Александр Щёв

Вы нам проповедь, мы вам отповедь

Сегодня в сознание обывателей взамен научных исторических знаний активно внедряется набор вздорнейших мифов, призванных представить прошлое церкви и религии в выгодном свете. Если же рассеять туман лжи, окутывающий эту мифологию, то за этим елейным покровов откроется облик подлинной, отнюдь не привлекательный истории христианства.
В чём же заключаются главнейшие из ныне популяризуемых клерикалами ложных постулатов?! АДЕПТЫ ХРИСТИАНСТВА ГОВОРЯТ, БУДТО ИХ РЕЛИГИЯ ДАРОВАЛА ЛЮДЯМ, ПОМИМО ИЛЛЮЗОРНОЙ ВЕРЫ В МИСТИЧЕСКОЕ "СПАСЕНИЕ", ТАКУЮ БЕЗУСЛОВНУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ, КАК МОРАЛЬ. НО ЭТО ЛОЖЬ! На самом деле моральные законы – это неизбежное условие существования любого человеческого общества как системы. Они возникли на земле десятки тысяч лет назад в результате эволюции человеческого рода и совместной жизни людей, естественной необходимости выработать некоторые правила общественной, посюсторонней (не небесной!) жизни, а не были ниспосланы с неба никаким божеством! То, что разные "пророки" более или менее удачно формулировали их в своих проповедях, вовсе не значит, будто они – результат ниспосланных на них божественных “откровений”, мистических “прозрений”, или просто их собственные изобретения. Корни морали глубже любых религий и питаются народной мудростью и его земной деятельностью. А утверждать, что религия дает людям мораль, значит ставить все с ног на голову или заниматься своего рода контрабандой: украсть у человека идею и ему же подсовывать ее как божественную или как свою собственную. В самом деле, использование кем-то, скажем, компьютера или русского алфавита ещё отнюдь не делает этого человека "отцом" подобных изобретений.
Плагиатом, а то и наглостью следует считать попытки выдать пресловутые 10 заповедей христианства за общечеловеческие ценности либо за их наилучшую формулировку. Без сомнения, с христианами не согласится подавляющее большинство людей иных вероисповеданий, не говоря уже об атеистах.
Если же выделять нравственные принципы, действительно общие для всех времён и народов, то с кодексом Христовых заповедей они обнаружат совсем немного совпадений. В целом заветы христианства - это свод правил и запретов, свойственных весьма убогому быту населения древней Иудеи, жившего патриархально-родовым, скотоводческим и рабовладельческим укладом. При вдумчивом анализе их формулировки, содержание и контекст могут вызвать скорее отвращение у современного образованного и порядочного человека.
НАМ ГОВОРЯТ, БУДТО ХРИСТИАНСТВО ДАЛО МИРУ СОВРЕМЕННУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ, ТЕХНИКУ, НАУКУ. ЭТО – ОЧЕВИДНОЕ ИЗВРАЩЕНИЕ ФАКТОВ. Прием, на котором зиждится этот клерикальный миф, – привязка возникновения европейской цивилизации к месту и времени: 3ападной Европе XV – XVI вв., находившейся тогда под властью христианской религии. Однако то, откуда произошло-то или иное явление, вовсе не равнозначно тому, из чего оно возникло, что его породило. Ведь ещё, к примеру, Августин Блаженный точно подметил, что человек зарождается “между мочой и калом”, не значит же это, что в них и они суть причина появления людей на свет! А ведь некоторые религиозные философы силятся провести именно такие аналогии. Например, Карл Ясперс в своей работе, посвященной Ницше, обосновывал сию версию “происхождения науки из духа христианства” тем, что дескать для христианина мир как “творение божие” представлял всегда такой интерес, что он просто не мог пройти мимо него, не исследовав со всей тщательностью. Из этого, якобы, как из стимула научной деятельности, и возникла в средневековой Европе та база, на которой потом была создана современная западная цивилизация. Но зададимся вопросом: установление идейной власти христианства над европейским Западом относится к V – VI вв., а начало научно-технической революции Нового времени, породившей в итоге нынешнюю цивилизацию, – только к XV – XVI вв.! Разрыв без малого в тысячу лет! Что же делали, спрашивается, все эти десять столетий снедаемые, как уверяет Ясперс, жаждой благочестивого исследования, пытливые христианские умы?! Не иначе, как спали после слишком буйного празднования своей победы над “гидрой язычества” – древнегреческой мудростью и ученостью, а проснувшись, долго мучались с похмелья. Другим и не объяснить, почему за такую уйму времени дух христианского “естествоиспытательства” не сподобил проявить себя ни в чём, кроме схоластических споров или же пересказов вздорных басен о заморских странах, где живут единороги и люди с пёсьеми головами… На деле прогресс науки и техники, начавшийся в Западной Европе в середине II тысячелетия, имел вполне светские причины и подпитывался вовсе не христианским благочестием, а воскрешением античных дохристианских традиций в ходе культурного ренессанса. Что же касается истинно церковных мыслителей, то они реагировали на все научные достижения, - к примеру на открытие шарообразности Земли, - в духе такого “великого ума” раннехристианской эпохи, как Лактаций, который по этому поводу писал: "Возможна ли такая нелепость?! - Люди верят, что вершины деревьев по ту сторону Земли висят вниз, и что у людей ноги выше головы! Я решительно не знаю, что сказать о людях, которые, впав в ошибку, упорствуют в своём безумии и защищают одно нелепое мнение другим!"...
АПОЛОГЕТЫ ХРИСТИАНСТВА УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЯКОБЫ БЕЗ РЕЛИГИИ НЕВОЗМОЖНА БЫЛА БЫ КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО. ЭТО ОЧЕВИДНАЯ БЛАГОГЛУПОСТЬ!
Особо в её проповеди отличились у нас в последнее время некоторые музыканты. Один малоизвестный композитор, сочинявший духовную музыку, в начале 90-х годов вообще заявлял, что без веры в бога невозможна никакая творческая деятельность. Правда, самому ему его вера так и не помогла подняться до уровня музыкальной знаменитости. А такие кумиру молодёжи 80-90-х гг. как Гребенщиков и Шевчук, вообще до недавних пор любили крыть атеистов нецензурной бранью, и их самым мягким словом в адрес неверующем было “идиот”. Кем, однако, должны считаться сами эти “столпы культуры”, если под определение “идиотов”, неспособных, по их оценке, ни к какой умственной и творческой работе, неизбежно подпадают такие исторические деятели, как Байрон, Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Бальзак, Анатоль Франс, Роберт Берне, Максим Горький, Станислав Лем, философы Дидро, Фейербах, Хайдеггер, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, учёные Лаплас, Лаланд, Монж, Бехтерев, Эрих Фромм, Нильс Бор, Бертран Рассел и множество других, отвергавших религию и составлявших, тем не менее, существенную часть культурного и научного потенциала планеты?!
НАС УВЕРЯЮТ, ЧТО ХРИСТИАНСТВО, ДЕСКАТЬ, ВСЮ СВОЮ ИСТОРИЮ СПОСОБСТВОВАЛО СМЯГЧЕНИЮ НРАВОВ, ГУМАННОСТИ, МИЛОСЕРДИЮ, ЧУТЬ ЛИ НИ ИЗОБРЕЛО ИДЕЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. ЭТО - НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ЛОЖЬ! К примеру, некоторые пытаются убедить нас, что христианство на Руси при крещении, якобы, отменило смертную казнь! Между тем в последнем случае всё обстояло прямо наоборот: приехавшие из Византии попы как раз заставили светскую власть в лице князя Владимира восстановить смертную казнь, отмененную было им в русских землях. Об этом эпизоде любой желающий может прочесть хотя бы у Карамзина в его "Истории государства Российского" (том I, гл. IX). Можно так же добавить, что в последующие века православная церковь активно помогала русским правителям в палаческом деле, и монастыри ещё за столетия до прихода к власти большевиков служили на Руси тюрьмами. Такие из них, как Соловецкий или Спасо-Евфимьевский, в средние века были для заключённых куда страшней любых обычных "острогов". Особую кровожадность православные "столпы милосердия" проявляли к своим идейным оппонентам: будучи не в силах победить их в честном споре, они стремились физически изничтожить всех несогласных. Достаточно вспомнить расправы над "стригольниками" и прочими русскими еретиками средневековья, бесчисленные казни старообрядцев, Аввакума, Никиты Пустосвята, конец боярыни Морозовой и тысяч, тысяч других религиозный диссидентов! В XIX веке их место в глазах церковников заняли. Сколь терпимы и гуманны были православные пастыри в отношении материалистов и атеистов, легко судить, читая наставления церковного идеолога тех времён Феофана Затворника (1815-1894), признанного РПЦ, между прочим, святым. Вот что писал он, обращаясь к властям: “Надо свободу замыслов пресечь - зажать рот журналистам и газетчикам! Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью!” Сказано вполне определённо. Это к тому, что некоторые доброхоты христианства приписывают ему в последнее время даже… изобретение демократии! В реальности, конечно же, христианство ни теоретически, ни исторически не могло породить демократии. История классической демократии древнее христианской религии на много веков, а принцип народовластия сам по себе известен у разных народов вообще с незапамятных времён. Православная же церковь всегда проявляла и проявляет доныне сугубую враждебность по отношению к демократическим принципам, что и иллюстрируют на сегодняшний день высказывания её представителей. Так, к примеру, не так давно присутствовавший на очередном телевизионном диспуте поп заявил, что по мнение церкви "большинство никогда не может быть правым", а посему никакая демократия России не нужна. Другой, рангом выше православный иерарх неоднократно говорил в 90-е годы: "Мы /т.е.попы!/ уничтожили коммунизм, теперь нам осталось уничтожить демократию!". Но удивляет даже не это, а то, с каким благоговением относятся к РПЦ – традиционно реакционной и антидемократической силе, многие наши так называемые российские либералы и демократы. Они упорно не желают видеть очевидной истины: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ НЕСОВМЕСТИМЫ!
Только умалишённый, либо циничный и лицемерный “либеральный” или “демократический” политик может умильно сюсюкать с православными ортодоксами, которые при иных обстоятельствах будут рады, говоря словами Феофана, “зажать рот” этим политиканам, а в случае выявления у них “материальных воззрений” предать смертной казни.
ОСОБО ВОЗМУТИТЕЛЬНОМ ОБМАНОМ ЯВЛЯЕТСЯ РАСПРОСТРАНЯЕМЫЙ СЕЙЧАС МИФ О ТОМ, БУДТО ХРИСТИАНСТВО СМОГЛО ПОКОНЧИТЬ, ПРИЧЁМ МИРНЫМИ МЕТОДАМИ, С РАБСТВОМ В ПРОШЛОМ. На самом деле, ни практика, ни теория христианства никогда не препятствовали такому позорному явлению в истории человечества, как рабовладение! Это касается всех эпох и всех конфессий! Да и трудно было бы ждать протестов против рабства от религии, возникшей в рабовладельческом обществе и с рабовладением всегда уживавшейся, от религии, говорящей по этому поводу устами своих апостолов: "Рабы! Во всём повинуйтесь господам вашим со страхом и трепетом, -не только добрым, но и суровым!"?! Ни одна христианская церковь ни в одной стране не выступала за освобождение порабощённых. В Римской империи христианство, став государственной религией, вовсе не покончило с рабством, как силятся сейчас нас уверить. Рабовладение как в Западной Европе, так и в Византии сохранялось после этого долгое время, и если исчезло, то по совершенно не связанным с деятельностью церкви объективным социально-экономическим причинам. Единственное, что сделал в отношении рабов почитаемый церковью святым один из “крёстных отцов” христианства римский император Константин Первый в IV веке: поделился правом санкционировать отпуск рабов на свободу их господами ? практики, существовавшей за многие века до всяких христиан, - с духовенством, в то время как до него оно принадлежало всецело светским властям. Но само рабство отнюдь не осуждалось церковью. Пресловутое “равенство во Христе” понималось ею лишь как равенство в культовом, а не социальном плане, как одинаковый доступ к отправлению религиозных ритуалов. В реальности, однако, даже эти убогие “права” рабов в христианских странах оставались лишь пустыми фразами – духовенство цинично дискриминировало их и в рамках социальной практики и в церковной жизни. Так, римский папа Лев Первый (440-461гг.) названный христианами Великим резко выступал против принятия в ряды священников рабов, поскольку, по его словам “служение и святость не могут быть подвергнуты порче через общение с людьми столь низкого происхождения!” Вот вам и христианское “братство”! Но что другого можно было ожидать от церковных иерархов, если они, наряду со светскими властителями, на протяжении веков продолжали оставаться рабовладельцами, хозяевами "живого товара"?! Римские папы вплоть до XVIII столетия использовались на своих галерах рабов в качестве гребцов! Пожалуй, самым "гуманным" шагом христианской церкви в вопросе о рабстве стало решение Маконского собора (583 г.), по которому воспрещалось продавать рабов-христиан в руки язычникам, т.е отчуждать их за пределы церковной общины. Нетрудно понять, что мера эта диктовалась сугубо эгоистичными интересами духовенства, к тому же на рабов-нехристиан она не распространялась. Последних можно было продать куда угодно. А с рабами-христианами внутри христианских стран их единоверцам можно было творить какой угодно произвол. И они творили. Так, уже в Х веке “крещённая” Германия была ведущим экспортёром на международный рынок рабов-евнухов, которых благочестивые "братья во Христе" продавали в страны ислама, где такой товар всегда имел большой спрос
Но, может, не сумев ничего поделать с рабовладением в древние, дикие века, христианство как-то по-иному относилось к этой проблеме в Новое время? Ничуть не бывало! Несколько столетий европейские колонизаторы из набожных стран тогдашнего христианского мира, Испании, Португалии, Англии, Франции, – в массовом порядке порабощали и переселяли на американский континент миллионы африканцев, низводимых ими до положения скота. Церковь умильно взирала на это! Они не только палец о палец не ударили для освобождения этих рабов, но напротив, богословски обосновали рабству чернокожих, использовав библейскую притчу о Хаме, якобы являвшемся прародителем негритянской расы и обречённому служить своим братьям Симу и Иафету! И это - несмотря на принятие подавляющим большинством американских рабов христианской веры! Если отдельные священнослужители и осуждали рабовладельческую практику, то на её прекращение это не оказало существенного влияния. С рабовладением в Новом Свете было покончено только силой власти и оружия либо гражданскими властями – как например, в США, Бразилии, на Кубе, – либо же самими рабами, как на Гаити во время негритянской революции конца XVIII века. При этом сами рабовладельцы Америки, воспитанные, надо полагать, в набожности и христианской кротости, склонны были до конца сражаться за своё "живое имущество", ведя долгие кровопролитные войны с врагами рабства. Интересный результат воздействия религии на нравы людей, верящих и чтящих его главную заповедь: "Бог есть любовь".
Ничего иного нельзя сказать и об отношении православной церкви в России к такому вполне сопоставимому с рабством явлению в отечественной истории, как крепостничество (разница здесь лишь в том, что русский порабощал своего же соотечественника). Как и на Западе, у нас церковь не только не сделала ничего, чтобы облегчить участь подневольных крестьян. Она активно способствовала их закрепощению в XVII веке и сама являлась в стране крупнейшим крепостником! В XIX веке, когда царь Александр II стал готовить отмену крепостного права, по причинам, опять же никак не связанным с влиянием православия, церковь пыталась этому акту воспрепятствовать! Митрополит Московский Филарет и поддерживавшие его иерархи молились за то, чтобы небо не допустило освобождения русских крестьян! При этом, между прочим, они ссылались на мнение также канонизированного церковью Сергия Радонежского считавшего это дело крайне богомерзким и святотатственным! Из всех этих примеров совершенно понятно, что ХРИСТИАНСТВО НИКОГДА НЕ БЫЛО РЕЛИГИЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ, ОНО ВСЕГДА БЫЛО КУЛЬТОМ МАХРОВОГО И ЛИЦЕМЕРНОГО РАБСТВА!
ПОМИМО МИФА О СОКРУШЕНИИ ХРИСТИАНАМИ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ ВЕСЬМА ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ – СИМВОЛ ДЕСПОТИЗМА И УГНЕТЕНИЯ НАРОДОВ – В ДРЕВНОСТИ РАЗРУШИЛИ ТОЖЕ ОНИ.
ПОДОБНЫЙ ВЗДОР ТАКЖЕ НЕ ИМЕЕТ ПОД СОБОЙ НИ МАЛЕЙШИХ ОСНОВАНИЙ! На самом деле Западная Римская империя просуществовала после победы там христианства ещё почти два века, и пала от совершенно иных причин, а Восточная империя, Византия, благополучно просуществовала после этого ещё тысячу лет, хотя была скроена по образу и подобию Римской. Каким таким способом христианство с его проповедью слепой покорности любым властям могло разрушить государственный уклад этих империй, думается, не смогут толком объяснить и сами сторонники столь абсурдного тезиса. Зато интересно обратить внимание в данном вопросе на следующий интересный момент, мимо которого обычно проходят, говоря о падении Рима. Любому знатоку истории известно, что важнейшую роль в этом сыграли вторжения варварских народов, но мало кто заостряет внимания на том факте, что почти все эти варвары, наносившие в V – VI вв. смертельные удары Римской империи, уже всецело принявшей христианство, тоже были к тому времени христианами. И захватившие в 410 году Рим орды Алариха, и устроившие там в 455 г. дикий погром вандалы Гейзериха уже давно были "братьями во Христе" жителям Вечного города. Как интересно получается: пока все эти германцы, – готы, вандалы, лангобарды и прочие, – коснели, живя за пределами империи, во "тьме язычества", они не достигали в войнах с Римом никаких серьёзных успехов, зато, едва "просветившись" истинами христианского человеколюбия и милосердия, словно с цепи сорвались и кинулись с неукротимой яростью громить единоверную им империю. Не исключено, что именно фанатизм, свойственный религиозным неофитам, заставлял этих недавно обращённых христианскими миссионерами варваров безжалостно разрушать в захваченном Риме бесценные памятники античной архитектуры, жечь книги древних авторов?! Ведь, согласно наставлениям "святых отцов", всё это было не более, чем наследием мерзкого язычества, подлежащего огню и проклятию. Так что если и христианство сокрушило Римскую империю, то сделало это оно вовсе не тем способом, о котором любят говорить его популяризаторы, а путём диким и кровавым. Те же самые традиции благочестивой рьяности, что были заложены в те века, и о которых шла речь выше, “плодотворно” развивали уже позднее, в средневековую пору, участники крестовых походов и религиозных войн.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТОРОННИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ УТВЕРЖДАЮТ ТАКЖЕ, ЧТО ЯКОБЫ ОНА АКТИВНО БОРОЛАСЬ С ФАШИЗМОМ И ДАЖЕ ВНЕСЛА ЧУТЬ ЛИ НИ РЕШАЮЩИЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ НАД НИМ. ЭТО – ОЧЕРЕДНАЯ ЛОЖЬ! Между тем некоторые в такого рода заявлениях зашли, кажется, за все рамки приличий. Так, 9 мая 1999 года по телеканалу ОРТ явно с подачи клерикальных кругов было открыто сказано, что войну с нацистской Германией выиграла, оказывается, православная церковь, а вовсе не наша армия! Попы, дескать, в 1941 году по совету некоего монаха из Сирии совершили крестный ход с иконой какой-то богоматери, и в результате этого фашизм был разгромлен. Оказывается, многомиллионные жертвы нашего народа, напряжение сил всей страны вкупе с усилиями союзников не в счет, возможно, всё это было совершенно ни к чему, достаточно было молиться вместе с церковниками у иконы, и победа сама бы собой пришла! Что самое поразительное – на этот совершенно бесстыдный бред не последовало, насколько известно, никаких откликов, в том числе от ветеранов Великой Отечественной войны! Они, похоже, легко смирились с тем, что попы с непревзойдённой наглостью крадут у них Победу и приписывают ее православной церкви! Не слишком ли это пугающий факт, не является ли это симптомом нашей глубокой деморализации, равнодушия к истине и безразличия к справедливости?!
Так какова же истинная роль христианских церквей во взаимоотношениях с фашизмом?! Насчёт РПЦ особого объяснения здест не требуется. Она внесла свой вклад в войну с нацистами, хотя весьма и весьма скромный. Главным её достижением на этом пути можно признать Собор 1943 года, предавший анафеме всех православных коллаборационистов, пошедших на сотрудничество с гитлеровцами из религиозной ненависти к “безбожным Советам”. Кого-то такое решение, возможно, отвратило от предательства или добровольного плена. Но и тут следует подчеркнуть, что во время войны руководство РПЦ не было свободно в своих мнениях и действиях, оно было целиком во власти сталинизма и не могло не служить ему рабским образом. Неизвестно, как бы оно себя повело, окажись волей судеб на территории, оккупированной немцами, а не под “чутким руководством” папаши Сталина, который никакого иного выбора для церкви просто не оставил! По крайней мере, скажем, на Украине некоторые православные епископы встречали гитлеровцев хлебом-солью.
Что же касается поведения западных церквей, то там христианство вело себя совершенно позорно. Католическая церковь в лице папства откровенно поддержала фашизм ещё на стадии его становления, когда в 1929 году заключила договор-конкордат с Муссолини, даровавший ей право восстановить собственное государство, коим и стал Ватикан. В благодарность за это папа Пий ХI (1922-1939гг.) в своей энциклике от 1931 года назвал корпоративное государство итальянских фашистов “самым близким к принципам христианства решением социальных проблем”, в то же время решительно осудив революции, коммунизм и либерализм за их богомерзостность. Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер, Пий XI и с ним поспешил заключить союзный договор. Никакого официального осуждения агрессивные войны фашизма, все его концлагеря и холокосты у католической церкви не вызвали, – конечно, это же ведь не "ужасы" атеизма и либерализма! Военные авантюры итальянского дуче римский папа очень даже активно поддерживал!
Протестантские конфессии Германии в годы нацизма также во многом стремились сыскать любовь Гитлера. Хотя некоторые немецкие священники, подобно экранному пастору Шлагу, участвовали в антифашистском подполье, в то же время существовала, к примеру, целая лютеранская организация под названием "Признающая церковь", активно проповедовавшая нацистские идеи. Во главе неё стоял гитлеровский епископ по фамилии Дибелиус. Другие церковники увязывали христианство с нацистской доктриной, обосновывая "арийское” происхождение Христа. Гитлеровское руководство, хотя и находилось под влиянием ницшеанства, в целом стремилось дружить с церковью, и религией. Его собственная идеология может быть охарактеризована как неоязыческий и мистический сатанизм, но отнюдь не как атеизм, сколь бы не хотелось религиозным "обличителям" представить дело таким образом. Факт остаётся фактом – на пряжках солдатских ремней гитлеровской Германии было написано "С нами бог".
ПРАВОСЛАВНЫЕ ИДЕОЛОГИ УВЕРЯЮТ НАС, ЧТО РЕПРЕССИИ БОЛЬШЕВИКОВ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ БЫЛИ ЧЕМ-ТО ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИМ И ПО СВОЕМ ЧУДОВИЩНОСТИ НЕ ИМЕЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ В ИСТОРИИ НАШЕЙ ЛИБО КАКОЙ-ТО ИНОЙ СТРАНЫ. ЭТО НЕ ТАК! Что, собственно, вменяют нынешние "воители за веру " в вину советской власти по отношению к христианству? Во-первых, совершенно очевидно, что большевики вовсе не ставили своей целью уничтожение православной церкви как таковой. Если бы они хотели всерьёз с ней покончить, они бы это сделали, запретив саму эту организацию и отправление культа подобно тому, как это было в Албании в 60-х.гг. при Энвере Ходди. Или думаете, у комиссаров бы не хватило динамита, чтобы взорвать все до последней церкви в России?! Во-вторых, тут следует напомнить представителям нашей нынешней, не в меру набожной интеллигенции, что НА РУСИ ХРАМЫ РАЗРУШАЛИ ВСЕГДА! Это делалось порой даже и по идеологическим мотивам, -так, например, в XVII веке разрушали или перестраивали почти все православные храмы, построенные в шатровом стиле, так как в нём было усмотрено иноверческое влияние. На разрушение же христианских церквей других, неправославных конфессий русские люди и подавно смотрели сквозь пальцы. Скажем, в том же XVII столетии проводивший религиозную реформу патриарх Никон в своём правоверном усердии навёл в Москве такого шороху, что выгнал из города всех неправославных христиан, не говоря уже о мусульманах, а их храмы уничтожил. Ну а о том, чтобы снести по чисто практическим соображениям старые, обветшавшие церкви, чтобы построить на их месте пожарную каланчу либо водокачку, в старой России светские власти тем более долгих споров не устраивали. Обычным делом было, когда сами попы... разрушали свои древние храмы, порой восходящие ещё к домонгольским временам, для возведения на их месте новых, порою многим более бездарных ,но отвечающих веяниям моды, святилищ. И никого при этом священный ужас или трепет на охватывал. Так было, между прочим, и с Храмом Христа Спасителя. На его месте в XIX веке в Москве стояла древняя церквушка, которую ревнители православия не погнушались снести, чтобы построить взамен её самоварообразный монстр, спроектированный немцем Тоном безо всякого знания русской традиции церковного зодчества. А ещё, раньше, в дохристианскую эпоху, на месте той церквушки и нынешнего ХХС располагалось языческое святилище, уничтоженное в своё время христианскими священниками. Вообще же языческие капища находились когда-то на месте почти всех знаменитых православных храмов “свято место пусто не бывает!” Все эти культовые центры изначальной, народной религии без жалости истреблялись духовенством в процессе "крещения" русских, а затем и прочих племён, включавшихся в состав российского государства. Никаких сомнений и комплексов вины или чувства нарушения прав верующих или свободы совести православные варвары в рясах при этом не испытывали. Напротив, очень гордились содеянными "подвигами". Их описаниями пестрят жития Стефана Пермского и прочих "святых" миссионеров, учивших христианской кротости иноязычное население России. Вот на кого стоило бы обратить в первую очередь свои громогласные филиппики про святотатство и вандализм нынешним поборникам религиозной веротерпимости!
В-третьих, обвинения в отмене свободы совести, бросаемые советской власти, также крайне натянуты. Отменять-то особенно нечего было. Перекинули людей из огня, да в полымя, и только. Можно ли назвать свободой совести и вероисповедания такие порядки, когда жандармы надзирали за обязательным посещением православными церковных служб, а власти силой отбирали детей у верующих "инако", чтобы воспитать их в духе официальной религии?! Почитайте письма Льва Толстого царям по поводу преследований в России, например, духоборов или молокан, и тогда все иллюзии о тогдашней "веротерпимости" растают без следа. Приход к власти большевиков принёс в эту область скорее прогресс. По крайней мере официально никому не воспрещалось придерживаться какой угодно религии, и ходить в церковь было предосудительно лишь для членов партии. Гонения на верующих не отличались от гонений на троцкистов, кулаков, космополитов и т.д. Эти репрессии проводились не по религиозному принципу, а по “принципам” сталинской борьбы за власть, паранойи и большевистского беззакония. В 1943 г. Сталин "реабилитировал" церковь, отвалив ей к тому же солидную материальную компенсацию за годы предшествующих притеснений. Так что не стоит представлять всю историю правления коммунистов как 70 лет сплошных страданий и бедствий православия. Да и так ли безосновательны были в глазах большевиков их гонения на церковь? Ведь церковные иерархи всеми силами боролись с большевиками задолго до их прихода к власти, а после этого поддерживали все силы, воюющие с новым правительством, яростно выступая против его декретов, даже когда они ещё не были приняты. Было бы наивно рассчитывать руководителям РПЦ на то, что бы ненавидимая ими власть приголубила и заключила их в покровительственные объятья. Объятья были, но как и для всех других, – железные и удушающие. Меры большевиков в отношении православной церкви определялись не столько их идейными противоречиями, сколько позицией первых за власть и ее удержание.
В-четвёртых, излюбленной темой для проклятий православных идеологов в адрес советской власти является так называемое "ограбление церкви" большевиками в 20 – 30-е годы ХХ века, проведённое в связи с её отделением от государства. Клерикалы стремятся представить лишение духовенства его неправедно накопленных богатств как дело неслыханное и варварское, жаждут получить от государства компенсацию конфискованного, имущества, а от всего народа – покаяния в совершенном три поколения назад злодействе. Но народу не в чем каяться перед церковью, ему просто нужно извлекать правильные уроки из собственной истории, помнить ее и не поддаваться на замену науки мифологией, а разума – религиозной верой.
Секуляризация церковного имущества в историческом плане – это вполне обычный и закономерный этап в развитии средневековых государств. Через него в разное время прошли практически все страны Европы. Протестантские государства осуществили подобные меры ещё пять столетий назад в ходе Реформации. Например, в Англии король Генрих Восьмой объявив самого себя главой церкви, в 1534 году конфисковал у духовенства его земельные владения, закрыл монастыри, изъял из храмов иконы, реликвии, дорогую утварь. Сейчас там никому не приходит в голову посыпать по этому поводу головы пеплом и требовать от сограждан покаяния. Католические державы, хотя с большим запазданием, также ещё до появления всяческих большевиков вынуждены были произвести у себя отделение церкви от государства. Так, в Германии в 1873 году правительство Бисмарка провело в жизнь секуляризационные законы в рамках Культуркампфа – "борьбы за культуру". По ним церковь изгонялась из школ, и даже подготовка католических священников была передана в руки светских властей. Во Франции в самом начале XX века республиканское правительство в ответ на реакционно-монархические выступления католического духовенства повело борьбу с ним ещё более решительными методами. По закону от 1901 года в стране были закрыты все религиозные школы, учебные заведения при монастырях, разогнаны тысячи католических монахов, а в декабре 1905 года было узаконено полное отделение церкви от государства. Господству католичества над светской жизнью французов пришёл конец. В нашей же стране на пороге III тысячелетия церковь не только плодит свои собственные школы, но и собирается захватить всю сферу государственного образования вплоть до ВУЗов! Сторонникам же идеи о необходимости реституции имущества православной церкви можно предложить поехать, скажем, в Италию и потребовать там от правительства восстановления на территории этой страны Папского государства, упразднённого в 1870 году, как варварски отобранной собственности Ватикана. Бесплатное койкоместо в какой-нибудь психбольнице города Рима такому ходатаю будет гарантировано.
НАКОНЕЦ, КОРОННЫМ ТЕЗИСОМ СОВРЕМЕННЫХ РЕВНИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ, ОБРАЩЁННЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, К ЭТНИЧЕСКИМ РУССКИМ ЯВЛЯЕТСЯ РАССУЖДЕНИЕ ОБ ЭТОЙ РЕЛИГИИ КАК О ВЕРЕ НАШИХ ПРЕДКОВ, ЯКОБЫ ИСПОКОН ВЕКОВ СВОЙСТВЕННОЙ РУССКОМУ НАРОДУ. Ну что же, если брать за критерий истинности древность веры, то тогда мы должны обратиться вовсе не в православие, а прямиком в древнее славянское язычество, которое и было, насколько известно, изначальной религией русских. Оно и сейчас живёт во многих проявлениях культурной традиции русского народа. Принятие им принесённого из Византии христианства шло на самом деле весьма туго, и во многих областях затянулось с Х до, по крайней мере, XIII века. Само же "крещение" Руси при князе Владимире сопровождалось, судя по дошедшим до нас сведениям, небольшой гражданской войной, отголоски которой проявлялись в русских землях ещё спустя почти 100 лет. Так, в 70-х гг. XI века языческие волхвы небезуспешно поднимали народ против христианских властей и церкви в Новгороде и Суздальской земле, проникая даже в Киев. Ответом “человеколюбивого” православия во всех случаях был банальный кровавый террор. Но даже подобными методами христианству ещё долго не удавалось закрепиться на всей территории русских княжеств. Лишь монголо-татарское иго, как ни странно, помогло ему окончательно восторжествовать на Руси.
Князь Владимир, принимая "из греков" христианскую веру, даже не подозревал, принимая православие, силами переписчиков и древнерусских книжников оно вскоре превратиться в нечто еретическое и сатанинское. Об этом говорил в свое время еще Максим Грек, заточенный за это патриархом Даниилом в Соловецкий монастырь. Так же определил установленную им на Руси религию в XVII веке патриарх Никон со товарищи, и церковный Собор 1666-1667 гг., утвердивший это мнение.
Кроме того, здесь произошло недоразумение и в самом факте принятия православия. Дело в том, что в Х веке в Византии, откуда прибыли крестившие Русь при Владимире священники, были в ходу одновременно два устава богослужения, Студийский и Иерусалимский, отличавшиеся некоторыми мелкими деталями типа того, сколькими пальцами креститься, по солнцу или против совершать крёстный ход и т.д. Призванные Владимиром попы крестили русских по одному из этих уставов, Студийскому, но в самой Византии со временем победил иной, Иерусалимский. Долгие годы никто не придавал этому серьёзного значения, пока в 1653 году ставший патриархом личный друг царя Алексея Михайловича Никон, сравнивая современный ему греческий обряд с практикой богослужения русской церкви, сделал вывод о том, что та отпала от истинной веры! Тогда он при поддержке царской власти и решил исправить, положение, проведя церковную реформу, переписав священные, тексты и возвратив русских к "истинному православию". Созванный им Собор заклеймил и проклял сторонников прежней веры - старообрядцев,- как еретиков и богоотступников, а всю бытовавшую на Руси до этого на протяжении более шести с половиной веков православную практику предал анафеме как "демонизм". При этом, когда старообрядцы, поражённые столь радикальной религиозной революцией, требовали объяснить им, отчего, продолжая по примеру предков креститься не тремя, а двумя пальцами, они впадают в демонизм, то сторонники никонианства отвечали им поистине убойным аргументом: в слове "демон" два слога, и ежели на одном пальца слог "де-" написать, то на втором как раз "-мон" выйдет. Однако постичь премудрость таких “доказательств” многие русские люди были не в силах, уходили в раскол. Так что фактически и поныне у нас в России продолжают существовать две формы православия: старообрядчество и никонианство, причем последнее и именуется Русской Православной церковью. На протяжении последовавших за расколом веков она впала в достаточно показательное убожество, сделавшись при Петре Первом, по сути, частью чиновничьего аппарата. При нём было упразднено патриаршество, во главе церкви была поставлена государственная канцелярия – Синод, - которым руководили, начиная с того же Петра, по большей части военные чины - генералы, разве что для приличия получавших сан священнослужителей. Православное духовенство было официально обязано доносить властям о сведениях, получаемых от прихожан на исповеди, превратившись, по существу, в сословие осведомителей. Всё это к 1917 году окончательно дискредитировало православие в мнении подавляющего большинства российского населения, что и облегчило приход в Россию нового квази-религиозного учения – коммунизма, которому сама РПЦ показала наглядный пример решительного разрыва с культурной традицией прошлого, а также образец угодливого лакейства в отношении государственной власти. При большевиках священники быстро переквалифицировались из осведомителей царской полиции в сексотов-агентов НКВД и КГБ. Один из таких бывших гэбистских стукачков, как говорят, теперь именует себя патриархом Московским и всея Руси и носит церковное имя Алексий...
Так какой же религии отдавать пальму первенства как вере предков, к каким корням возвращаться, если получается, что Россия за свою историю последовательно сменила по крайней мере четыре веры: языческую, старообрядческую, никонианскую, коммунистическую?! При этом ни одна из них, ниспровергая другие, так и не смогла до конца покончить со своими конкурентками! Не значит ли это что в новом веке наша страна имеет право на выбор какого-то качественно нового, неведомого ещё учения? А может быть все проще: её выбором должна стать принципиальная веротерпимость и полная, эффективно защищенная законом свобода совести?
В любом случае нет никаких серьезных аргументов в пользу возврата к традициям православия, или, в более широком смысле, христианства. Как говорится, всякому овощу своё время. Время господства христианской идеологии истекло. Россия достойна лучшего, связанного со свободомыслием, личной и социальной ответственностью, с общечеловеческими нравственными нормами, с современным научным мировоззрением, идеями социальной справедливости, прав человека на свободу совести, достоинство, развитие и творчество ценностей человечности.

"Научный Атеизм" 2000