Правовые основы свободы совести

Нормы международного права

Устав Организации Объединенных Наций (от 26 июня 1945 года)
ст. 55: <...> Организация Объединенных Наций содействует:
<...> с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Всеобщая Декларация Прав Человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года)
Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Ст. 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года, ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР, Россия - правопреемница)
Ст. 18. 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.
2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.
3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Статья 19. 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Устав Совета Европы
Ст. 3. Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами...

Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года, ратифицирована Российской Федерацией)
Ст. 9.
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.
2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Ст. 10.1. Каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. <...>
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года)

Статья 12.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Статья 14.
1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли. Совести и религии.
2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 24.
2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:<...> f) развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.
Итоговый документ Венской встречи 1989 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (подписан 10 января 1989 года представителями государств-участников СБСЕ)
Принципы
16. С целью обеспечить свободу личности исповедовать религию или веру государства-участники будут среди прочего:
<...> 16.2. - способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими.

Решения Европейского суда по правам человека

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод решения Европейского суда по правам человека имеют для государств - участников Конвенции прецедентную силу, т.е. силу закона (вне зависимости от того, в отношении какого государства вынесены данные постановления).

Решением по делу “Оупен Дор” и “Даблис Уелл Вумен” против Ирландии (Series A, No. 246-А от 29 октября 1992 года) признано, что Постановление Верховного суда Ирландии от 16 марта 1988 года, которым было запрещено агентствам - заявителям и их сотрудникам консультировать беременных женщин в Ирландии о совершении абортов, нарушает ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право получать и распространять информацию без вмешательства государства).

Решением по делу “Коккинакис против Греции” (Series A, No. 260-А от 25 мая 1993 года), вынесенным в связи с жалобой последователя Свидетелей Иеговы г-на Коккинакиса на решения национальных судебных инстанций, осудивших его к заключению и штрафу за “прозелитизм” в отношении православных христиан, установлено нарушение ст. 9 Европейской конвенции в действиях греческих властей. При этом Суд указал, что “свобода совести, мысли и религии является одной из основ демократического общества - одним из его жизненно важных элементов, формирующих личность верующих и их концепцию жизни. Но это также ценность для атеистов, агностиков, скептиков и безразличных. Религиозная свобода подразумевает свободу проявлять свои религиозные убеждения не только в своем собственном сообществе, “публичным образом” и в кругу людей, которые разделяют веру, но также “индивидуально”, “частным порядком”, включая в принципе право пытаться убедить ближнего.

Решением по делу “Кьедсен, Буск, Мадсен и Петерсен против Дании” (Series A, No. 23 от 7 декабря 1976 года) не выявлено нарушения права родителей на то, чтобы образование и обучение детей осуществлялись в соответствии с их религиозными и философскими взглядами, при введении в Дании Законом от 27 мая 1970 года обязательного образования в области половых отношений. Заявление в Европейский суд было подано родителями на основании статьи 2 Протокола 1 к Европейской конвенции, гарантирующей права родителей при выборе образования для детей. Суд подчеркнул, что “государству воспрещается следовать доктринам, которые могли бы рассматриваться как не уважающие религиозные и философские убеждения родителей”. Однако в датском законодательстве Суд не обнаружил попыток индоктринации, имеющих цель навязать определенное половое поведение, и нарушения прав родителей преподаванием основ полового поведения не было установлено.

В решении по делу “Хендисайд против Соединенного Королевства” (Series A, No. 24, от 7 декабря 1976 года) отмечалось, что “свобода выражения мнения представляет собой одну из главнейших основ демократического общества, одно из основных условий для его развития и для развития каждого человека <...> Она применима не только к “информации” или “идеям”, которые получают положительный отклик или рассматриваются как неоскорбительные или нейтральные, но и к тем идеям, которые для государства или любой части его населения являются оскорбительными, шокирующими или нарушающими спокойствие. Таковы требования плюрализма, толерантности и терпимости, без которых не может существовать демократическое общество.”

Мнения Европейской комиссии по правам человека
В настоящее время компетенция Комиссии передана Суду. Решения Комиссии обязательны для стран - участниц Конвенции.

Государство не может вынуждать какое-либо лицо оказывать финансовую поддержку государственной церкви через налоговые платежи или иным образом (Решения No. 9781/82, 11581/85).

Статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод не предоставляет защиту заявлениям, претендующим на религиозные убеждения, которые, как представляется, являются рекламными “аргументами” продавца в объявлениях чисто коммерческого характера, распространяемых той или иной религиозной группой (Решение No. 7805/77).

Конституция Российской Федерации

Статья 13.
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Статья 14.
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 19.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от <...> отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. ...

Статья 30.
1. Каждый имеет право на объединение ... Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.



Законодательство Российской Федерации

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года)
Статья 14. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” (от 24 июня 1981 года):
Статья 16. Свобода совести.
Иностранным гражданам, находящимся в СССР, наравне с гражданами СССР гарантируется свобода совести.
Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Закон РФ “Об образовании” (от 10 июля 1992 года N 3266-1в ред. Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ)
Статья 1. Государственная политика в области образования
<...> 5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
<...> 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании <...>

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” (от 5 июля 1995 года, в ред. Федерального закона от 18 февраля 1999 года N 35-ФЗ)
Статья 5. Принципы государственной службы
Государственная служба основана на принципах:
... 11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
<...> 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (от 9 октября 1992 года N 3612-1, в редакции Федерального закона от 23 июня 1999 года N 115-ФЗ)
Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Федеральный закон “О статусе военнослужащих” (от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.1999 N 229-ФЗ)
Статья 8. Свобода совести и вероисповедания
1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.
4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.
5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и
общественными объединениями
<...> 2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. <...>

Комментарии к законодательным актам

Из Комментария к Конституции Российской Федерации, подготовленного Институтом законодательств аи сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Москва, 1994)

“Как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом <...> государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной официальной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.
<...> государственные учреждения образования и воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий, а также неверующих, что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.” (стр. 45).

Из Комментария Конституции Российской Федерации под общей редакцией директора Института государства и права РАН Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова (Москва, 1994)
“... в условиях отделения религиозных объединений от государства следует признать серьезным нарушением этого конституционного принципа практику организации богослужений в государственных учреждениях и на предприятиях (например, освящение зданий, выпускаемой продукции, рабочих мест и т.п.), помещение в них икон или иных предметов религиозной символики, религиозные благословения лиц при занятии государственных должностей, финансирование деятельности религиозных объединений за счет государственных средств и т.д.”


Материалы подготовил
Лев Левинсон,
ответственный секретарь Постоянной палаты
по правам человека
Политического консультативного совета
при Президенте Российской Федерации,
ответственный секретарь Общественного комитета
защиты свободы совести
им. Льва Толстого


"Научный Атеизм" 2000