5.
Календарные даты новозаветных событий.Авторы текста книг Нового Завета не пользовались Римским календарем. Ориентирами отсчёта времени у них было начало работ по восстановлению Иерусалимского храма царём Иродом Великим, или время проведения второй переписи при императоре Августе, или начало правления императора Тиберия; времена года указывались по дням праздников иудейской религии, а дни недели - согласно семидневной библейской недели, которую евреи позаимствовали у вавилонян.
В книгах Нового Завета нет свидетельств об употреблении христианами иудейского месячного или годового календаря. Иудейский религиозный календарь был расписан в Библии. Однако этот календарь был противоречивым. В нем месяцы назывались по-разному, а один и тот есть праздник, в
зависимости от погоды и состояния зрелости урожая, мог припадать на разные даты. Евреи практически пользовались сначала вавилонским, а затем - близким к нему календарем эллинских государства, в зависимости от которых была Иудея. Своего устоявшегося календаря евреи во время событий Нового Завета не имели. Только в 359 году иудейский Синедрион под руководством прославленного раввина Гиллеля Второго утверждает новый Солнечно-Месячный календарь, который до сего времени используется в иудейской религией, служит официальным календарем державы Израиль. В иудейском религиозном календаре предпринято попытку объединить юлианский Солнечный календарь с библейски-вавилонским месячным календарем. В основу согласования солнечного года с фазами месяца Гиллель положил 19-тигодовые циклы греческого астронома Метона. В нем за 19 годов - 7 високосных, с дополнительным днем в месяце Кислев. Такая конструкция помогает согласовывать первое число каждого месяца с наступлением новолуния. А чтобы не отстать от солнечного (тропического) года то раз в 19 лет между шестым месяцем, Адор, и седьмым, Нисан, вставляется дополнительный месяц, который называется "Второй Адор". В иудейском календаре месяцев в год может быть то 12, то 13, а дней в месяце то 29, то 30. Год в иудейском календаре и сейчас может насчитывать 353, 354 или 355 дней, а у високосный, девятнадцатый, - 383, 384 или 385 дней. Новый месяц объявлялся только после того, когда не менее двух мужчин из Иерусалима или его окрестностей увидят на небе молодую луну и сообщат об этом иерусалимским первосвященникам... А потому хмурые дни могли задержать объявление следующего месяца на 3-5 дней.В книгах Старого Завета есть многочисленные упоминания о такой единице времени как год. Там перечисляются годы жизни допотопных патриархов (Бытие, глава 6); указывается, что евреи шли пустыней из Египта в Палестину 40 лет; упоминаются годы жизни царей и тому подобное. Но на основании всего этого невозможно точно установить, сколько именно дней или месяцев продолжался библейский год. Во всяком случае, он никак не равнялся нашему году.
Поэтому богословы до сих пор не нашли общего мнения по поводу календарных дат тех или других библейских событий.В 359 года по инициативе того же председателя Синедриона Гиллеля Второго в иудейской религии введено летоисчисление от Сотворения Мира, которое, согласно его подсчетам за текстом Библии, совершилось в 3761 году до нашей эры. Иудейская религия считает, что Бог создал мир осенью. Поэтому Новый год в иудаизме начинается осенью в месяц Тишри, первое число которого припадает на сентябрь-октябрь по юлианскому календарю, точнее - на первое новолуние после осеннего равноденствия. За этим календарём мы живём сейчас в 5.760 году от сотворения мира.
Император Юстиниан Первый (482-565) ввёл в Византийской империи христианское летоисчисление от Сотворения Мира, которое по подсчётам преданных императору Отцов Церкви произошло 1 сентября 5508 года до Рождества Христа. Согласно с этой датой начали фиксироваться все события, в том числе и в наших древнерусских летописях. Этого летоисчисления до сегодняшнего дня придерживается Православная церковь. Согласно церковному календарю Новый год начинается не 1-го января, как то было по юлианскому календарю, и не 1-го марта, как то отмечалось в большинства народов умеренного географического пояса (в том числе
- в России до 16 столетия), а 1-го сентября. Ирландский архиепископ Джеймс Ушер (†1656 р.) высчитал, что мир был создан 23 октября 4004 года до нашей эры.