ИСТОЧНИК: Независимая газета - НГ Религии
ДАТА: 26.04.2000
НОМЕР: 8 (54)
АВТОР: Наталья Савицкая
ЗАГОЛОВОК: Нечто единое для всех


Министр общего и среднего образования Владимир Филиппов хочет привлечь к воспитанию молодежи представителей всех конфессий
- Владимир Михайлович, предметом нашего разговора будет договор о сотрудничестве между Минобразования и Московской Патриархией РПЦ. Могли бы вы для начала пояснить, чем вызвано принятие подобного документа?
- Многие конфессии мира главной задачей видят воспитание своих прихожан. Касается ли это православной, мусульманской и других религий. В вопросах воспитания детей, я думаю, мы могли бы найти с представителями этих конфессий много общего. Говорят, что даже принципы Кодекса строителя коммунизма заимствованы и переработаны из Библии. Поэтому мы и заключили договор с нашей Патриархией как с наиболее крупной, но, что очень важно, только - как с первой. Потому что сейчас такое же соглашение у нас готовится в рамках сотрудничества Министерства образования с Союзом мусульман России. Наше внимание сегодня приковано к вопросу воспитания детей и молодежи - ведь образование включает в себя не только обучение, но и воспитание.
- В этом документе рассматривается вопрос об осуществлении экспертизы религиозных программ и литературы. А кто будет осуществлять эту экспертизу?
- Создан совет, который будет, в свою очередь, образовывать рабочие комиссии по разным направлениям. Кроме того, будут созданы совместные комиссии по религиозному образованию (при участии Патриархии и Минобразования), и они уже будут смотреть, не вредна ли такая литература для подрастающего поколения, для его здоровья, для его нравственного воспитания. Вот с этих позиций и будет подвергнута тщательному рассмотрению такая литература. Не секрет, что в последнее время в России появился ряд сект, которые, как показывают последние события, усиленно проповедуют самосожжение детей и так далее. Чтобы не допускать подобного рода явлений, мы и должны оценивать то, что они предлагают.
- Если можно, остановитесь на этой проблеме чуть поподробнее. Какие секты вы относите к деструктивным?
- Я не готов сейчас ответить на этот вопрос. Если нужно, составлю список. На этот вопрос вам довольно подробно может ответить Патриарх.
- В документе идет речь о противодействии распространению в школьной среде наркотиков, табакокурения... Не предполагаете ли вы запретить в школе курение?
- Запретить никто сейчас школе ничего не может. Решение такого рода вопросов находится в компетенции совета школы. Если совет школы (в лице родителей) решит запретить что-то, то это решение должно быть обязательным для этой школы. По нашему закону об образовании мы приказать не можем. Вопрос в том, хотим мы или не хотим запретить курить в школе? Ясно, что да. Но для этого мы должны изменить закон об образовании. А потом мы сможем в рамках этого закона диктовать школе, какие учебники вводить, какую форму носить, курить или не курить. Но сегодня такого закона нет. Так что это скорее гипотетические возможности. Поэтому в предложенном договоре заключено соглашение о совместной работе в этом направлении. Какие силы при решении этого вопроса нам использовать? Я подчеркиваю, не административные, установленные в рамках закона. Мы их обязаны выполнять, а дополнительные, общественные. И поэтому этот договор, строго говоря, является общественным договором.
- Когда читаешь документ, складывается впечатление, что Церковь берет на себя право законодательной инициативы, так ли это?
- Нет, конечно. Она и не планирует этого, и не имеет права. У нас в законодательстве записано, кто имеет право законодательной инициативы. Более того, и Министерство образования не имеет такого права. Мы не можем внести законопроект в нашу Думу. И ни одно министерство Российской Федерации такого сделать не может. Только правительство России.
- Так какие же мероприятия вы намерены провести вместе с РПЦ?
- Мы намерены провести серию совместных мероприятий, в рамках которых предполагается разъяснять, что такое здоровый образ жизни. Здесь мы можем объединить наши усилия. Нам надо воздействовать на наших детей в первую очередь через родителей. А в сотрудничестве с представителями самых разных конфессий выход на родителей в значительной мере облегчен.
- В этом же документе речь идет о подготовке и переподготовке учителей и их "духовном просвещении". Что имеется в виду под словом "духовное просвещение" и каким образом оно будет осуществляться?
- Духовно-нравственное просвещение. Воспитание тех ценностей, о которых мы с вами говорили выше. Кто-то называл их заповедями коммунизма, кто-то - заповедями христианства. Ситуация осложнена тем, что сегодня некому все эти ценности передавать детям. Раньше для воспитательных целей существовали целые идеологические отделы ЦК. Были определенные формы и методы работы в этом направлении. Сегодня нужны специальные разработки, как это делать учителю и педагогу. Эти подходы в воспитании духовности тысячелетиями воспитывались Православной Церковью. Так почему же нам не объединить наши усилия в решении вопросов: как работать учителям с родителями, как нашим педагогам работать с детьми? Почему же нам не использовать тот опыт, который есть у Православной Церкви и других конфессий в духовном воспитании народа?
- Кто войдет в учебно-методические объединения, которые вы планируете создать для выработки госстандарта по предмету "Теология"?
- Прежде всего я хочу пояснить, что специальность "Теология" введена 5 лет назад. Так что этой проблемы - вводить или не вводить - на сегодня нет вообще. Она официально введена и существует на двух уровнях: бакалавриат и магистратура. В этом году мы решили всего лишь сделать ее по пятилетней программе, как и другие обычные специальности, как мы готовим инженеров, педагогов, математиков. Программу по теологии будет разрабатывать такое сообщество, в которое войдут не только представители РПЦ, но и представители других конфессий. Этот совет (который еще не создан) должен будет утвердить содержание и программы по этой новой специальности. Сейчас мы находимся в стадии создания учебно-методического объединения, в который войдут представители Министерства образования, РАН, РАО, палат Федерального собрания и, конечно же, представители разных конфессий и известных специалистов. Когда они вместе соберутся, они должны будут выработать вариант стандарта, и затем мы его будем обсуждать в административном порядке. И только тогда мы сможем сказать, что специальность "Теология" существует.
- Я знаю, что начинают уже поступать заявки из региональных вузов с просьбой об открытии у них специальности "Теология". Не получится ли так, что какой-нибудь марийский вуз займется изучением язычества, казахский - ислама, то есть не получится ли засилье одной религии в этих учебных заведениях?
- И близко такого не будет. Будет единый стандарт теологии для всех вузов, не важно, какой конфессии принадлежит проживающее в этих районах население. Как математика едина для всех, так и здесь теология едина для всех. Другое дело, если кто-то на старшем курсе захочет специализироваться по какой-то одной религии. Кто-то будет писать дипломные работы по исламу, кто-то по буддизму - это уже не возбраняется. Чем больше конфессий будет привлечено к воспитанию молодых людей и детей, тем больший эффект в деле воспитания. На сегодняшний день с просьбами об открытии такой специальности к нам обратилось всего три вуза. Но пока, я повторяю, не будет выработан стандарт, эти заявки рассматриваться не будут.
- Сегодня представители разных конфессий - частые гости в наших школах. Появятся ли в школе предметы религиозной направленности?
- Нет, в школе таких предметов не будет. И даже вопрос не ставился. В вузе на других факультетах такой дисциплины тоже не будет. С согласия совета школы во внеурочное время в рамках действующего законодательства могут проводиться какие-то мероприятия по этой тематике. Но только, я повторяю, в рамках закона, на общественном согласии и за пределами основной обязательной для всех учебной программы.


"Научный Атеизм" 2000