|
|
|
Разное |
Инженеры человеческих душ Прокуратура Тюменской области 26 августа возбудила уголовное дело по факту публичной лекции, прочитанной на курсах "Основы религиозных знаний" будущим преподавателям "Основ православной культуры" (ОПК) доцентом Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ) Светланой Шестаковой 18 апреля сего года. Скандал вокруг лекции Шестаковой разгорелся еще в июне, когда ее стенограмма стала достоянием общественности. Далее события развивались следующим образом. 15 июля состоялось заседание Конгресса религиозных объединений Тюменской области, на котором лекция была расценена как попытка обострить межконфессиональные отношения в регионе и было принято решение обратиться по этому поводу к Патриарху Алексию II и в Министерство образования и науки. 16 июля следственный отдел по Калининскому округу города Тюмени постановил провести религиоведческую экспертизу стенограммы и звукозаписи лекции Шестаковой. 21 июля такая экспертиза была представлена, причем автор этих строк принимал в ней участие в качестве специалиста. Наконец, 13 августа тюменские мусульмане, иудеи, католики и протестанты обратились к Патриарху Алексию II и архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию (Капалину) с просьбой ответить на один вопрос: "Действительно ли заявления Светланы Шестаковой являются частью православного учения и насколько правомерны такие высказывания от имени Русской Православной Церкви?" По Конституции у каждого российского гражданина есть право открыто проповедовать и отстаивать свои религиозные взгляды. Но это право не подразумевает публичные оскорбления чести и достоинства верующих других религий и конфессий. А в своем мастер-классе для будущих "инженеров человеческих душ" – преподавателей ОПК – Светлана Шестакова сумела задеть и оскорбить религиозные чувства представителей других христианских вероисповеданий: католицизма и протестантизма, а также иудаизма, ислама и индуизма. Прежде чем рассуждать дальше, необходимо хотя бы кратко ознакомить читателя с инвективами Шестаковой в адрес основных мировых религий. Авторская лексика в цитатах сохранена. Оскорбительна оценка лектором сторонников Римско-Католической Церкви как "еретиков". По мнению Шестаковой, "гнить они стали давно", "католики в этом отношении богаты, они продают воздух, они продают ничто" и т.д. Тенденциозно освещена у Шестаковой история разделения христианства в XI веке: "Римокатолики стали развращаться, раз нет благодати в Церкви", "католики деканонизировали всех от жидов умученных младенцев". Как сообщил глава тюменских католиков священник Лешек Хрищук, материалы лекции Светланы Шестаковой уже отправлены для изучения в Ватикан. А вот как лектор характеризует иудеев и их традиции: "Если мы Христа считаем Богом, то они мстят Христу и его распинают, они его ненавидят, – объясняет Шестакова. – Таков Талмуд". А "иудейское причастие – это не что иное, как в малом количестве кровь православных людей, которых мученически замучили там", "иудейская маца – элемент крови, там раввины знают. Определенным образом убивается православный младенец или святой". Не менее оскорбительно описана технология изготовления мацы: "...иногда дети пропадают, это иудеи, они потом собирают кровь на тряпки, эти тряпки сжигаются, и этим пеплом посыпается умерший человек или в мацу добавляется, в причастие. И они кровью христианских мучеников, они мнят, что они спасаются. Это еще одна такая правда, для затравочки". Как видно, кровавый навет (легенда, получившая распространение в христианской среде с XV века) – краеугольный камень в представлениях Шестаковой об иудаизме. Предвзято освещена история зарождения протестантизма: "Лютеранство в его схоластическом образовании уже изначально представляло христианство в искаженном виде. То есть сугубо католическом". Мартин Лютер, по мнению Шестаковой, "закончил жизнь, удавившись в постели, в которой он грешил с бывшей монахиней". Вызовет конфликтную ситуацию предложенная Шестаковой модель миссионерского диалога с мусульманином: "Твое учение – лжеучение. Мухаммед – лжепророк". Высказывается также мнение, что мусульмане в России "просолены христианским мировоззрением". Ошибочно и превратно мнение Шестаковой, что индуизм – "ложное вероучение", состоящее из "конгломерата сект вообще, разных-разных", а "кришнаизм – это пример вот такого деструктивного культа", "кришнаиты занимаются педофилией". Не может не вызвать негативной оценки ее высказывание, что "Свидетели Иеговы пишут Святую Троицу с маленькой буквы, а сатану с большой. И Святую Троицу они не признают, хулят и вымазывают во всякой грязи". Вероучение "Свидетелей Иеговы" названо "культом коммерческой направленности". Оскорбленными все той же Шестаковой могут считать себя и пятидесятники. Основатель движения охарактеризован как "колдун очень известный", а само пятидесятничество – как "просто оккультное, сатанинское движение, деструктивные, тоталитарные, опасные секты, секта, которая ведет людей к психическому нездоровью". "Неопятидесятники в России – клонированные Иваны, не помнящие родства", причащающиеся мацой, в которой "кровь православных людей". Они на 93% "страдают серьезным депрессивным состоянием, и каждый четвертый адепт секты заканчивает жизнь самоубийством". Таковы вкратце "апрельские тезисы" Светланы Шестаковой. Здравомыслящие люди весьма резонно удивились тому, что подобное мракобесие распространяется не только от имени кафедры религиоведения ТГНГУ, но и с согласия миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии РПЦ – автор нашумевшей лекции является ее внештатным сотрудником. Наблюдатели удивились еще больше, когда за Шестакову вступился ее супруг Константин Шестаков – старший преподаватель той же университетской кафедры и одновременно сотрудник того же епархиального отдела – и стал убеждать заинтересованных лиц в том, что все сказанное в лекции – ни много ни мало православная истина! Отповедь Шестаковым дал богослов Андрей Кураев, показав, что их высказывания не соответствуют ни современным программным документам РПЦ, ни историческим реалиям. Но для Шестаковых Кураев не авторитет, поскольку у них иное мнение: "Кто молится – только и богослов. Тот, кто Иисусову молитву непрестанно имеет – тот и богослов. А тот, кто закончил, может быть, духовную академию – тот еще не богослов. Это так, уровень знания". При отсутствии официальной церковной оценки "подвига" тюменских "миссионеров" православные интеллектуалы как-то сникли... Зато возмущение руководителей и членов различных религиозных организаций Тюменской области из числа тех, кому досталось "на орехи" от Шестаковых, получило выражение в официальных заявлениях, последний пример тому – уже упоминавшееся письмо Патриарху Алексию II и архиепископу Димитрию (Капалину) от 13 августа. Но ни на это, ни на другие письма пока нет ответа ни от Патриархии, ни от Тобольско-Тюменской епархии. Возникают опасения, что "стрелочником", единственным виновным останется Светлана Шестакова – молодая и достаточно наивная женщина. Видимо, в этом и был расчет тех, кто, отправив "на баррикады" Шестакову, оказался "вне игры". В связи с этим хотелось бы подробнее изучить роль в этой истории архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина), а также ректора ТГНГУ Николая Карнаухова. Супруги Шестаковы неоднократно обнародовали свои взгляды, в том числе на страницах епархиальной газеты. Но от чьего имени они выступали? Почему до сих пор нет ни одного официального заявления о том, что их высказывания – не позиция епархии? Наконец, было ли благословение архиепископа Димитрия на проведение подобных курсов? Почему все попытки добиться разъяснения епархиальной позиции наталкиваются на невидимую стену? Впрочем, ответ уже известен. Вот что писал в тюменском издании газеты "Труд" журналист Леонид Иванов: "Считая, что владыка Димитрий имеет большое влияние на губернатора Владимира Якушева, на главу (теперь уже бывшего – прим. "НГР") президентской администрации Сергея Собянина, в правительственных кругах России через своего брата митрополита Климента (Капалина), которого многие политологи уже называют преемником Алексия II, некоторые руководители предприятий и организаций Тюменской области предпочитают "ловить момент" и принимать угодные архиепископу решения". Это было написано 17 апреля, то есть накануне злополучной лекции Светланы Шестаковой. Вопреки заявлениям Николая Карнаухова, что курсы, на которых выступали преподаватели ТГНГУ, – частная инициатива, существует его письменное разрешение, равно как и растиражированное объявление, что слушатели получат сертификаты государственного образца. Между тем Светлана Шестакова утверждала, что эти уже в пятый (sic!) раз проведенные курсы – "богословские", а характер деятельности выпускников – "миссионерская работа". Это очевидным образом вступает в противоречие с задачами государственного вуза, который, не имея разрешения на ведение богословских предметов (как и не имея богословского факультета или кафедры), не может обучать миссионерству или богословию. Программа курсов между тем утверждалась еще в мае 2006 года на заседании кафедры религиоведения ТГНГУ. Тогда не возникло вопросов об их наполнении. У ряда тюменских ученых и журналистов давно появились вопросы об однонаправленной деятельности этого учебного подразделения. Его преподавателями не только не скрывается, но открыто признается, что кафедра служит целям клерикализации образования и воцерковления общества. С каким багажом знаний пойдут в мир подготовленные подобным образом аспиранты и выпускники кафедр религиоведения, как и вышеназванных курсов ТГНГУ, уже понятно – сталкивать верующих и нести раздор в межконфессиональный мир в России! В этом инженерном вузе формируется кадровый потенциал крайне ортодоксального течения в РПЦ для конфронтации с другими конфессиями. Тем более что на кафедре религиоведения нацеливают своих выпускников на работу в органах власти, где они смогут "грамотно и взвешенно выстраивать национальную и религиозную политику государства". Нетрудно предугадать результаты этих усилий. Предполагаю, что в 2009 году в дипломных работах "богословов от нефтегаза" будет доминировать аксиома о том, что в России все религии равны, но одна – "равнее" и "лучше" прочих... О тех, кому это надо... Ответ известен, так как наивно полагать, что процветающий в инженерном вузе клерикализм не имеет поддержки. Именно этим объясняется безоглядная смелость заявлений Шестаковых и других. Они явно убеждены в своей безнаказанности. В нашем регионе – кроме Тобольской духовной семинарии (вот-вот перерастет в академию), Тюменского духовного училища, православных гимназий и воскресных школ – в интересах Тобольско-Тюменской епархии действует и кафедра теологии в Сургутском государственном университете, выпустившая в 2007 году первых богословов. Есть попытка открыть кафедру теологии и в родном для меня вузе – Тюменском госуниверситете. Можно бы и порадоваться появлению обученных в светском учебном заведении богословов, да вот незадача: по горестному признанию сотрудников СурГУ, только единицы таких выпускников работают по специальности. Между тем каждый поступавший на сургутскую кафедру теологии представлял соответствующую рекомендацию от духовенства РПЦ... Причины невостребованности теологов понятны тем, кто анализирует ситуацию в российском обществе не с позиции только одной конфессии, а соотносит ее с реальным миром, где живут вместе баптисты, католики, мусульмане и атеисты... Предпринимаемые рядом иерархов и госчиновников усилия по подмене религиоведения богословием, атаки на Конституцию РФ, а вместе с этим и обнародованные Шестаковой на всю страну цели, задачи и технологии внедрения в общеобразовательные школы мракобесия под видом ОПК должны быть адекватно оценены... Важно также дать оценку не только высказываниям Шестаковых, но и ситуации в Тобольско-Тюменской епархии, способствующей публичному декларированию подобных взглядов. Такие заявления лишь дискредитируют те усилия по оздоровлению российского общества, которые предпринимаются руководством РПЦ и лично Патриархом Алексием II. Александр Павлович ЯРКОВ – доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета. Нг-Религия |
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта. |
|