КОНДРАШИН Игорь Иванович

Верующие и атеисты - кто праведней?

Вот уже долгие столетия идет спор между теми, кто молится Богу, Аллаху, Буде, Яхве и теми, кто считает это предрассудком. Каждая сторона убеждена в своей правоте и в том, что противоположная находится в заблуждении. Кто же из них прав?
Для начала сделаем некоторые пояснения. “Праведным”, согласно Владимиру Далю, можно назвать человека, оправданного житием, правдивого на деле, без пороков. Возникает вопрос:
где больше таких людей - среди верующих или атеистов?
Прежде всего, необходимо учесть, что в мире существует более 400 теистических версий, и лишь одна атеистическая (от франц. atheisme -безбожие < от греч. а - отрицание и theos - бог). Вместе с тем, атеизм бывает двух видов, как, в общем, и верование в того или иного бога. Поэтому подойдем к этому вопросу со строго научной точки зрения.
Начнем с того, что все знания о любом предмете вообще на пути к истине с течением времени проходят последовательно 4 фазы:
0) неведение о предмете -> 1) первое представление о предмете понятия -> 2) более углубленные знания (относительная истина) -^ 3) полные знания (абсолютная истина).
Сам предмет верования, как один из важнейших аспектов человеческого сознания, включает в себя, прежде всего, два направления знаний. Это представления о внешнем и о внутреннеamp;м мирах, которые великий Кант сформулировал как “звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Иными словами, это знания:
А. О мироздании;
Б. О системе ценностей, на основе которой вырабатываются нормы поведения.
Исходя из этого, предмет верования в течение последних тысячелетий и веков развития человечества претерпел следующие изменения:
Полное неведение. Относится к периоду, когда первобытные люди гонялись за мамонтами и вопрос о том, как устроен мир, их совсем не занимал. Система ценностей была самой примитивной, фактически варварской. Соответствующими были и нормы поведения, да и сознание в целом. Этот период можно смело назвать примитивным атеизмом. 1) Первое представление о предмете. Устройство мира стало пониматься в разных вариантах как земной диск на трех слонах, китах и т.п. Система ценностей стала приобретать первые очертания, как действительно система, и в соответствии с ней строились нормы индивидуального и общественного поведения. Для этого периода характерно многобожие (бог солнца, бог воды, бог вина, бог войны, бог любви и т.д.) и множественность религий, известных как языческие. Языческие верования явились шагом вперед в сравнении с периодом теистического невежества. 2) Фаза относительной истины - просвещенное верование. Устройство мира, созданного неким мифическим творцом, “создателем”, приобрело вначале геоцентрическую модель (автор - Птолемей, I век н.э.), а затем, благодаря Копернику, Галилею и Кеплеру - гелиоцентрическую (XV-XVII в.в.). Онтологическая модель зиждилась на двух глобальных категориях: пространстве - времени. Система ценностей еще более упорядочилась, к ней добавилась и система пороков (знаменитые 10 заповедей христианства и пр.).
В качестве подтверждения подобного методологического подхода следует упомянуть работу Канта “Религия в пределах только разума”, вышедшую в 1794 году, в которой философ предложил подход к осознанию сущности религии, также исходя из принципа историзма.
Прежде всего Кант выделил первоначальное, безрелигиозное состояние общества. На этом этапе развития человечества, по его мнению, начали зарождаться нравственные требования, скрепляющие общество.
Затем Кантом выделен несовершенный тип религии, “богослужебный”, когда люди пытались получить благосклонность, заступничество Бога путем почитания его, выполнения обрядов, действуя по правилу: “Я - Тебе свечку, Ты - мне благо”. В этот период развития общества человек стремился стать благополучным, счастливым не столько своими силами, не делаясь лучше, сколько рассчитывая на чудо.
Третий этап — это религия разума, это чистая вера в добро, уверенность в своих возможностях стать моральным существом, умение не перекладывать ответственность на высшие силы. Тогда священник для всех - это уже как наставник, а церковь - место для полезных поучений, добрых наставлений. “Религия, - писал он, - есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей”. К числу обязанностей по отношению к другим людям он относил любовь и уважение. Пороками, которые противостоят уважению, являются высокомерие, злословие и издевательство. Особенно подчеркивал Кант дружбу между людьми, основанную на взаимной любви и уважении. Он полагал, что добродетели необходимо учить и начинать это делать надо с ранних лет, наставляя ребенка в моральном катехизисе.
Политеизм просвещенного верования стал более регламентированным и организованным, более укрупненным. Теперь соперничество шло и до сих пор идет между несколькими основными религиями — христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом, хотя и в них существуют непримиримые между собой разветвления: католичество, протестантство, православие, шииты, сунниты, ваххабиты и т.п.
Просвещенное верование явилось следующим шагом вперед в развитии человечества по сравнению с периодом языческого верования.
3) Последней фазе знания - абсолютной истине — соответствует
просвещенный атеизм. Теория о мироздании, соответствующая ему, отвергает любого вида “творцов” и основывается только на объективных законах развития материи. Онтологическая модель приобретает более полный и законченный вид и базируется на движении в трех глобальных категориях: в пространстве - времени - качестве. Зарождение Вселенной вместо варианта “Большого взрыва” все более тяготеет к теории ее эволюционного развития. Система ценностей и пороков значительно обогащается, умножается по сравнению с христианской или системами других религий. Исходя из нее, теперь можно назвать не 10, а 110, 1110 заповедей, о которых в библиях и коранах не говорится ни слова (например, не кури, не употребляй наркотики, не будь алкоголиком, не давай и не бери взятки, не будь невеждой, не выражайся нецензурно, учись и воспитывай детей и окружающих, заботься о семье и доме, уважай старших, почитай родителей, и многое, многое другое).
Кант довольно определенно высказался о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал: “Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять”. Все существовавшие в истории религии Кант рассматривал как виды ложного богопочитания. Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более.
Просвещенный атеизм является вершиной теистического развития любого человека. Этот последний шаг к абсолютной истине одинаков в развитии всех теистических версий, как разные стороны пирамиды смыкаются в одной точке и имеют одну общую для всех вершину. Именно поэтому только этот последний для всех религий шаг способен объединить все человечество на весь посттеистический период.
Таким образом, в области верования, исходя из изложенного, тот или иной человек, хочет он того или нет, находится в одной из фаз развития его знания: примитивный атеизм - примитивное (языческое) верование - просвещенное верование -> просвещенный атеизм. По этой же цепочке, по мере развития в нем добродетели и искоренения пороков, идет и возрастание его “праведности”.
Просто отрицать бога - это примитивный, вульгарный (а иногда и воинственный) атеизм, т.е. уровень сознания соответствующий периоду до начала любого верования. Только еще большее просвещение, большие знания делают из просвещенного верующего настоящего просвещенного атеиста. Получить и владеть знаниями большими, чем просвещенные верующие, пользоваться более полной таблицей ценностей и пороков, только таков путь к более развитому сознанию, а с ним и к просвещенному атеизму.
В отличие от вульгарного просвещенный атеизм не отвергает, не уничтожает просвещенное верование, а возвышается над ним, относясь к нему как к очередному историческому этапу, необходимой ступени в развитии сознания человека и человечества в целом. Просвещенное верование со временем станет таким же историческим прошлым, как и языческое верование. Просвещенный атеизм не вместо просвещенного верования - он над ним, он его продолжение. Стать просвещенным атеистом можно лишь, познав и поняв просвещенное верование, а поняв, возвыситься над ним в еще большем развитии. Поэтому Ленин, Сталин, Молотов, Хрущев и т.п. - это вульгарные атеисты, Спиноза, Фейербах, Бальзак, Лаплас, Бехтерев, Нильс Бор, Бертран Рассел и т.д. - напротив, просвещенные.
XXI век и далее - это время массового, все более возрастающего перехода человечества к просвещенному атеизму.
Так что сопоставьте ваши знания с приведенными, т.е. какой фазе развития общечеловеческих знаний они более всего соответствуют, и вы поймете, какое расстояние вы преодолели от невежества к просвещению и совершенству, от вульгарного атеизма к просвещенному, насколько вы добродетельны и непорочны, насколько вы праведны. Так что удачи вам.


"Научный Атеизм" 2000