ДУЛУМАН Е. К,
ВЯЗОВСКИЙ Алексей
.
Ф И Л О С О Ф И Я.
Курс лекций.
Тема 10.
Г Н О С Е О Л О Г И Я
1. Гносеология как философская теория познания:
1. Гносеология - раздел философских знаний.
2. Место гносеологии в системе философских знаний.
2. Проблемы гносеологии в истории развития мировоззрения и философской мысли:
1. Гносеология наивного реализма.
2. Гносеология мифология и религии.
3. Гносеология здравого смысла.
4. Гносеология в истории философской мысли:
а. Гносеология античности.
б. Сенсуализм.
в. Рационализм.
г. Скептицизм, агностицизм, интуитивизм.
д. Вклад философской гносеологии в развитие научных знаний.
3. Сознание как высшая форма отражения действительности.
1. Отражение - неотъемлемая черта любого вида
4. Язык в определении специфики и жизнедеятельности человека и общества:
1. Определение и функции языка.
2. Библейские и философские взгляды на язык.
3. Язык в духовном мире и судьбе человека.
[Баба Ванга о влиянии сквернословия на судьбу человека.]
4. Национальный язык.
5. Язык и письмо.
5. Сознание, познание, знание: общее и отличное.
1.Познание как активная форма сознания.
2. Знание как накопленная и зафиксированная информация.
6. Истина, её философское понимание и критерии.
10.1.
Гносеология как философская теория познания.10.1.1.
"Гносеология" - сугубо философская категория. Её название происходит от греческих слов: "γνωσεο"(гносео) - знаю ["γνωσισ"(гносис) - знания] и "λογοσ"(логос) - слово ["λογια" - учение, наука] и дословно означает: "Учение (Наука) о познании", "Учение (Наука) о сознании". В философской литературе, в том числе - в философских энциклопедиях и словарях выражения "Гносеология" переводится как "Теория познания". Наряду с этим для выражения этого же содержания в философской литературе применяется также слово "Эпистемология". Но последнее слово означает изучение того, что нами принимается за истину на основе веры. Мы будем пользоваться термином "Гносеология" в значении философского учения о сущности познания (сознания). Но сначала очертим круг проблем Гносеологии.Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.
Итак, повторим сказанное схематически.
ГНОСЕОЛОГИЯ - это:
1. Раздел философских знания.
2. Филсофское изучение меры познания человеком мира и самого себя.
3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение
от незнания - знанию.
4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе в своей
онтологической сущности, и соотношение этих знаний с предметами и
явлениями, которые познаются.
10.1.2. Проблемы гносеологии занимают ведущее место в философии. Это обусловлено тем, что сами проблемы сущности наших знаний в их соотношении с объективным положением вещей являются проблемами философскими и ничьими иными. Нет, не было и не может быть никакой другой науки, кроме философии, которая смогла бы сопоставить природу наших знаний с теми предметами и явлениями, которые зафиксированы в них, в наших знаниях. Ведь природа наших знаний - духовна; она с предметами и явлениями связана на столько опосредствованно, что свести их, знания, к уровню самих предметов и явлений не возможно ни экспериментально, ни теоретически. Дух и материя на столько далеки друг от друга, между ними существует такая бездна, которую никаким образом нельзя преодолеть науковообразными мостами или перелазами. Только философия позволяет "перепрыгнуть" через эту бездну: от духа - до материи и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых, философия как бы осознаёт исключительность своего положения и неизменно, на протяжении всей истории своего существования, уделяет проблемам познания первостепенное внимание. Постоянно существовали и до сих пор существуют философы и философские школы, которые считают, что у философии нет никаких других проблем, кроме проблем гносеологии. В их творчестве все проблемы философии сводятся к гносеологии или рассматриваются только сквозь призму гносеологии. Даже марксизм, который пытается охватить и свести в систему абсолютно все проблемы мировоззрения, и тот считает, что гносеология - это только "другая сторона основного вопроса философии" (Энгельс). Правда, есть такие философы, которые игнорируют проблемы гносеологии по мотивам невозможности решения её проблем или же по мотивам "не философичности" самой гносеологии. Но, мотивируя исключение гносеологии из области философского исследования, давая ей свою оценку, философы уже занимаются гносеологией. К тому же, излагая свои взгляды по тому или иному философскому вопросу, философ обязательно аргументирует истинность своих высказываний. А "истинность" - это уже гносеологическая (и никакая другая!) философская проблема. Следовательно, повторимся, проблемы гносеологии всегда занимают центральное место в философии вообще, а не только в отдельной философской школе или в творчестве отдельного философа.
10.2.
Проблемы гносеологии в истории развития мировоззрения и философской мысли.10.2.1. Решение проблем гносеологии осуществляется ещё на самом низком уровне развития мировоззрения - на уровне наивного реализма.
Наивный реализм, как мы знаем, принимает мир таким, каким он представлен нам нашими органами чувств. Мир есть таким, утверждает наивный реалист, каким мы его чувствуем, обоняем, вкушаем, видим, слышим, ощущаем... Наивный реализм, таким образом, не видит никакой разницы между миром и нашим восприятием мира, между реальным миром и его отражением в наших ощущениях.
10.2.2. Мифологическое и религиозное мировоззрения могут придерживаться самых разнообразных аспектов оценки соотношения наших, скажем так, субъективных восприятий, представлений, понятий и знаний с объективной действительностью. В учебниках советского времени господствовало устоявшееся мнение, что религия вместе с философским идеализмом однозначно и всегда отрицают возможность познания человеком действительности. Следует сказать, что такое мнения не разделал Карл Маркс. В марксистскую философию это мнение вошло от Людвига Фейербаха через Ф. Энгельса и, особенно, от В. И. Ленина и. В. Сталина. А потом уже стараниями советских философов это ошибочное мнение было провозглашено азбучной истиной марксизма-ленинизма. Но эта "азбучная истина" не отвечает объективному положению вещей. Так, христианская религия в лице, например, представителей католицизма (Альберт Великий, Фома Аквинский, Тейяр де Шарден, нынешний папа Иоанн Павел Второй) и православия (Кудрявцев-Платонов, Гогоцкий, Светлов, Филарет Дроздов) не отрицают ни познаваемости мира, ни истинности наших знаний о нём. Познаваемость мира отрицает только официальный буддизм, который считает, что мир - это только наши иллюзии о нём; что самого мира или вообще нет или мы его, просто, не знаем и узнать не можем. Правда, во всех современных религиозных мировоззрениях, в том числе и в буддизме, можно найти отзвуки самых разнообразных гносеологических взглядов на содержание наших знаний о мире и о Боге. Специфика мифологической гносеологии заключается в том, что она своим воображением заселяет мир олицетворенными существами, "видит" их вмешательство в процессы реальной жизни, и наряду с явлениями мира "познает" и эти олицетворённые существа - богов, духов, чертей, ведьм, русалок и так далее. Религия смотрит на мир также глазами мифологического мировоззрения. При этом она может включать своих богов в объекты своего познания и "знать" их, а может провозглашать их недоступными познанию, сверхъестественными и сверхразумными.
10.2.3. Гносеология здравого смысла на протяжении веков находится под двойственным влиянием:1. Практики обыденной жизни и 2. Состояния и качества общественного сознания. Обыденная жизнь практически доказывает человеку достоверность его знаний даже в том случае, если он и не понимает сущности тех или иных явлений. Таким образом, не зная Закона Всемирного тяготения, человек узнавал истину того, что все окружающие его предметы притягиваются к земле, падают на неё; не зная сущности электромагнитных волн, простым нажатием на переключатели телевизора или радиоприёмника убеждался в их существовании и в их способностях передавать на длительное расстояние звуки, изображения; подобно этому узнавал о передачи некоторых заболеваний контактным образом, не имея малейшего понятия о микробах, бактериях и вирусах. А состояние общественного мнения отражалось в здравом смысле как усредненный и с популяризованный уровень теоретического образования населения страны, народа, племени или рода. Таким образом мы можем наблюдать, например, отзвуки субъективного идеализма в здравом смысле населения стран буддизма, отзвуки научного мышления в здравом смысле европейских народов, засилье магических представлений в здравом смысле кочующих цыган. Здравый смысл подвержен временным колебаниям как реакция на кризис, явления массового психоза, революционного энтузиазма, защитного действия и т.п. Так, один из немецких журналистов, года два тому назад посетивший Украину и познакомившись с культивируемым здесь "лечебным бизнесом", по возвращению в Германию писал: "Я пришёл к заключению, что граждане Украины сошли с ума". А какое другое заключение может сделать здравомыслящий западноевропейский человек, увидев у нас публичное поношение медицинского здравоохранения и неуёмное, беспардонное рекламирование свехлечебных способностей "народных целителей", "белых ведьм", да заезжих проповедников слова божьего?
10.2.4. В философской мысли, ещё со времён её возникновения, гносеология заняла важное и постоянное место. У нас нет возможности рассмотреть всю историю развития теории познания. Но надо заметь, что присутствие этой проблемы обнаружено в всех древнейших представителей философской мысли Индии, Китая и Греции. Остановимся на близкой нам философской мысли античности.
10.2.4.а. Письменные источники донесли до нас свидетельства о наличии обширного изложения проблем гносеологии уже у Демокрита (460 - 370 года до нашей эры). Выдающийся материалист античности учил, что из окружающих предметов постоянно истекают образы (ейдосы) и через наши органы чувств проникают в нас. Таким образом, наши знания - это наличествующие в нас материальные образцы, ейдосы, самих предметов, которые существуют вокруг нас. По Демокриту, для восприятия тех или качеств, ейдосов, предметов, явлений материального или духовного мира, у нас существуют соответствующие органы: для материального мира - органы чувств, а духовного - разум. "Подобное познаётся подобным", - любил повторять Демокрит. Последнее выражение в его самом широком понимании и истолковании вошло в культуры всех европейских народов, находит своё применение даже в богословских доказательства существования Бога. Демокрит учил также, что входящие в нас с эйдосами атомы острой формы дают нам ощущение кислого, шарообразные - сладкого, угловатые - горького. Все эти чувственные ощущения он назвал вторичными качествами предметов, поскольку они существуют только в наших ощущениях. Но на самом деле ничего горького, кислого, сладкого, красного, теплого, громкого в действительности не существует. В действительности, говорил Декарт, существует только атомы и пустота. Атомы и пустота - это первичные, не зависимые от наших ощущений, свойства предметов и явлений, и они воспринимаются только разумом.
Выдающийся идеалист античности Платон (427-347) проблемам познания посвятил несколько своих произведений и создал свою, платоновскую, теорию познания. Возражая материалисту Демокриту, Платон утверждал, что наши чувства ни в какой мере не дают нам верного представления или знания о мире. Для объяснения сути своей гносеологии он в своём наибольшем по объёму и по значению произведения "Политика" (Государство) сочинил такую картинку-миф. Мы, люди, - это узники, заключенные в пещере и прикованы цепями лицом к стене. Позади эти людей находится вход. А за входом движутся люди, животные, тень о которых падает на стену пещеры. Люди в пещере таким образом видят только движущиеся тени на стене и принимают эти тени за единый действительных мир. Платон, таким образом, учил, что наши чувства ни в коей мере не дают нам видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Истину о мире показывают нам не чувства, а разум. И для объяснения своего понимания места разума в познании истины Платон развивает свой, известный уже нам, миф о душе.
Объективный идеалист античности учил, что Истина - идеальна и никак не связана с материей; что эта идеальная истина изначально существовала в потустороннем мире, пребывала в мире эмпирей. В этом потустороннем мире наряду с будущей душой человека пребывали абсолютно все истины в виде идей. Среди этих Идей находились истины разного иерархического положения. Наименьшей среди них была Идея-душа. Но. хотя и будучи самом маленькой, незначительной идеей в мире эмпирей, душа человека до своего воплощения в человека имела возможность наблюдать все идеи, общаться с ними. Когда же душа "огрубела" и выпала в материальный мир, то на пути к своему человеку она, проходя через реку Стикс (река Забытья), напилась воды и ... забыла своё прошлое. В условиях своей земной жизни душа человека только при особых условиях - при подавлении своих чувств, сосредоточенности, отрешённости, благочестивого образа жизни - может что-то там вспомнить о том, что она наблюдала, знала в потустороннем мире. Вот это и такое воспоминание
(αναμνεσισ, анамнезис - воспоминание) даёт возможность человеку познать настоящие и несомненные истины.Теория анамнезиса Платона на протяжении тысячелетий развивалась европейскими философами, обрастала дополнительными концепциями и даже в наше время находит своё применения в "учениях" о переселениях душ, в рассказах о "воспоминаниях" своей прежней жизни на земле несколько десятков или сотен лет тому назад. Следует сказать, что сам философ не опускался до таких примитивных представлений. Когда Платон заводил речь об анамнезисе, то он имел в виду не какие-то материальные, чувственные, житейские вещи, а идеи высокого уровня, идеи-истины. К таким он относил, прежде всего Смысложизненные идеалы, идеалы: Истины, Добра, Красоты, Справедливости. Именно эти четыре смысложизненные идеалы
введены Платоном в античную, а от неё - во всю европейскую культуру и мысль. К числу идеалов философ относил также те идеалы и понятия, которые соответствуют истине и добываются человеком путём абстрактного мышления. Это идеи Логоса, Гармонии, Бога (Души мира), математических аксиом. Эта сторона платоновской философии в высшей мере разработана и завершена великим немецким философом 19 столетия Гегелем.Ниже мы остановимся на основных направления решения гносеологических проблем в истории философской мысли.
10.2.4.б. Философские школы (направления) сенсуализма (от латинского слова "sensus" - ощущение, чувства) признают за истину только то, что даётся человеку в его ощущениях. "Чего нет в разуме, - говорил английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 - 1679).- того нет и в разуме". Его современник, тоже материалист, Джон Локк (1632 - 1704) создал учение о том, что душа новорождённого подобна чистой доске (tabula rasa), на которой чувства и опыт записывают своё содержание.
Сенсуалистический подход к решению гносеологических проблем присущ не только материализму, но и идеализму. Сенсуалисты-идеалисты утверждали, что в мире для человека существует только то, что есть в его чувствах. Сами ж чувства не столько информируют человека о внешнем мире, сколько искажают его. В отличие от материалистов они утверждают, что чувства не связывают человека с миром, а разделяют с ним. Человек знает только свои чувства - и ничего больше, и у него нет никаких средств узнать, какие именно стороны внешнего мира отражены в его сознании. Идеализм, который утверждает, что в мире для человека существуют только его ощущения, называется идеализмом субъективным. Его классическим представителем был Давид Юм, хотя элементы субъективизма присущи и философии Канта, и современным экзистенциалистам, и ставшему модным постмодернизму.
10.2.4.в. В истории развития гносеологии наряду с сенсуализмом имел и противоположный ему подход к решению гносеологических проблем. Он получил название рационализма. Его представители утверждают, что подлинную информацию об объективной действительности, верные знания об истине дают человеку не органы чувств, а исключительно разум. Они утверждают, что чувства нас или обманывают или же дают нам информацию о несущественных сторонах действительности, о вещах преходящих и единичных. Только интеллект, разум, предоставляет нам возможность постичь действительность в её адекватном содержании. Именно такие мысли развивали в своих произведениях такие философы-рационалисты, как Платон, Аристотель. Лейбниц, Кант, Гегель, различные школы позитивизма.
Мы схематически, в снятом виде, изобразили сущность сенсуалистических и рационалистических философских подходов в решении гносеологических проблем. В каждом же конкретном случае можно обнаружить, что между рационализмом и сенсуализмом нет непреодолимой грани. Сенсуализм в гносеологии отдаёт предпочтение преимущественно чувствам, учитывая при этом и роль разума, а рационализм отдаёт преимущество разуму, но считается также с чувственным восприятием. Так, классический представитель рационализма Гегель считал, что чувства - это только низший вид познания. Видите, низший, но всё-таки уровень познания. А Томас Гоббс, будучи одним из последовательных сенсуалистов, считал, что только разум, мышление, обрабатывая данные чувств, формулирует нам истину. Известное изречение Гоббса: "Истина - дочь разума!".
10.2.4.г. В оценке способностей человеческого познания в истории философской мысли, кроме сенсуализма и рационализма, существовали и другие подходы к решению гносеологических проблем. Мы скажем только о наиболее заметных среди них. Речь пойдёт о скептицизме, агностицизме, интуитивизме.
Скептицизм (от греческого слова
"σκεπτικοσ", скептикос - недоверчивый) - подвергает сомнению достоверность всех наших знаний о мире. Скептицизм зародился ещё в античной философии. Известными его представителями были греческий философ Пиррон (365 - 275) и римский философ, стоик Эпиктет (50 - 138). Скептицизм подвергает сомнениям все утверждения о действительных вещах и явлениях. Наиболее мудрое поведение философа, говорил Пиррон, - это "воздержание (εποχη, эпохи) от суждений". А если философ уж хочет высказаться, то он должен говорить: "Это мне кажется горьким", "Это мне кажется истинным". Эпиктет родился рабом, принадлежал одному из телохранителей Нерона; получил свободу и занялся философией. Он призывал по всем вопросам иметь своё собственное мнение и ни в коем случае не преклоняться перед авторитетами: "Если книга стоит пять динаров, то излагаемое в ней не стоит большего"; "Если я преклоняюсь перед одним истолкованием, то я только грамматик, вместо того, чтобы быть философом". В истории европейской философской мысли виднейшим представителем скептицизма были: Монтень (1533 - 1592), философ и богослов Пьер Шарон (1541- 1603), атеист Пьер Бейль (1647 - 1706), Давид Юм (1711 - 1776), Кант (1724 - 1804) и его последователи.В истории развития знаний скептицизм сыграл двойственную роль. С одной стороны, он дискредитирует достоверность установленных знаний и тем самым подрывает доверие к науке, способствует прозябанию простых людей в темноте и невежестве. Но с другой стороны, скептицизм способствует проверке научных знаний на прочность, подрывает слепую веру и будит здравую мысль; был и остаётся врагом догм, способствует поискам новых ответов на уже казалось бы решенные вопросы. История развития науки - это история возникновения и преодоления сомнений.
Создание термина "Агностицизм
" (от греческого слова "γνωσεο", гносео - знаю и отрицательной частицы "α",а - не, без, против) принадлежит выдающемуся английскому дарвинисту Томасу Гексли (1825-1895). Учёный приложил этот термин к тем областям знаний, которые наука ещё не открыла. Термин сразу же получил признание и был распространён на область так называемых запредельных знаний: Есть Бог или Бога нет? Есть смысл жизни человека или никакого смысла человеческая жизнь не имеет? Дух порождается материей или существует независимо от неё? Существующий мир вечен или имеет начало и конец своего существования? Развивая мысли своего старшего друга немецкий дарвинист Эмиль Дюбуа Раймон в 1872 году свою публичную лекцию "О границах познания природы" закончил словами: "Что касается загадки, что представляют собой сила и материя и каким образом они в состоянии мыслить, нужно раз и навсегда склонится к выводу: "Ignorabimus!" Мы этого никогда не узнаем". "Усовершенствованное" выражение Э. Д. Раймона "Ignoramus et ignorabimus" (Не знаю сейчас и никогда не узнаю в будущем) до сих пор в широком ходу среди апологетов религии и врагов научного знания. В общепринятых словарях агностицизму даётся такое определение: "Агностицизм - философское учение, которое отрицает возможность познания сущности речей и закономерностей развития природы". В современной Англии агностиками официально называют тех атеистов, которые не признают существование Бога, но считают, что его существование невозможно ни доказать, ни опровергнуть.Ряд ученых и философов ( Николай Кузанский, Спиноза, Локк, Гегель) считают, что наряду с разумом и чувствами, есть ещё один путь (метод) познания - интуиция (от латинского слова "intueror" - внимательно присматриваюсь, вижу насквозь). Она истолковывается то как озарение, то как внезапный итог опытного исследование, то как угадывание, то как предвосхищение, то как "прыжок" на уровень нового видения, то как проявление гениального прозрения.
10.2.4.д. Не смотря на диаметрально противоположные выводы философов о сущности гносеологии, о методах и достоверности человеческого познания сама философия внесла значительный научный вклад в научное изучение сознания, сущности познания и содержания человеческих знаний. Чисто философским образом, размышляя о проблемах познания, Платон сделал великое даже по меркам современных знаний открытие о трехсоставности (Разум, Чувства, Воля) психики человека; Аристотель - об общественной сущности человека; Рене Декарт - на триста лет до академика Ивана Петровича Павлова выявил у человека и животных условные и безусловные рефлексы; Джон Локк - положил начало детской психологии... И всё это без учёта того, что философия всегда выступала в роли синтезатора всех добытых человечеством знания и всегда была для учёных указующим лучом в потёмках научных поисков.
В современных условиях философски выводы в области гносеологии можно обосновать рядом неопровержимых научных достижений. Опираясь на эти - как научные, так и философские - достижения попробуем разобраться в том, что такое сознание и что такое познание. Сначала - речь о сознании.
10.3.
Сознание как высшая форма отражения действительности.Опираясь на достижения и уровень современных знаний мы можем с уверенность сказать, что мир, в котором мы живём, - не вечный. Было время, когда этого мира не было; наступит время, когда этот мир перестанет существовать. На основании многочисленных данных и примеров учёные доказали, что вещество Вселенной, в которой мы с вами находимся, возникло где-то 18-20 миллиардов лет тому назад. Именно в этом плане становится возможным говорить о невозможном - о возникновении нашей Вселенной.
10.3.1. Сразу же после возникновения Вселенной между её разными структурными элементами - то есть между телами - действовали физические силы притяжения и отталкивания, что в той или иной мере отражалось на внешнем и внутринем состоянии каждого структурного элемента. Каждый структурный элемент Вселенной определённым образом реагировал на разнообразные воздействия на него. Вот это реагирование мы и можем назвать отражением. Проявлением это было или изменение траектории движения данного элемента, или выброс вещества в сторону тяготения, или деформация тела, которое поддалось силе притяжения. Отражение на физическом уровне мы можем наблюдать и сейчас на каждом шагу. Вот, к примеру, я ударил молотком по ведру. На ведре образовалась вмятина. Она и есть одной из форм отражения ведром удара по ней молотком. Сопутствующими формами отражения здесь будут также звук от удара, потепление того места, по которому ударили молотком, смещение места пребывания ведра, выливание из него воды и так далее. Учитывая это обстоятельство мы можем констатировать, что отражение присуще всем элементам Вселенной с первых же секунд её возникновения. С развитием Вселенной (с течением времени и расширением Вселенной в пространстве) между её составными частями начинает действовать отражение на астрономическом, химическом, биологическом, социальном и духовном уровнях. Итак, можно сделать вывод о том, что каждый элемент Вселенной от ей самых низких и до самых высоких уровней развития не может не отражать действительности, которая его окружает. Отражение - неотъемлемая черта любого вида материи или духа.
Остановимся немного на уяснению себе общих особенностей этого отражения.
10.3.2. Когда возникла жизнь на земле, то реакция живых организмов на внешнюю среду и действия ( на раздражение) усложняется и усовершенствуется. Для сохранения самого себя и воспроизводства себе подобных - а именно это является признаком всего живого - организм живого должен по-разному реагировать на внешнюю среду и события в ней, а именно: стремится к тому, кто способствует выживанию и размножению, и уклоняться от всего того, что противодействует самосохранению и размножению. В процессе длительного и сложного процесса эволюции ( как говорил Дарвин, Stragle for Life - борьбы за жизнь, за выживание, за существование) это привело к образованию такой тонкой формы отражения как ощущения. Ощущение преобразует внешние воздействия, внешние раздражения, в психический акт. Ощущения стали внутренней побудительной силой к определённым действиям и поведению, позволили живому организму своими активными действиями избирательно реагировать на внешнюю среду.
Когда развитие и специализация этих ощущений позволило живому организму одновременно отражать разные сторон того или иного конкретного предмета, начинает формироваться отражение психическое. В нём чувственным образом отражается не одна какая то сторона предмета или процесса и не одним только видом ощущения, а разнообразные стороны и разными чувствами. Вот, к примеру, перед живым существом (животным) находится дерево. Животное видит это дерево, слышит шум его листьев, ощущает запах его плодов, натыкается на него и чувствует его твёрдость, съедает его плоды или листья и утоляет свой голод. Все эти ощущения от одного и того же дерева связываются в психике животного воедино и у него формируется представление о дереве. В действительности существует дерево в единстве проявления своих разных сторон, а в психике животного это дерево отражается как единый предмет, вызывающим у него, животного, разнообразные ощущения. Создаётся психический образ этого дерева в целом. В соответствии с реальным деревом создается представление о дереве. Так психическое отражение ведёт к созданию представления не только о конкретном дереве, но и о дереве вообще. Возникают обобщенные образы предметов и явлений действительности. На основе общих представлений у человека, благодаря коре головного мозга и речи, формируются понятия, которые по своей онтологической сущностью принадлежат к явления духовного мира.
Мы рассматривали развитие отражение в отрыве от материальных основ различных форм отражения. Но эти формы и основы развиваются и функционируют в неразрывной связи друг с другом. Так, психическая форма отражения возможна у живого организма со сложной нервной системы, со спинным та головным мозгом. А физиологической основой сознания может быть только кора головных полушарий с 14 миллиардами нейронов, которая в условиях земного обитания имеется только у такого биологического вида, каким является Homo Sapiens - человек разумный.
Итак, сознание появляется только на наивысшей ступени эволюции жизни на земле. Венцом этой эволюции на биологическом уровне является Человек, а наивысшим продуктом этой эволюции есть сознание - появление духа.
10.3.3. Особенности сознания, как высшей формы отражения, заключаются в том, что оно, сознание, полностью опирается на психологию чувств (ощущений) и в тоже время отталкивается от них, ибо отражает действительность уже в продуктах интеллектуальной деятельности - в общих представлениях, понятиях, мышления, концепциях. Продукты интеллектуальной деятельность существуют не в форме непосредственных ощущений и чувств. Итоги ощущений и чувств здесь обобщаются, получают своё словесное выражение и таким образом существуют сами по себе безотносительно к тем предметам и явлениям, которые в них отражены. Одно и то же, например, животное может без всяких ограничений быть зафиксированным в совершенно разных по звучанию словах. Так, разные слова: "Собака", "Пёс", "Dog", "Hund", "Kinele", "Бобик", "Шарик" включают в себя одно и тоже содержание. Итогами интеллектуального отражения (словами) можно оперировать: предавать другим, связывать с другими словами-понятиями, переставлять, ставить рядом, сравнивать и так далее. Продукты отражения на интеллектуальном уровне через слова воплощаются в речи, мышлении, мысли. В них уже нет ни грана какой бы то ни было материальной или психической субстанции. Они - дух. Сознание хотя и отражает материальные явления и процессы, но из продукты - дух - уже не связаны с ними. Они порывают свою связь с закономерностями материального пространства, времени и движения и существуют свободно; существуют и проявляют себя по своим собственным законам. Мысленно (духовно, в духе) мы с вами вот здесь за 8 минут пробежали путь в 20 миллиардов лет: от возникновения Вселенной - до появления Человека и Духа. Таким же образом мы можем двигаться со скоростью свыше 300 тысяч километров за секунду; возвратится назад и разбираться с событиями 1654 года - объединения России и Украины, с Иисусом Христом, с Октябрьской Революцией 1917 года так, как и с событиями сегодняшнего дня... "Дух плоти и костей не имат", говорил Иисус Христос (Луки, 24:39).
Подчеркнём, сознание проявляет себя только на духовном уровне, - на уровне слов, речи, мышления. И это сознание присуще только человеку. Отдельно следует сказать о языке, который и даёт сознанию возможность существовать . Без языка нет и не может быть ни сознания, ни чего бы то ни было духовного. В тоже время язык имеет свою собственную сущность и выполняет свою никем и ничем не заменимую роль.
10.4.
Язык в определении специфики и жизнедеятельности человека и общества.В жизнедеятельности человека и общества как таковых, во всей духовной культуре человечества нет ничего более значимого, важного и величественного нежели язык. К сожалению, на язык смотрели и до сих пор смотрят несколько упрощённо, а то и - грубо примитивно. Разве не слышим мы от украинских националистов настырного повторения того, что если мы заставим всех в Украине забыть русский язык и говорить только по-украински, то Украина сразу станет культурнее, богаче и красивее всех стран в мире? За 10 последних лет все уши прожужжало утверждение, что украинский язык - это санскрит, на котором когда-то говорили арийцы, а поэтому надо заставить всех, в Украине сущих перейти в общениях между собой на свой прародной язык; что без единого языка не будет ни единой страны , ни богатых граждан... Мы не будем останавливаться на анализе этих и подобных им пещерных примитивизмов. Их хватает не только на Украине. Зачем опускаться на их уровень?
10.4.1. Обратимся к Энциклопедиям, в которых, по идее, вкратце должна излагаться вся суть того или иного слова, понятия, концепции, теории. Так, в Большой Советской Энциклопедии и во всех, без исключения, энциклопедиях национальных республик Советского Союза пишется: "Язык - важнейший способ человеческого общения; является специфической особенностью человека". И - всё! Примерно то же пишется во всех других энциклопедиях мира. Так в современной Американской Энциклопедии (Еncyclopedia Americanae) можно прочитать такое: "Язык можно определить как система согласованных звуковых сигналов, которые характеризуют общение человеческих существ в одном отдельно взятом или нескольких обществ". Как видим, везде - очень уже бедное, какое-то схематическое и "усохшее" определение; выпячивание одного из чисто внешних признаков, вовсе не главных функций ( а именно, только - "обслуживание общение людей") самой сущности языка. Обслуживание общения людей, в самом деле, является одной из функций языка, но не эта функция определяет сущность языка.
Язык является тем существенным показателем, по которому человек отличается от животного; обладает превосходством над всем тем, что есть в мире. Биологическое существо
из рода Гоминидов, приобщившись к языку, стало Homo Sapiens, Человеком Разумным, а общение этих существ через язык создаёт общество.Язык - творец, выразитель и носитель сознания, а отсюда и - источник и творец духовного мира. Вне языка нет ничего сознательного, нет ничего духовного.
Язык - это инфраструктура культуры человечества. Все без исключения явления культуры "накладываются" на структурную сеть языка, функционируют благодаря ему и в неразрывной связи с ним.
Язык по своей собственной сущности и в сфере духовного - всемогущий и всюду сущий. В реальном мире нет ничего такого, чего не мог бы схватить, зафиксировать и передать язык. Он в состоянии объять и выразить необъятное и невыразимое. Существуя в настоящем, он свободно отправляется в прошлое и проникает в будущее; не имея пространственного измерения, пронизывает это пространство с невероятной скоростью и творит новые виды пространства... Я зык может вместить в себе весь мир, и много кое-чего сверх этого, но сам мир не может вместить всего того, что способен создать и творит язык.
Язык
существует ( Философы в таких случаях говорят: "Язык реализует себя".) в виде слов, предложений, разговора, мышления, мысли и тождественен со всеми ими.10.4.2. Для общества и человека значение языка на столько очевидно, что уже в библейские времена Слово, Речь, Язык провозглашались Демиургом, Творцом мира и всего, что в нём находится. Общеизвестно , что Библия начинает свои повествования с самого начала - с рассказа о том, кто и как сотворил мир. Здесь мы читаем, что Бог творил мир... Словом, Языком. Создавая мир, Бог ничего не делал в физическом, материальном понимании слова "работать". "создавать" или "творить". Его работа сводилась только к провозглашению слов: "Да будет свет!", "Да будут светила на тверди небесной!", "Да произрастит земля...", "Да произведёт вода..." И так продолжалось все 6 дней творения: Бог говорил - и всё создавалось по его Слову.
Имея в виду повествование о шести дней творения, библейский царь, пророк и составитель псалмов Давид говорит: "Словом Бога небеса составлены... Он сказал - и так сталось, он повелел - и появилось" (Псалом 32:5-6). Развивая эту же мысль, первоверховный апостол Пётр писал: "Словом Бога небеса и земля составлены... А нынешние небеса и земля содержатся тем же Словом" (1 Петра, 3:5-7). Возлюбленный ученик Иисуса Христа, апостол Иоанн, свой рассказ о появлении на земле Сына божьего начинает таким глубоко мудрым Предисловием (Прологом): "Слово есть предвечным. Оно неотлучно от Бога, оно само является Богом. Все существующее получило свою жизнь от Слова, ибо ничего из того, что существует не получило своего существования без него. В Слове пульсирует жизнь, а это - свет для людей. Свет во тьме сияет и тьма его не может поглотить... (Слово-Христос) и был тем настоящим светом, которое просвещает всякого приходящего в мир человека... (В образе Иисуса Христа) Слово стало телесным человеком, который пребывал среди нас. А мы удостоились видеть его славу - славу Единородного Бога, который был преисполнен благодати и истины... Бога никто, нигде и никогда не видел, - Бога явил нам Единородный Сын божий, который пребывает в лоне Бога Отца".
В последней книге Библии, в Апокалипсисе, пророчится, что во время Второго пришествия на землю (во время Армагеддону, в день Страшного суда) Иисус Христос будет действовать под именем "Слово божее" (Апокалипсис, 19:11-13).
Не только Библия, но много выдающихся философов, целые философские школы и направления, сами были убеждены и других убеждали, что Слово, Речь, Язык предшествуют всему и творят всё; что они есть всем и всё. Знаменитый диалектик древности Гераклит олицетворял слово (логос) и призывал своих слушателей: "Не мне, а Логосу внимайте!" Для него, как и для многих последующих философов, Логос (Слово) было высшим Законом природы, высшим проявлением Истины. Что же касается материального мира, то значительная часть философов провозглашали его мионическим началом, иллюзией, которые создаёт наше сознание, мышление.
10.4.3. Личность каждого пришедшего в мир человека - единственная и неповторимая. Она проявляется только в единстве и неповторимости сознания, а отсюда - мышлении и языке каждого отдельного человека. А поэтому расширение, углубление и обогащение языка человека - это одновременно с этим расширение, углубление и обогащение его личности. Проследите за своей речью и за речью своих коллег-студентов. Каждый из вас сразу ж заметит, что наш духовный рост автоматически отражается на нашем языке. И наоборот, новые слова, определения, чёткость и шлифовка языка сами по себе ( тоже - автоматически!) положительно сказываются на нашем духовном росте. Если верно утверждение: "Скажи мне, кто твои друзья, а скажу тебе, кто ты такой", то ещё более верным будет утверждение: "Дай мне послушать твою речь, а я скажу тебе, кто ты есть и что из себя представляешь".
Слова, язык могут не только усовершенствовать личность человека. Гнилые слова, испорченный язык портят не только личность, а и судьбу человека. Сказанное мне хочется обосновать не философскими рассуждениями и педагогическим наставлениями, а рассказом о поучительной встрече с известной болгарской "провидицей" Вангою. Расскажу об этом так, как оно было записано сразу после события.
Ванга о влиянии гнилых слов на судьбу человека
.В Болгарии у меня есть друзья, с которыми я не один раз отмечал их государственный праздник 9 сентября - День освобождения Болгарии Советской армией от фашистского порабощения. Когда приехал к болгарским друзья в 1990 году, то годовщины 9 сентября Болгария, по известным причинам, уже не отмечала. У меня, таким образом, образовалась пауза, которую я решил использовать для возможной встречи с Вангой - известной и в нашей стране "провидицей".
Приехали. Только возле дома Ванги я узнал, что "провидица" посетителей не принимает. Во-первых, у неё ухудшилось самочувствие, а во-вторых - для Ванги 9 сентября осталось Великим праздником и ... нерабочим днём.
Можно было купить фотографию Ванги и возвращаться в Софию. Все прибывшие, как и я, платили 13 левов и 13 стотинок за цветную фотографию 18х13, но не расходились. Каждый рассчитывал каким-нибудь образом пробраться до Ванги или хотя бы увидеть её. Я - не лучший и не худший других - рассчитывал на это же.
- Неужели в день Великого государственного праздника Ванга не захочет, чтобы в её доме побывал руснак? - попробовал я издалека.
- Здесь есть руснаки кроме вас, - отразили моё наступление помощницы Ванги.
- Но может быть у нее ни разу не было руснака на редкостное имя Евграф? - не унимался я и пошёл напролом...
От предыдущих поездок в Болгарию у меня сложилось впечатление, что для болгарина руснак (русский, советский славянин) - прямой потомок того россиянина, который в 1877-1888 годах заплатил своей кровью за освобождения Болгарии от многовекового турецкого порабощения. Генерал Скобелев, офицер Гурко, перевал Шипка, город Плевен - святые имена и места для болгарина. Остатки погибших воинов русско-турецкой войны в Болгарии собраны в застеклённые хранилища (костницы) и до сих пор сохраняются как большие национально-патриотический святыни. Болгары ценят нас больше, чем мы ценим сами себя. А иметь в праздничный день у себя дома руснака - это настоящее счастье для простого болгарина.
Мои расчеты увенчались успехом. Ванга в самом деле уступила "редкостному имени". Через некоторое время её помощницы вышли и передали слова самой Ванги:
- Руснака с таким именем у меня ещё не было. Пусть зайдёт. Только предупредите его, чтобы он, как то делают его соотечественники, не "вытягивал" из меня злых пророчеств о России.
- Буду молчать, как рыба, - пообещал я.
- О, нет-нет! Молчать не надо. Ванга обидится. Поговорите с ней как равный с равной по тем вопросам, которые вас беспокоят.
- О чём поговорить?! Подскажите! - почти завопил я.
- А это уже - ваше дело, - спокойно ответили мне её помощницы. - Если у Вас нет о чём говорить, то зачем Вам встреча с Вангой? Если уже купили фото, то идите себе с Богом.
- Нет-нет! - встрепенулся я. - У меня есть о чём поговорить с Вангой, есть о чём посоветоваться с ней.
- Тогда пошли. Чувствуйте себя свободно. Ванга в совершенстве понимает русскую речь, хотя и говорит только по-болгарски.
- О! Это очень хорошо, поскольку я понимаю болгарскую речь и свободно говорю по-русски.
Переступил порог. Поздоровался:
- С праздником, сестра Ванга!
- Добре дошли, добре дошли! Спасибо за поздравление, братушка Евграф, - проговорила Ванга и протянула в пространство две сухенькие ручки.
Ванга сидела посреди комнаты на сколоченном из грубых досок стуле с высокой и широкой спинкой. Других мест для сидения в комнате не было. Я подступил ближе и протянул ей свою руку, которую она взяла своими двумя. Тогда я легонько стиснул ёё правую руку своими двумя. Вот так в четыре руки и началось наше общение. Ванга молчала. Первым заговорил я:
- Я - философ, профессор, учу и воспитываю студентов - будущих высококвалифицированных специалистов своего дела.
И опять замолчал. Без спешки, почти что речитативом, заговорила Ванга:
- А тебе нравится твоя работа?
- Очень!..
- Тогда ты - счастливый человек, если чувствуешь удовлетворение от своей работы.
- По-видимому, счастливый, - согласился я. - Хотя счастье - это такая сложная вещь...
- У тебя что-то не выходит? Что-то, как говорят у вас, "не клеится"?
- Есть и такое?
- А что именно?
- Ну, хотя бы вот что... Студенты наши - будущие интеллигенты! - сквернословят. Подходишь, к примеру, к корпусу одного из наших факультетов и фибрами души начинаешь чувствовать, что воздух здесь насыщен матюгами, как будто аэрозолями. Изо рта студента, как из туалетной трубы, фонтанируют нечистоты. Сквернослов не обращает внимания на то, что рядом стоит девушка - его будущая жена и мать его детей; что недалеко проходит преподаватель - сродни его отцу; что его словесные извержения слышит поседевшая женщина - его мать и бабушка.
Я, возможно, повысил голос, потому что Ванга отпустила мои руки, откинулась на спинку стула, её лицо побледнело. Меня жестами попросили перестать говорить. Ванга дышала прерывисто, ноздри её задрожали, и она возбуждённо заговорила:
- Братушка руснак! Я тебя очень хорошо понимаю... Я сейчас мир не вижу глазами. Я воспринимаю его только ушами, на слух. Весь мир я слышу. Гнилое слово я воспринимаю физически как что-то гадкое, мерзкое, липкое... Как удар палкой... Как будто рядом со мной кто-то стоит и блюёт... Обливает меня своей блевотиной.
Ванга вздрогнула, руками нервно вытерла своё лицо, как бы смахнула с одежды нечистоты и замолчала.
- А как же искоренять пошлость языка, - прервал я молчание.
- О! Слышу, слышу профессора и, вероятно, бюрократа. Им бы только что-то там "искоренять". Ну что же? Искореняй, искореняй, - с еле заметной иронией и улыбкой проговорила она. - А что касается меня, то именно из "искоренения" пошлости языка и началось мое до сего дня служение людям.
Ванга начала вспоминать:
- Ещё в детстве я, услышав сквернословие, в ответ читала староболгарское заклинание. И сейчас готова прочитать его в адрес словесного паскудника.
Она встала, отвернулась от меня к окну, пророчески подняла для проклятия руки и грозно заговорила по-староболгарски:
Чтобы ты всю свою жизнь пребывал В компании, на работе, в семье - В таком окружении, где Без скверного слова, мата, пере мата Не услышал ни одного предложения. Чтобы ты всю свою жизнь, Как только раскроешь рота ,Так и - матюгался. Да будут у тебя на всю жизнь Такие друзья, такая любимая, Такая жена, такие дети, Чтобы ты с ними и они с тобой Общались только скверными словами! А мать твоя и отец твой - Пусть слышат каждое твоё Паскудное слово! Аминь. |
Ванга опять села, как бы окаменела, и забыла о моём присутствии. "По-видимому, заснула", - подумалось мне. Помощники Ванги начали показывать мне, чтобы я тихонько вышел. Как только я ступил с места, Ванга вздрогнула и продолжила свой рассказ:
- Вот с того времени я и стала провидицей. Все, кто после услышанных слов моего проклятия, продолжал сквернословить, тот уже не мог остановиться до смерти. И жили они потом так, как я их прокляла.
- Это - страшно, - шепотом проговорил я сам себе.
Ванга услышала и решительно - мне показалось, со злорадством - проговорила:
- Да! Страшно! Но если твой студент не может распрощаться со сквернословием, поганит себя и воздух вокруг себя зловонными словами, то он сам готовит себе достойную только сквернослова жизнь Разве не так? И дело здесь не в моих проклятиях, а в самом сквернослове. Я ясно вижу его будущее. И оно непременно исполниться. И пусть исполняется! Страшно, но не жаль. Запомни мои слова: "Отхожее место не запахнет казанлыкской розой, и из ассенизаторной трубы не потечёт питьевая вода!"
От Ванги я вышел поражённым. Я - атеист. Я не верил и сейчас не верю во все те пророчества и чудотворения, которые приписывают Ванге. Но теперь я её немного знаю. Она прислушивается и внимательно наблюдает за людьми, к их духовному миру, к их судьбе. Всю свою жизнь она посвятила этому и помудрела. Ванга - мудрая - и всё! Мудрая - и больше ничего! А этого для неё, как и для каждого из нас, вполне достаточно.
10.4.4. В реальном мире язык существует не языком вообще, а большим количеством не повторных конкретных языков и диалектов того или иного народа, нации, племени. В общественном сознании последних конкретный язык играет более важную роль, чем та, которую он имеет в жизнедеятельности отдельной личности. Эта роль на столько значительна, что без преувеличений можно сказать: "Народ, нация, племя, род - это из собственный язык".
Национальный язык - это первейший и главнейших показатель нации. Этот показатель лежит на поверхности, он бросается в глаза, и в тоже время удерживает в себе наиболее существенные черты нации и всей национальной культуры. Таким образом, язык является, так сказать, сокровищницею и в тоже время функционирующим богатством нации.
Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной. П. В. Вяземский |
А поэтому борьба за сохранение и развитие языка - это борьба за развитие и сохранение нации.
[
Об особенностях взаимосвязи украинской нации и её языка вы уже слышали на лекциях из курса: "Украинский язык и культура".]10.4.5.
Сохранению и развитию национального языка, а отсюда - и национальной культуры - способствуют или, наоборот, противодействую ряд факторов. В разделе о гносеологии нам целесообразно будет остановиться только на одном - влияние письменности на язык.Повторяя один одного, много мудрецов прошлого единогласно утверждали: "Из всех чудес в мире наибольшим является письмо". С помощью рисунков (пиктография) и знаков (линий, клинов, узлов, иероглифов, букв) письмо, во-первых, переводит язык слышимый в язык видимый, и, во-вторых, переводит его из пребывания текущего и исчезающем сейчас времени в остановленное и постоянное пространство. Таким образом единожды родившаяся мысль материально фиксируется, получает длительное существование и открытость для последующего приобщения к ней.
Более того, будучи по своему происхождению вторичной по отношение к языку устному, язык письменный оказывает всё большее своё обратное влияние на язык первичный, устный. Со временем язык письменный становиться первичным по отношению к языку устному. Документ сейчас, например, имеет большее значение, чем устно высказанная та же мысль. События не записанные вскоре забываются или сохраняются в памяти в искажённом виде. Благодаря письменности выкристаллизовывается и унифицируется лексика и грамматика языка, вырабатываются его разные стили: разговорная речь, повествование, документ, песня, частное письмо, лекция, художественное произведение, стих и так далее. Под влиянием письменности и только благодаря ей появляются канонические образцы каждого языка вообще, как устного, так и письменного, устанавливается словарный запас. Благодаря письменности фиксируются достижения всей человеческой культуры и передаются следующим поколениям для усвоения, избавляя тем самым человечество от повторных изобретений, от повторных блужданий в поисках однажды открытой истины.10.5.
Сознание, познание, знание: общее и отличное.10.5.1. В самом общем виде сознание можно отождествить с познанием, как и познание с сознанием. Познание и сознание, оба, являются высшей формой отражения действительности. Но в сопоставлении их друг с другом легко улавливается разница между ними. Познание произрастает на почве сознания (без сознания нет и не может быть никакого познания) и в тоже время превосходит сознание, стоит над ним. А поэтому в первом приближении мы можем сказать, что познания является более высокой формой сознания.
Сознание, как и все низшие её формы отражения, включает и механическое, не выходят за рамки наличного состояния вещей и процессов. Познание же выходит за границы наличествующих вещей, наличествующих явлений, наличествующих взаимодействий. Оно, познание, выходит за рамки пространственно-временных границ отражения; может охватить действительность в органической связи с ее прошлым и будущим, за явлением пытается увидеть сущность; отразить его не только в его действительном единичном состоянии, а и в возможном и многочисленном варианте; в конкретном увидеть невидимую абстрактность. Тот, кто активно познает (в философии его принято называть субъектом познания), с тем, что пассивно познаётся ( в философии его принято называть объектом познания), находится в обратной связи, - взаимодействуют между собой на уровне физическом (материальном) и на уровне сознания (духовном). В процессе познания человек видит избирательно, целенаправленно; в процесс познания носит что-то от себя, субъективно.
Процесс познания в этом плане - это процесс активный со стороны человека и его сознания. А на уровне простого сознания процесс отражения может происходить на уровне пассивного взаимодействия, - на уровне осознания, созерцания. Если здесь и происходит познание нового, приобретение знаний, то такое познание навязывается личности внешними обстоятельствами, при которых человек познает по необходимости, по принуждению. Только в процесс познания (активности сознания) добываются новые для личности знания.
[Мы здесь не касаемся проблем активного и пассивного приобретения знаний, поскольку это проблема педагогическая, а не философская.]10.5.2. В процессе акта познания в сознание человека поступает, накопляется, обрабатывается и усваивается информация. Таким образом у человека об окружающей действительности накопляются знания. Знания - это усвоенная в сознании человека информация. Эта информация (знания) усваиваются (фиксируются) в духовной форме. Знания никаким образом не подобны ни до тех предметов и явления, о которых в сознание человека поступает информация, ни до того, каким образом эти предметы и явления отражались в сознании человека. Наши знания, например о сахаре не подобны как до материальной субстанции сахара, так и до тех ощущения сладкого, белого, твёрдого, растворимого, которые возникали в нашем сознания от этого сахара. Знания уже не являются ни явлениями материальными, ни явлениями психическими, а только явлениями мира духовного. Знания - это дух в его чистом (без примесей материального или психического) виде.
Информация, которая накопляется в сознании, вместе с её духовным содержанием фиксируется материально, прежде всего - при помощи слова, звучания, материального колебания воздуха. Таким образом знания фиксируются в естественном, разговорном, языке. Будучи материально зафиксированными, знания могут передаваться другим людям, ставать достоянием всего общества и сохранятся им. Таким образом знания приобретают общественные характеристики и общественное значение. Но знания могут фиксироваться при помощи и других материальных знаков: при помощи записанных формул, математическими графиков и таблиц, схемами, рисунками. Все эти формы фиксации знаний называются языком письменным. (Иногда его называют языком символов, языком искусственным.)
Иногда знания отождествляются с достоверными, научно проверенными сообщениями. Так иногда истолковывают знания в популярных учебниках по философии. Но это - неверные толкования. Знания и проверенные наукой или практикой положение - несколько разные понятия. Степень и мера достоверности в наших знаниях может быть разная. Я например, знаю рассказы Библии о возникновения мира, о структуре Вселенной; знаю богословскую концепцию о Святой Троице, о непорочной Деве Марии. В этих знаниях есть достоверность (Именно так пишется в Библии.) и в тоже время в моих знаниях достоверности нет, ибо Библия, сказка, богословье не дают нам сообщения об истинном положении в мире. Итак, сами знания могут быть достоверными и проверенными на практике, а могут быть неверными, ошибочными, находится в противоречии с действительным состоянием вещей и процессов. Есть различные виды знания, которые отличаются между собой не только уже отмеченными нами, но и другими признаками.
Знания, по словам, А. С. Пушкина, "сокращают опыты быстротекущей жизни". Нам достаточно получить зафиксированные в языке знания, чтобы приобрести собственный опыт без личного контакта с тем или иным предметом или явлением. Знания дают нам возможность посмотреть на мир даже с точки зрения умирающего человека, алкоголика и даже собаки, лягушки или комарика.
10.6.
Истина ее философское понимание и критерии.Для освещения философского понимания проблемы истины, мы остановимся только на двух кардинальных вопросах: 1) Что такое истина? и 2) Что выступает критерием истины? Ответом на первый вопрос служит расширенное определение понятия истины, ответом на второй - изложение методов, которые позволяют установить истинность данной мысли и отличить истинную мысль от ложной.
ИСТИНА - это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Строго говоря, концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Платону принадлежит следующая характеристика понятия истины “... тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет...”.
Аналогичным образом характеризует понятие истины и Аристотель в своей “Метафизике”: “... говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить о том, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное”.
Сторонники классической концепции истины на первых порах полагали, что определяемая ее цель - соответствие мыслей действительности - может быть достигнута сравнительно просто. Они в явной или неявной форме исходили из следующих предположений: действительность, с которой непосредственно имеет дело человек и которая является предметом его познания, не зависит от самого знания; мысли могут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью; имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют мысли реальности или нет.
Однако эта концепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра:
Проблема критерия истины не исчерпывается, однако, упомянутым аспектом. Еще древние скептики обратили внимание на то, что постановка вопроса о критерии истины приводит к парадоксу бесконечного регресса. Секст Эмпирик считал, что для доказательства истинности утверждения необходимо принять некоторый критерий истины. Однако сам этот критерий, представляющий собой метод распознания истинных утверждений, должен быть доказан на основе другого критерия истины и т. д. до бесконечности.
Классическая концепция в том ее варианте, в котором истина рассматривается как соответствие не только объективной, но и любой другой действительности, приводит к логическому противоречию, получившему название парадокс лжеца. Это парадокс, известий еще древним грекам (Эпименид, Эвбулид) состоит в следующем.
Представь себе, что я адвокат. и заявляю: "Все адвокаты - лжецы". Возникает вопрос: истинно или ложно данное утверждение? Если я, как адвокат, заявляю, что все адвокаты - лжецы, и моё утверждение является истинной, то... То. - что? Значит, и я -лжец. А если я лжец, - то моё утверждение о том, что адвокаты - лжецы оказывается правдой. Но если я, как адвокат, говорю правду, то не все адвокаты лжецы. В данном случае я из числа всех адвокатов не лжец... Одним словом мы попадаем в заколдованный круг, из которого выхода нет, ибо если я лгу, то я говорю правду по содержанию тезиса, а если я говорю правду по выводу из предложенного тезиса, то я должен лгать.
Парадокс этой проблемы заключается в тому, что в данном случае мы пытается увидеть критерий истины в самом высказывании и аргументируем истинность мысли самим содержанием мысли. Следует сказать, что парадокс "Лжец", сыграл значительную положительную роль в истории поисков критерия истины.
В каком отношении находится классическая концепция истины к современному философскому и научному понимания истины? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно сформулировать следующим образом: современное учение об истине является приемником классической концепции и вместе с тем представляет собой нечто новое. Вот на этом “нечто” мы и сосредоточим своё внимание.
Объективность истины. Вот что об этом говорит марксизм:“...понятие объективной истины характеризует такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира. Характеризуя человеческие знания она проявляется в субъективной форме. Но она характеризует человеческие знания не с точки зрения этой субъективной формы, а с точки зрения их объективного содержания”(Ленин). Из этой цитаты можно понять, что человек в своей познавательной деятельности способен установить связь логических конструкций не просто с миром ощущений, а с лежащим вне его объективным миром. И здесь важнейшее место занимает понятие практики.
Роль практики как фактора, соединяющего и сопоставляющего человеческие знания с объективным миром, проявляется в том, что она выступает, с одной стороны, как материальная деятельность, формирующая объективный предмет познания путем выделения определенных свойств объективного мира, а с другой - как деятельность, формирующая субъект познания. Таким образом, - это не просто соответствие мыслей объективному миру, а соответствие мыслей объективному миру, заданному через практику (при том, что эти “мысли” тоже должны отвечать определенным критериям, но об этом дальше).
О качестве вещей, предметов материального мира, о том, что они собой представляют, можно судить лишь по тем свойствам, в которых эти качества проявляются. Но свойства данного предмета можно выявить через его взаимодействие с другими предметами. Причем от характера этого взаимодействия зависит то, какие именно свойства предмета выявляются. Именно эти свойства и составляют сформированный практикой предмет наших утверждений о внешнем мире, предмет объективной истины.
Относительность и абсолютность истины.
В философии принято ещё различать Истину абсолютную и Истину относительную.
Относительная истина - это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Приближенность и неполнота - специфические свойства относительной истины. Если мир представляет систему взаимосвязанных элементов, то отсюда следует, что любое знание о мире, абстрагирующееся от некоторых его сторон, будет заведомо неточным и огрубленным. Поскольку человек не может познать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других, постольку приближенность внутренне присуща самому познавательному процессу.
С другой стороны, предпринимаются поиски абсолютной истины в рамках знаний конкретных, а то и единичных фактов. В качестве примеров вечных истин обычно фигурируют предложения, представляющие собой констатацию факта, например: “Наполеон умер 5 мая 1821 года”. Или скорость света в вакууме равна 300000 км/с. Однако попытки применения понятия абсолютной истины к более существенным положениям науки, например ко всеобщим законам , оказываются безуспешными.
Таким образом, возникает своеобразная дилемма: если абсолютная истина рассматривается как абсолютно полное и точное знание, то она лежит вне пределов реального научного познания; если она рассматривается как совокупность вечных истин, то понятие абсолютной истины неприменимо к наиболее фундаментальным видам научного знания. Дилемма эта - результат одностороннего подхода к проблеме, выражающегося в том, что абсолютная истина отождествляется с видом знания, обособленного от относительной истины. Референт понятия “абсолютная истина” раскрывается только в процессе развития научного знания. Он состоит в том, что при переходе научного знания от ступени к ступени, например от одной теории к другой, старое знание не отбрасывается полностью, а в той или иной форме включается в систему нового знания. Именно это включение, преемственность, характеризующая истину как процесс, и составляет содержание понятия абсолютной истины. Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Абсолютная истина проявляется в росте знания.
Попытаемся проиллюстрировать это примером. Так, впервые гипотезу о том, что материя состоит из атомов, высказал Демокрит за 5 веков до нашей эры. Он предполагал, что атомы представляют собой нечто вроде неделимых упругих комочков материи. Даже в этом весьма относительном по своей истинности представлении имелись элементы абсолютной истины. "Атомы материи" действительно существуют. Кстати, мнение Демокрита об атомах, как неразрушимых мельчайших частичках материи на протяжении двух тысячелетий способствовало научному постижению природы и продержалось в науке вплоть до конца 19 столетия. Так, даже величайший английский учёный Исаак Ньютон утверждал, что атомы настолько прочны, что они в виде твёрдых комочков существуют вечно. Последующее развитие физики не отменило и не отменит этого элемента абсолютной истины. Но в этой относительной истине имелись элементы заблуждения, например мысль о неделимости атома, представление о нем как об упругом твердом теле и т. д.
Новая картина строения атома была создана Д. Томсоном, согласно которой он состоит из положительно и отрицательно заряженных электронов. В этой также относительно истинной картине строения атома нельзя не заметить новых элементов абсолютной истины, которые последующими открытиями не были поколеблены или отменены. Таково утверждение: “атом состоит из положительно и отрицательно заряженных частиц”. Но в модели Томсона было много элементов заблуждения, которые не были подтверждены последующим развитием науки. Таково, например, предположение о существовании в атоме положительных электронов.
Третий этап развития представлений об атоме - модель Резенфорда-Бора, согласно которой атом состоит из атомного ядра и вращающихся вокруг него электронов. В этой модели, в целом более точной, чем предшествующие, имелись новые элементы абсолютной истины. Такими моментами являлись: представления о малых размерах ядра и электронов сравнительно с размером атома, об излучении света как результате перехода электронов с одного энергетического уровня на другой и т. д. Отменить эти утверждения последующее развитие науки не может, поскольку они абсолютно точно отобразили определенные стороны строения атома. Но и в теории Бора содержались и элементы заблуждения. Например, заимствованное из классической механики представление об электронах как только частицах весьма неточно и поэтому в определенном смысле также неверно. Сам Бор от этого представления охотно отказался, как только была создана квантовая механика.
Картина атома в сегодняшней физике несравненно более точна и полна, чем в теории Бора, и поэтому в ней содержится больше элементов абсолютной истины. Но нет сомнений также в том, что современная картина атома будет изменяться, уточняться, конкретизироваться, что в ней будут обнаружены в последующем неточности и элементы заблуждения, о которых мы сегодня не знаем.
Подведём итог сказанному. Относительный и абсолютный моменты в истине неразрывно взаимосвязаны: с одной стороны, в относительной истине всегда есть элементы истины абсолютной (частной), с другой стороны, в процессе развития человеческих знаний из истин относительных складывается абсолютная (общая) истина.
Научная истина.
Научная истина - это знание, которое отвечает требованиям двоякого рода: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. К этим критериям относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и пр. Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться.
И, наконец, самый главный критерий истинности знания -
практика.Практика как критерий истины.
Одной из основных причин неудач решить проблему критерия истины была исходная установка, ориентирующая на возможность решения данной проблемы в рамках системы знаний. Эту установку можно сформулировать следующим образом. Если у нас имеется система знаний, претендующая на описание объективного мира, то мы можем узнать о ее соответствии своему предмету, изучая лишь свойства самой системы. Но как оказалось на практике, что на математическом уровне доказано австрийским учёным Геделем, проблему доказательности истины нельзя решить, не выходя за пределы теоретичеких знаний. Но эту мысль на философском уровне высказал ещё в первой половине 19 столетия Карл Маркс в своих “Тезисах о Фейербахе”. Здесь от подчеркнул, что вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, не может быть решен в рамках самого мышления. В науке подобного рода запреты играют чрезвычайно важную роль. В качестве примеров можно указать на невозможность доказательства пятого постулата Эвклида, установленную Лобачевским; невозможность доказательства непротиворечивости формальной системы типа арифметики в рамках самой этой системы (теорема Геделя) и т. д.
Пренебрежение такими запретами приводит не только к бесполезным поискам доказательств, но и к различного рода паралогизмам. Так, попытки доказательства пятого постулата Эвклида были сопряжены с тем, что наряду с аксиомами, из которых якобы следовал этот постулат, принимались допущения, эквивалентные самому пятому постулату. Оказалось, что для научной аргументации истины, нужно выйти за пределы чистой (теоретического изложения) науки. Для этого наши знания надо сопоставлять с их "оригиналом". Формой такого выхода и сравнения знания с объектом является практика - материальная деятельность людей.
Если попытаться дать краткую характеристику функции практики как критерия истины, то это будет выглядеть примерно так. В практике происходит материальное воплощение знаний, которые подлежат проверке. Вместе с тем практика является объективным феноменом, принадлежащим материальному миру и функционирующим в соответствии с его законами. Эта двуединая (дуальная) природа практики обеспечивает ей роль критерия истины: знания о реальном мире, воплощенные в практике, контролируются законами этого мира.
Здесь следует выделить два момента:
1. Чтобы установить соответствие знаний объективному миру, необходимо сопоставить знания с самим объективным миром. Как это сделать? В гносеологическом плане мысль противоположна своему предмету. Она представляет собой идеальную конструкцию, информационную модель изучаемого объекта. Чтобы сопоставить мысль с объектом, необходимо сделать их однопорядковыми. Это достигается в процессе материального воплощения мышления в человеческой практики. Именно практика снимает гносеологическую противоположность материального и идеального. Выше мы говорили, что идеальное по своему происхождения является продуктом мышления, а само мышление порождается благодаря определённо материальной структуре - коре головного мозга. Конечно, повторимся, знание в языковой форме не сводится к какому бы то ни было материальному образованию. Языковая форма выступает в качестве материального кода идеального содержания - мысленных объектов, которые репрезентуют объекты материального мира.
Совершенно иным является материальное воплощение знаний в практике. Здесь материальное выступает уже не в качестве кода, фиксирующее идеальное содержание, а как реализация этого содержания. По существу, знание здесь утрачивает статус идеального явления. Оно становится явлением материального мира. Технические и технологические процедуры человеческой деятельности становятся основной формой, реализующей знания.
2. Практика, включенная в систему взаимодействия с объективным миром, сама оказывается подчиненной законом этого взаимодействия. Это обстоятельство обусловливает возможность выполнения практикой критерия истины. Являясь, с одной стороны, воплощением знаний о материальном мире, а с другой - частью этого мира, подчиненной его законам, практика самим процессом своего функционирования осуществляет проверку истинности знаний. Если человек в своих знаниях правильно выразил сущность законов реального мира и построил свою деятельность в соответствии с этими законами, то практика как объективный процесс, контролируемый указанными законами, оказывается эффективной. Ее эффективность проявляется в том, что она осуществляется в соответствии с идеальным планом и осуществляет этот план. Напротив, если представления человека не соответствуют законам объективного мира и если практическая деятельность построена в соответствии с этими представлениями, то законы объективного мира сделают практику неэффективной - неэффективной в том смысле, что она не сможет осуществить идеальный план. Грубо говоря, если самолет, построенный в соответствии с теорией аэродинамики и сопромата – летает, то можно сделать заключение об истинности этих знаний.
И еще кое-что. Агностики утверждают, что человек никогда не сможет познать действительную структуру мира, ибо он (человек) имеет дело только с чувственным опытом, но не с объективным миром самим по себе. Б. Рассел писал в своей книге “Человеческое познание, его сфера и границы”: “Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне”. Он почти дословно повторил Юма, который рассуждал примерно так. Все то, что я имею, - это чувственные восприятия, а откуда эти чувственные восприятия появились, я не знаю и не могу знать. Возможно, за чувственными восприятиями скрываются вещи, как уверяют материалисты. Но возможно и другое: эти восприятия возбуждает во мне Бог, как уверяют идеалисты. Эта аргументация может показаться неуязвимой. Действительно, человек обречен иметь дело только с миром, данным ему в ощущениях. Поэтому его знания, казалось бы, могут относиться не к объективному миру, а только к чувственному опыту. Однако человек не просто созерцает внешний мир. Своей деятельностью, в которой воплощены его знания о мире, он “входит” в объективный мир, становится частью последнего. И законы этого мира контролируют правильность его представлений о мире, на основе которых строится его деятельность. Именно тот факт, что за всю свою длительную историю человек сумел приспособиться к внешнему миру, выстоять в борьбе за существование, выжить биологически, свидетельствует о правильности выработанных им представлений о мире. Эта оценка была вынесена самими законами внешнего мира и получить ее человек смог только через свою материальную деятельность - практику.