынешнего времени и для потребностей атеизма современного стоит уточнить ряд ключевых моментов, поскольку, как показывает практика, сейчас многим непонятно даже то, что такое вообще советский атеизм, хотя бы примерно, в принципе, тут уж дело не до ценности наследия.


Итак.
1. Советский атеизм, так называемый "научный атеизм" - философская (мировоззренческая) критика любой религии, выражаемая авторами советской эпохи. Базировалась эта критика на марксистско-ленинской философии, но использовала рациональные атеистические и антиклерикальные аргументы предшествующей философии, опиралась на данные различных наук - как естественных, так и социогуманитарных. Однако поскольку научной была признана и вышеупомянутая марксистско-ленинская философия, в т.ч. социальная м-л философия, научным атеизм считался целиком, то есть и в своей философской части.
Отдельные популяризированные элементы научного атеизма были также элементами сов. идеологии, однако неверно считать сам научный атеизм, в целом, идеологией.
И уж тем более неверно отождествлять научный атеизм и политику советского государства в отношении религии - это вообще явления разноплановые. Научный атеизм - мировоззренческая, философская концепция или ряд таковых, тогда как религиозная политика сов. государства - это комплекс законодательных и административных мер в отношении религиозных организаций и верующих как социальной группы. Иными словами, научный атеизм - это философия, а религиозная политика сов. государства - это, понятное дело, политика и право.


2. Советский атеизм содержал в себе религиоведение, то есть науку о религии. Причём не только в академическом варианте исследований религии в университетах, но и на уровне публицистики. В таких, издававшихся массовыми тиражами текстах, как "Настольная книга атеиста", или бесчисленные "Справочники атеиста", или в учебниках по научному атеизму не только давалась критика религии, но и рассказывалось об основных религиях мира, религиозных обрядах и верованиях. Учение о "корнях религии" - гносеологическом, социальном, психологическом - изображало религию как сложную систему, с которой можно бороться только предварительно её поняв. Обычно на данном основании атеизм полагают пристрастным (по большей части, верующие), однако никто же не считает медицину лженаукой, хоть её основная задача в отношении болезней - бороться с ними. Предварительно изучив.


3. Советский атеизм (как, впрочем, и любая другая философия) был тесно связан со своим временем. В этом - его достоинства и недостатки. Конечно, с позиций сегодняшнего дня многие положения его устарели, иная критика бьёт мимо цели, порой атеистические тексты могут показаться беззубыми, особенно позднесоветского периода.
Надо однако понимать, что сов. атеизм относится к доинтернетной эпохе, когда знания проникали в нашу страну с немалым запозданием, написание текста, его подготовка к печати, согласования могли длится многими годами. Сама наука, естественно, тоже не стоит на месте, сейчас устареть могут и тексты 10-летней давности, что уж говорить о давности полувековой, скажем.
И наконец, что особенно важно: религия при соввласти, особенно второй половины 20 века, вовсе не казалась таким серьёзным и важным противником, что на него надо тратить много времени и сил. Да, периодически проходили "антирелигиозные кампании" - в 20 годы, в 60-е, но советским авторам-атеистам даже в кошмарном сне не могла приснится та ситуация с религией, которая имеет место сейчас, когда религиозные организации получают невиданные преференции на всех уровнях, когда религия стала фактически официальной идеологией государства, когда даже ракеты не летят в космос без предварительного освящения, когда религия преподаётся в школах в рамках общеобязательной программы.
В советские времена религия была реально отделена и от государства, и от образовательных заведений, жила как бы под спудом, хоть религиозные организации контролировались и поддерживалась сов. государством - дабы и эта сфера жизни общества содержалась в порядке.


В таких условиях религиозность рассматривалась как предрассудок, как суеверие, с которым, в принципе, надо бороться, но который по мере продвижения к коммунизму и сам должен постепенно отмирать. Ибо ему нечем привлечь к себе людей, особенно молодёжь. Религия - дело стариков, их верования дозволяются в рамках свободы совести, но всерьёз с ними считаться и бороться - да зачем? А в интеллигентской среде даже считалось модным во что-нибудь верить. Выражение эдакой фронды, оригинальности. Реальной же опасности в религии в позднесоветские годы уже не видел практически никто.
Конечно, сейчас такая постановка вопроса выглядит наивной и непригодной, но сейчас ведь и время другое.
Современный атеизм, конечно, должен отличаться, отличается и будет отличаться от советского.
Ему ещё предстоит много работы. Нельзя рассчитывать, что приток свободомыслящих, в т.ч. антиклерикалов и атеистов, будет в основном продуктом деятельности самих религиозных организаций (хоть сейчас так и обстоит дело). Верно, что нынешнее "религиозное возрождение" слишком явно продемонстрировало хищнические, деструктивные черты религий и потому способствовало отходу населения от них, но настоящий атеизм, а не просто антирелигиозность, некое эмоциональное неприятие религии, возможен только на теоретической базе, только при научном изучении религии и использовании научных аргументов в её критике.


В этом плане наследие советского научного атеизма уже востребовано и будет ещё востребовано.
Так что мир праху советского атеизма, он прожил долгую и полезную жизнь, как мог, боролся с религией на протяжении многих лет, даже преуспел в этой борьбе, хотя и недооценил всю силу, мощь и влияние в мире своего врага. Нам же, современным атеистам, придётся жить и действовать в совершенно иной ситуации.

Оставить отзыв. (94)
111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa