Г. Шевелев
(Председатель СПб Отделения
Российского гуманистического общества)

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕТСКИХ ГУМАНИСТОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Всё более широкий масштаб приобретает распространение в современной России суеверий, мистической лженауки и религиозного слеповерия. Видя это, любой здравомыслящий человек невольно задается вопросами: “Что происходит с нашим разумом? Можно ли как-то противостоять сползанию мировоззрения россиян назад в средневековье?”
К счастью, в России нашлись люди, которые ответили на второй вопрос утвердительно и проявили решимость действовать. Они объявились первоначально на философском факультете Московского государственного университета, и возглавил их профессор Валерий Кувакин. На идею объединиться и оформиться организационно их навел пример соратников по убеждениям – современных зарубежных гуманистов. К сожалению, о деятельности последних у нас знают мало. Наблюдая, с какой активностью внедряются в нашу общественную жизнь учения и представители разных “импортных” религиозных сект, люди невольно думают, что активно действующих антимистически и атеистически мыслящих людей на Западе нет. Но это не так. Объединения так называемых светских гуманистов издавна существуют и действуют по всему миру, в том числе в странах, которые у нас принято называть отсталыми. Они объединены в Международный гуманистический и этический союз, созданный в 1953 году. Свои идеи и принципы гуманисты изложили в распространяемом сейчас по всему миру Гуманистическом манифесте 2000.
Что же такое гуманизм вообще и светский в частности? Истоки гуманизма восходят к глубокой древности. Наиболее яркие его проявления имели место в эпохи итальянского Возрождения и французского Просвещения. Гуманисты всегда ставили во главу угла Человека и считают, что он может и должен сам определять смысл и образ своей жизни, а не уповать на потусторонние силы и плоды мифотворчества. Отсюда видно, что гуманизм по своей идеологии противостоит религии. Но, стремясь завуалировать объективную бесчеловечность религии, философы от теологии, опираясь на суждение, что бог, якобы, тоже человеколюбив, выдвинули понятие религиозного гуманизма. И вот, чтобы не путать его с подлинным гуманизмом, введен в обращение термин секулярного, т.е. нерелигиозного, светского гуманизма.
Возникшее в Москве в 1995 г. под флагом светского гуманизма межрегиональное общественное объединение называется Российским гуманистическим обществом. Оно издает свой журнал “Здравый смысл”, на который можно подписаться на почте.
Хотя в Петербурге живет немало людей, в принципе разделяющих идеи гуманизма и нерелигиозности, но к началу 1999 г. у нас не было своей организации, подобной РГО, а об инициативе москвичей знали только несколько человек. Доступные для себя формы деятельности они видели в эпизодических выступлениях в СМИ и в распространении информации об РГО и его журнале среди друзей, знакомых и всех, кто проявлял к этому интерес. В результате выявился круг лиц, желающих вступить в РГО и создать его СПб Отделение. Учредительное собрание состоялось 17 марта 1999 г. Некоторые тут же оформили членство, другие заявлений не писали, но согласились ежеквартально платить членские взносы и получать взамен журнал, заинтересовавший их своими публикациями.
В Уставе РГО говорится, что в число его целей входят оппонирование и критика различных форм фанатизма, мистицизма, традиционных и нетрадиционных форм религиозного мировоззрения, суеверий и других ненаучных и антинаучных идей и практик, а также организация научного изучения и независимой экспертизы заявлений о таинственных, мистических, паранормальных явлениях для выяснения их реальной достоверности.
За годы советской власти мы привыкли к тому, что подобные задачи ставило перед собой само государство. Но безраздельно господствовавшая в нём компартия порой сводила атеистическое мировоззрение до уровня жесткого, воинствующего и даже репрессивного безбожия. Пришли другие времена, и теперь мы живем в стране, где конституционно провозглашены и фактически существуют свобода слова и печати, совести и вероисповеданий, плюрализм мнений. Теперь нельзя просто запретить деятельность людей с другими взглядами, если это не предусмотрено законом. С оппонентами в области мировоззрения можно состязаться только риторически, путем словесного разъяснения своей позиции и дискуссии. Этой точки зрения придерживаемся и мы, российские и петербургские светские гуманисты. Одна из наших главных задач – обеспечение научного просвещения населения в условиях, когда мистика расцвела пышным цветом на почве, удобренной недостаточной образованностью и плохим знанием законов природы, открытых трудами многих поколений подлинных ученых-естествоиспытателей. Сложность состоит в том, что на протяжении последних лет в Петербурге (как и во всей России) слово подлинных ученых практически перестало быть слышно. В основном возможностями средств массовой информации пользуются благодаря имеющимся у них финансовым средствам лжеученые, церковники и просто всякого рода шарлатаны.
Поскольку поначалу не все петербуржцы, объединившиеся вокруг нашего Отделения РГО, чётко представляли, в чём конкретно, кроме чтения журнала, может проявляться активность светского гуманиста, был предложен следующий перечень возможных дел:
  1. самопросвещение путем чтения гуманистической литературы (как минимум, журнала ЗС),
  2. ознакомление с прочитанным друзей, знакомых, сослуживцев и др.,
  3. агитация за выписывание журнала ЗС на почте или получение его непосредственно от редакции,
  4. изготовление, размножение и раздача листовок и буклетов РГО,
  5. ответы на письма граждан, заинтересовавшихся деятельностью РГО,
  6. создание и функционирование библиотеки Отделения,
  7. выступления на собраниях с информацией об РГО,
  8. выступления с лекциями просветительского характера,
  9. выступления в печати,
  10. инициирование гуманистических передач на радио и ТВ,
  11. оформление стендов с материалами РГО в публичных местах (по месту работы, в фойе кинотеатров, дворцов культуры, учебных заведениях и т.п.),
  12. установление связей и сотрудничества с другими общественными объединениями гуманистического толка,
  13. привлечение состоятельных людей, разделяющих идеи РГО, к финансовому участию в работе Отделения,
  14. организация семинаров, школ, конференций и т.п.
Понимая, что для активной работы по ряду пунктов перечня требуется немало свободного времени, которое есть далеко не всегда, мы не осуждаем тех, кто ограничивается только первыми тремя (и даже только первым) пунктами, ибо считаем, что рано или поздно и этот минимум должен дать свои плоды. Но среди нас есть и подлинные активисты, чьими усилиями осуществляется деятельность по большинству других пунктов. Некоторые члены Отделения являются талантливыми публицистами. Их перу принадлежит немало статей, посвященных защите подлинной науки, здравомыслия и развенчиванию ложных верований. Мы рады, что в городе существуют газеты и журналы, которые решаются их публиковать. Хочется особо отметить петербургские журналы “Нева” и “Жизнь и безопасность”.
Для удобства петербуржцев мы добавили к двум способам получения журнала ЗС, предлагаемым редакцией (почтовая подписка и оплата через Сбербанк) третий: получаем некоторое количество экземпляров и раздаем взамен уплаты членских взносов. Число горожан, получающих журнал таким способом, составляет уже несколько десятков. Могло быть и больше, если бы пропагандистом журнала стал каждый, кто сам заинтересовался им. Ссылка на то, что у людей нет денег, вряд ли убедительна, так как при наличии интереса не составляет труда накопить на журнал 10 рублей в течение трех месяцев. Между тем, реализация журнала является одним из немногих возможных способов формирования денежного фонда Отделения, который пока явно недостаточен для широкого развертывания нашей деятельности: тиражирования печатных материалов, оплаты радио- и телеэфира, аренды помещения, найма штатных сотрудников, приобретения оргтехники и т.д.
Все-таки мы сумели достигнуть определенных успехов. По инициативе Отделения, обратившегося за поддержкой к нескольким весьма авторитетным представителям городской интеллигенции, на петербургском радио с октября 1999 г. зазвучали выступления, посвященные пропаганде подлинной науки и разъяснению ошибочности и вреда лженауки, мистических и паранормальных верований. Благодаря любезности руководства радио мы не оплачиваем эфирное время, но оно и весьма скромно по объему – по 10-15 минут в неделю, притом отнюдь не еженедельно. В уже прозвучавших 18 выступлениях освещались такие темы, как астрологические и другие магические предсказания (включая так называемые “предсказания Нострадамуса”), суеверия, уфология, телепатия, смерть и бессмертие, лицемерие церкви, религиозность ученых, деятельность светских гуманистов, предначертанность судьбы, магия чисел, эволюция природы и человека, его душа и духовность, лжемедицина, “лозоходство”, а также почему мы верим в чудеса и существует ли действительная связь между календарным 2000-летием и легендарными христианскими событиями.
Мы надеемся, что такие передачи будут звучать и дальше до тех пор, пока в них будет необходимость. А она не иссякнет, по-видимому, никогда, поскольку слишком многим, даже хорошо образованным, людям свойственно испытывать то, что американец Пол Куртц в своей недавно изданной в русском переводе книге обозначил термином “искушение потусторонним”. Мы приглашаем к участию в этом цикле ученых, писателей, общественных деятелей, педагогов, медиков, философов, всех, кто разделяет нашу озабоченность наступлением иррационального на умы людей.
К большому сожалению, в нашем Отделении существует проблема возраста: среди нас практически нет молодых и юных петербуржцев. Поэтому работу с молодежью мы считаем своей первостепенной задачей. Определенный вклад в это дело вносят наши соратницы - талантливые школьные педагоги, разрабатывающие программы в области гуманизации школьного образования на основе своего практического опыта. Столь же важна работа со студенческой молодежью, в первую очередь, с будущими педагогами и журналистами, которым суждено участвовать в формировании мировоззрения и общественного мнения россиян в предстоящие годы XXI-го столетия. В этом деле мы пытаемся опереться на профессорско-преподавательские составы вузов и факультетов, хотя больших успехов в этой сфере пока, увы, не добились. Грустно, что среди нас почти нет философов, хотя кому, как не им, надлежит в первую очередь осмысливать, развивать и пропагандировать плодотворное учение светского гуманизма и защищать его позиции в дискуссиях с оппонентами.
Как ни странно, среди тех, кто является нашими оппонентами - петербургские общественные объединения, в громких названиях которых фигурирует слово “гуманизм”. Это так называемые “Российская гуманистическая партия” и “Международная Коалиция “За Гуманизм!” Инициатор их создания и идеолог распространяет брошюры и произносит публичные, как он сам выражается, проповеди, в которых развивает мысли, чуждые светскому мировосприятию, что делает невозможным наше сотрудничество с подобными “гуманистами”.
Большие надежды на совместные действия в области научного просвещения петербуржцев мы возлагали на общественную организацию “Санкт-Петербургский союз ученых”. Кому, как не ученым, надлежит в первую очередь проявлять заботу о повышении авторитета науки в обществе, используя для этого любые доступные средства, в том числе СМИ. Жаль, что на приглашение принять участие в нашем радиоцикле, адресованное этому уважаемому ученому содружеству, откликнулся за полгода только один человек.
Хочу обратить внимание также на следующее обстоятельство. С начала 90-х г.г. в связи с демократизацией нашей жизни и законодательства произошло не только оживление деятельности традиционных для России религиозных конфессий, но и проникновение в нашу страну из-за рубежа новых религиозных течений, действующих порой весьма напористо и агрессивно. Это вызывает немалое беспокойство со стороны, главным образом, Русской Православной Церкви, видящей в пришлых церквах своих конкурентов в борьбе за паству. В связи с этим РПЦ хотела бы видеть во всех россиянах (не брезгуя и атеистами) своих сторонников в деле, как выражаются ее представители, возрождения российской духовности. Звучали подобные ноты и в обращениях к нам. В подобных случаях мы отвечаем, что для светских гуманистов не существует дилеммы, какая религия или секта лучше. Для нас негативен любой отход от рационализма и научного натурализма. Но, будучи законопослушными, мы одинаково терпимо относимся к любому вероисповеданию, разрешенному законом, считая, что наше противодействие всем им должно ограничиваться только научно-просветительской работой. В некотором смысле мы смотрим на широко развернувшие свою деятельность в нашем городе “импортные” религиозные секты даже с завистью. Они щедро финансируются зарубежными спонсорами, благодаря чему ведут интенсивное строительство, содержат много сотрудников и оргтехники, печатают свою литературу на высоком полиграфическом уровне и развозят её по нашей и соседним странам на собственном транспорте. Естественно, что им удается добиваться несравнимо больших результатов в своем деле, чем нам.
К сожалению, наше государство, включая высших должностных лиц, и состоятельные люди предпочитают финансово поддерживать не секулярные, а религиозные организации, в первую очередь Русскую православную церковь. Государственная власть, надо полагать, поступает так потому, что заботится о поддержке со стороны немалочисленного религиозного электората. Что касается российских бизнесменов, то их можно разделить на две части. Одни просто не обладают достаточной культурой, чтобы проникнуться гуманистическими идеями. Других, являющихся достаточно образованными и здравомыслящими людьми, отталкивает от нас, светских гуманистов, то, что они ошибочно видят в нас и за нашей спиной коммунистов. Последние, как отмечено выше, долгое время пребывая в нашей стране у власти, были не только противниками частной собственности и рыночной экономики, но и воинствующими атеистами. И хотя теперь многие из них перековались настолько, что стали выстраиваться в очередь, чтобы облобызать руки церковных иерархов, своей прошлой политикой успели нанести огромный ущерб научному атеизму, сделав из него жупел в глазах многих граждан, в том числе российских деловых людей.
Поэтому, как ни стыдно об этом говорить, но на данном историческом этапе темпы распространения светского гуманизма в России, в том числе в нашем городе, полностью зависят от иностранной помощи, ввиду чего нам приходится уповать на финансовую поддержку только со стороны соответствующих международных организаций. Был бы рад, если бы кто-нибудь возразил мне и указал на реальные источники материальной поддержки внутри нашей страны.



"Научный Атеизм" 2000