Современное зарубежное свободомыслие о религии
З. П. Трофимова
Современное свободомыслие за рубежом как идейное направление представлено многими учениями, начиная от крайне нигилистических и кончая гуманистическо-демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии, человека, гуманизма опираются на традиции просветительства и ряд передовых идей философии XVIII—XIX вв. В их мировоззрении явно прослеживается плюрализм философских и социально-политических систем, что делает современное движение свободомыслящих крайне разобщенным в идейном плане.
Современные свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, имеющие свои периодические издания. Так, в США действуют "Американский этический союз" (издает журнал "Этический мир"), в Великобритании с конца XIX в. и до сих пор действует общество "Свободомыслящий", издающее журнал с тем же названием, в Италии — "Национальная ассоциация имени Джордано Бруно" (издает журнал "Раджоне"), в Индии — "Индийская рационалистическая ассоциация" (издает журнал "Свободомыслящий"). Эти и другие национальные союзы являются членами двух международных организаций: Всемирного союза свободомыслящих и Международного гуманистического и этического союза.
Всемирный союз свободомыслящих был образован в 1888 г. в Брюсселе первоначально как федерация свободомыслящих. С 1938 г. она стала называться Всемирным союзом свободомыслящих. в 1904 г. была принята Римская декларация, которая провозгласила основными целями Всемирного союза свободомыслящих секуляризацию и демократизацию общества, защиту прав человека, приверженность светскому научному образованию, борьбу с клерикализмом. В 1974 г. Роттердамская сессия Международного совета этого союза подтвердила верность историческим традициям, провозглашенную еще в начале века.
Международный гуманистический и этический союз был организован в 1952 г. в Амстердаме. В своей деятельности Союз руководствуется следующими принципами: рациональным, научным подходом к проблемам человеческого существования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом и природой; неуклонной поддержкой демократических принципов общественной жизни.
При Международном гуманистическом и этическом союзе существует молодежная организация, учреждены специальная комиссия по правам человека и Европейский координационный совет светских организаций. Периодический орган союза — ежемесячник " Международный гуманист ".
Среди наиболее распространенных направлений в современном западном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское, фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое, течения "атеистического экзистенциализма", "секулярного гуманизма", "эволюционного гуманизма".
Неопозитивистское направление. Основоположником неопозитивистского направления в современном западном свободомыслии можно считать английского философа, логика, математика Б.Рассела (1872—1970).
В своих работах "История западной философии", "Почему я не христианин", "Сущность религии", "Мистицизм и логика" и других Б.Рассел считает, что наиболее плодотворной традицией в истории философии является антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательное исследование на почву
логики.
Во всех своих работах Б.Рассел подчеркивает, что религию порождает страх. В труде "Во что я верю" ученый пишет: "В основе религиозных догм, как и в основе многого другого в человеческой жизни, лежит страх. Страх перед человеческими существами (индивидуальный или групповой) во многом управляет нашей общественной жизнью, однако религию порождает страх перед природой" (Рассел Б. Во что я верю // Почему я не христианин. М., 1987. С. 68).
Б.Рассел выявляет основные компоненты религии — поклонение, смирение, любовь. В чем же их сущность?
Поклонение, отмечает ученый, трудно определить, потому что оно развивалось и изменялось по мере изменения и развития человека. В неразвитых религиях оно могло быть вызвано одним лишь страхом. Поклонялись всему, что обладало могуществом. Этот элемент существует и в поклонении Богу, но и здесь оно вызывается страхом и почтением к силе. Затем страх вытесняется любовью, и во всяком развитом культе он уже полностью отсутствует. Как только страх преодолевается, приходит радость созерцания. Но поклонение — это не только радость: рядом с ним должны быть благоговение и ощущение тайны, которые тоже не просто определить.
Б.Рассел разбирает разновидности поклонения, присущие религии. Прежде всего существует поклонение, которое требует, чтобы его объект был добрым, и не приемлет злого объекта. С другой стороны, существует бесстрастное поклонение всему существующему, независимо от того, доброе оно или злое. Есть поклонение только существующим в действительности объектам, и есть поклонение
только тому, что принадлежит миру идеалов. Их можно назвать поклонение действительному и поклонение идеальному. Они соединяются в поклонении Богу, поскольку Бог существует в действительности и воплощает в совершенном виде идеальное.
Какое же поклонение существует в религии? Согласно ученому, "Религия... есть результат соединения двух различных видов поклонения — избирательного поклонения благу, поскольку оно является благим, и беспристрастного поклонения всему существующему. Первое является источником теизма, второе — пантеизма" (Рассел Б. Сущность религии // Там же).
Религия постоянно стремится преодолеть разрыв между этими двумя видами поклонения.
Второй элемент всякой религии — смирение. Смирение проявляется в различных видах: одно — перед нашими личными горестями, другое — перед фундаментальным злом, существующим в мире.
Третий элемент религии — любовь. Здесь ученый показывает различие любви к Богу и любви к человеку. Он пишет: "Любовь к Богу созерцательна и полна почитания, тогда как любовь к человеку деятельна и полна служения".
Все три элемента связаны между собой. Б.Рассел стоит за создание некой единой, универсальной, мировой религии без догм. Он подчеркивает, что "...религия, лишенная догм, в некоторых отношениях может быть величественнее и религиознее, чем религия, основанная на вере в то, что в конце концов наши идеалы осуществятся во внешнем мире"
4.
В своих работах ученый критически относится к так называемым аргументам в пользу существования Бога, как то: аргумент первопричины, аргумент естественного закона, аргумент целесообразности, нравственные аргументы, аргумент искупления несправедливости.
Выступая против теории личного бессмертия, Б.Рассел в ряде работ, в частности в книге "Есть ли жизнь после смерти", подчеркивает, что он отрицает дуализм души и тела. Разум есть только серия случайностей, ограниченная определенными отношениями, т.е. памятью, привычками, обычаями. Последние связаны со структурой мозга, который после смерти разрушается. Ученый на основе данных естественных наук отмечает маловероятность того, что сознание продолжает существовать после полного разрушения мозговых структур.
Следуя традиции неопозитивизма, Б.Рассел основную задачу человечества видит в развитии науки. Он полагает, что только наука может помочь преодолеть страх, во власти которого человечество пребывало на протяжении долгих веков.
Б.Рассел имеет много последователей среди современных западных свободомыслящих. Его идеи особенно находят поддержку среди рационалистических союзов Великобритании, США, Германии и др.
Фрейдистское направление. Основателем данного направления является австрийский психотерапевт З.Фрейд (1856—1939). Рели-гиоведческие проблемы изложены в его работах: "Навязчивые действия и религиозные обряды", "Тотем и табу", "Будущность одной иллюзии", "Моисей и единобожие", "Введение в психоанализ". При этом надо учесть, что его учение о религии формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма. Приступая к изучению религии, ученый твердо убежден, что не существует Бога или какой-то сверхъестественной силы, которые могли бы выступить в роли созидателей и управителей мира, определяющих человеческие судьбы. По З.Фрейду, религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими явлениями природы и внутренними присущими ему инстинктивными силами.
Определив религию "как проецированную во внешний мир психологию", З.Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубинных истоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы всех религиозных представлений о рае, аде, Боге, добре и зле.
З.Фрейд считал, что религия — это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожая с неврозом навязчивых состояний. Как невроз, она возникает вследствие подавления первичных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий и ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающих людям приспособиться к условиям своего существования.
В своих работах ученый особое внимание уделял психологической стороне религиозной веры. Ставит он вопрос и о сущности суеверий. Для него суеверия — результат проекции, перенесения человеком вовне своих бессознательных побуждений и мотивов. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источник во внешний мир. Этот механизм, по мнению З.Фрейда, лежит в основе любых форм суеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества — религии. Таким образом, З.Фрейд пытается найти земное ядро религиозных представлений, свести небесное к земному. Он видит в религии мистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза "священных
" наслоений.
Одним из источников религии ученый считал случайность, которая играет большую роль в жизни человека. Случайность подстерегает человека не только во внешнем, но и во внутреннем, психическом мире. Собственные поступки часто кажутся человеку случайными, навязанными какой-то внешней силой. Так, Фрейд подходит к мысли о роли бессознательной сферы в возникновении религиозного мироощущения. Другими источниками религии ученый считал такие психологические факторы, как чувство зависимости, страх, эгоизм и др.
В своей работе "Навязчивые действия и религиозные обряды" З.Фрейд показывает сходство между так называемыми навязчивыми действиями невротиков и обрядами, которые отправляют верующие. В результате он приходит к выводу, что "религию... можно... считать общечеловеческим навязчивым неврозом..." (Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 131).
Таким образом, в зависимости от круга занимавших его проблем, конкретных задач и целей исследования он называл религию то "проецированной во внешний мир психологией", то "всеобщим неврозом навязчивых состояний", то "пережитком психического инфантилизма", то "коллективной иллюзией" и т.д. Одно объединяет все эти определения — религия в его работах выступает как психологическое явление.
Еще одним источником религии, по З.Фрейду, является культура общества в целом. Религия в обществе должна примирять людей с тяготами повседневной жизни, давать разрядку избыточному психическому напряжению. Ничего не меняя в действительной жизни людей, религия с помощью психологической иллюзии "разрешает" конфликт между внутренним миром и внешними, субъективными желаниями человека и объективными требованиями жизни.
Признавая, что религия играет важную роль в психологическом балансе людей, что многие находят в ней единственное утешение и счастье, З.Фрейд тем не менее решительно отрицал за ней какую-либо ценность. Он называл религию "горько-сладким ядом", убаюкивающим волю и разум людей. "...Религиозные постулаты, обещающие человеку защиту и счастье... оказываются на поверку
несостоятельными" (Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 405).
Квалифицируя ее как иллюзию, З.Фрейд выступает против тех, кто считает религию основой нравственности. Человек должен положиться на свои собственные силы. Только человек, освободившийся от власти авторитетов, может правильно употребить разум и понять мир и свою роль в нем объективно, не впадая в иллюзии.
Основные представители фрейдистского направления среди современных свободомыслящих играют большую роль, например, в Британской гуманистической ассоциации.
Неофрейдизм. Среди представителей этого направления особенно большую роль играл Э.Фромм (1900—1980), воззрения которого поддерживают многие современные свободомыслящие.
В своих работах "Догма Христа", "Право любви", "Психоанализ и религия" Э.Фромм пытается вскрыть природу религии. Ученый подчеркивает, что под религией им понимается любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом преданного служения. В таком широком смысле слова ни одна культура прошлого или настоящего, да, по-видимому, и будущего, не может рассматриваться как культура без религии
(Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 158). При этом люди могут поклоняться животным, деревьям, народу, классу и т.д. Сам же он отмечает, что такое определение религии ничего не говорит о ее специфическом содержании. Вопрос вовсе не в том, религия это или нет, а в том, какова эта религия: способствует ли она дальнейшему развитию человека, реализации свойственных ему сугубо человеческих способностей или же препятствует его развитию.
Прежде всего он подчеркивает, что "религиозная потребность коренится в основных условиях существования человеческого вида" (Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 141). На ранних ступенях развития, борясь за свое выживание, человек страдал как от недостаточного понимания сил природы, так и от своей беспомощности в их использовании. Он создавал теории, объясняющие природу, и изобретал различные способы
ее покорения, и все это постепенно становилось частью его религии. Ученый называет этот аспект религии научно-магическим, потому что он имеет общую с наукой функцию познания природы в целях совершенствования техники, необходимой для успешного ее пользования. Таким образом, Э.Фромм делает упор на социальные факторы, способствующие появлению веры в богов. В то же время философ ищет истоки религии в природе самого человека. Он подчеркивает, что "человеческое существование отличается... от существования всех других организмов: оно находится в состоянии постоянной и неизбежной неустойчивости" (Фромм Э. Психоанализ и религия // Иметь или быть. М., 1990. С. 237). Он должен преодолеть внутренний разлад, усугубляемый жаждой "абсолюта".
Э.Фромм в работе "Психоанализ и религия", рассматривая религиозные переживания, выделяет следующие их особенности. Первой особенностью религиозных переживаний является удивление, изумление, осознание жизни и своего собственного существования, загадочной проблемы своей связи с миром. Другой характерной особенностью религиозных переживаний является то, что Пауль Тиллих (1886—1965) назвал "крайней озабоченностью и интересом...", т.е. "чрезвычайный интерес к смыслу жизни, самореализации человека, выполнению задачи, поставленной жизнью перед
нами" ('Там же. С. 290). Третий элемент состоит в остром, даже болезненном осознании "...себя как отдельного и уникального существа, и страстном желании преодолеть ограниченность такой индивидуальности, став единым со Всем сущим" (Там же. С. 291). Четвертый элемент он называет семантическим. Он пишет: "Религия в своих учениях, как и в своих ритуалах, говорит на языке, отличном от того, которым мы пользуемся в повседневной жизни, то есть на языке символов" (Там же. С. 303).
Здесь Э.Фромму удалось подметить основные специфические элементы любой религиозной системы. Рассматривая развитие религии, он отмечает, что уже с периода средневековья начинают проявляться ростки новой религии — "индустриальной".
Развитие религии и философии после средневековья носит сложный характер. Оно характеризуется борьбой двух принципов: христианской, духовной традиции в теологической и философской формах и языческой традиции идолопоклонства. Эта борьба принимала множество различных форм, в результате чего появляется, по выражению Э
.Фромма, "религия индустриализма и кибернетической эры". Первый шаг к такой религии был сделан М.Лютером. По его мнению, индустриальная религия несовместима с подлинным христианством. Она низводит людей до положения слуг экономики и созданных их же руками машин. Далее ученый делит все религии на авторитарные и гуманистические.
Сущностью авторитарной религии независимо от того, выступает она в секулярной или традиционной религиозной форме, является самоуничижение человека и полное подчинение высшей силе, власти. Посредством повиновения Богу — символу сильной власти — человек избегает чувства одиночества, обретает чувство защищенности, теряя при этом независимость и цельность. Согласно Э.Фромму, светская авторитарная религия отвечает тем же самым принципам. Он
подчеркивает, что в авторитарной религии Бог является символом власти и силы. Он — высшее существо, потому что обладает высшей властью, а человек в сравнении с ним совершенно бессилен.
В гуманистических религиях, к которым он относит буддизм, раннее христианство и другие, Бог — символ собственных сил человека, которые он стремится реализовать в своей жизни. Эта религия сосредоточена на человеке и его способностях.
Развитие и существование религий Э.Фромм ставит в зависимость от научного и технического прогресса, которые дают возможность совершенствовать человеческие способности. "Чем больше научно-технический прогресс, тем меньше необходимость возлагать на религию решение задач, являющихся религиозными только в историческом смысле" (Там же. С. 298).
Нигилистическое направление. Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф.Ницше — автора "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихристианин" и др. Само ницшеанство сложилось в 70—80-х гг. XIX в. До сих пор оно имеет последователей, в частности среди представителей движения свободомыслящих.
Ф.Ницше характеризует свою философию как "нигилизм", считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ницше различает два вида нигилизма: пассивный и активный. Пассивный нигилизм — знамение слабости, регресса воли и духа. Активный является "знаком повышенной мощи воли и разума". Согласно ему, все прежние цели и ценности, идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего дня.
Ф.Ницше считает, что, несмотря на новейший культурный прогресс в различных областях жизни, люди в настоящее время клонятся к упадку. Поэтому он усматривает высшую задачу своей собственной жизни в том, чтобы бороться всеми силами ума против этого упадка в человеческой культуре. Бог, с
его точки зрения, в этом плане ничего сделать не может. Бог есть простая "гипотеза", в которой ни один здравомыслящий человек больше не нуждается. "Бог мертв", утверждает Ницше. Необходима "свобода воли" и "творческая интуиция", с помощью которых произойдет прорыв в будущее. Отсюда стержень его философии — "переоценка всех ценностей", в частности христианских. Философ считает, что христианство расслабляет человека, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую "религию религий", основу которой составляет идея вечного возвращения. Существует фатальная предопределенность всего сущего. Будущее есть опровержение прошлого. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек, который является единственной целью человечества. Здесь на смену Бога Нищше ставит сверхчеловека. Пока еще никогда не было сверхчеловека, но он появится, так как в нем заключается цель мирового развития, он есть "смысл земли". Этот последний должен занять место умершего Божества. Основная ценность сверхчеловека — воля к власти. Своей волей он творит все существующее на земле. "Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей" (Ницше Ф. Злая мудрость // Соч., М.Л., 1990. Т. 1. С. 734).
Отрицая Бога, Ф.Ницше одновременно отвергает вечную, загробную жизнь. Вместе с тем Ф.Ницше отрицал существование человеческой души как субстанции, соединенной с телом. На его взгляд, если нет в человеке относительно самостоятельной души, то нет в нем и свободной воли.
На втором этапе эволюции своих взглядов Ф.Ницше считает необходимым освободиться от трех великих ересей: религиозных, метафизических, моральных. Подобно О.Конту (1798—1857), Ф.Ницше ценит непосредственно ощущаемый чувственный мир, исследование "ближайших вещей", оставляя в отдалении метафизические проблемы.
Касается философ и причин возникновения и существования религии. В своей работе "Происхождение трагедии из духа музыки", рассматривая античную мифологию, Ф.Нишше подчеркивает: чтобы земная жизнь была хоть сколько-нибудь сносна, греки создавали в своей фантазии прекрасную надземную жизнь со светлыми олимпийскими богами и примирялись с печальной жизнью на земле. Религия озаряет солнечным сиянием постоянно измученных людей и создает им хоть какое-то сносное, пусть призрачное, положение.
Атеистический экзистенциализм. Термин "атеистический экзистенциализм" был впервые введен французским философом Ж.П.Сартром (1905—1980) в его публичной лекции "Экзистенциализм — это гуманизм", а также в лекции "Бытие и ничто". В лекции "Экзистенциализм — это гуманизм" он дает определение экзистенциализма как учения, "...которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность " (Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.1989. С. 320).
Прежде всего философ подчеркивает, что человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Отсюда он делает вывод, что "...нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал" (Там же. С. 323). Для Ж.П.Сартра главное — это человек, и он сам ответственен за свое существование.
С этой концепцией у Сартра тесно связана идея свободы. Философ убежден, что если бы Бог и существовал, то это ничего бы в мире не изменило. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого "бытия-для-себя", несовместима с активностью Бога. Он подчеркивает, что "человек свободен, человек — это свобода"
(Там же. С. 327). Но в то же время, по Ж.П.Сартру, свобода — тягчайший груз, который человек несет постоянно до самой смерти, "человек осужден быть свободным". Но и при этом, несмотря на заброшенность в этот мир, человек сам, по собственной воле, а не по воле Бога решает свою судьбу. Сартр пишет: "Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования Бога. В этом смысле экзистенциализм — это оптимизм, учение о действии"18.
Секулярный гуманизм. Среди современных свободомыслящих большое влияние сейчас имеет секулярный гуманизм, представленный в работах американского философа П.Куртца (р. 1927). В своих трудах "Трансцендентальное искушение. Критика религии и паранормальное", "Полнота жизни" и др. он подчеркивает, что религию надо рассматривать не абстрактно, а в тесной связи с историей общества. Религия исторически возникает и исторически становится преходящей. "Каждая социальная система, — подчеркивает П.Куртц, — порождает структуру веры, с которой она органически сочетается (Kurtz P. The Transcendental Temptation. A Critiqual of Religion and the Paranormal. N.Y., 1986. P. 71).
Ученый, изучая причины возникновения веры в Бога, отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях того или иного народа при определенной сильной поддержке церкви. Одну из причин существования религиозных представлений он видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности его принять. При рассмотрении магического мышления решающую роль в нем философ отводит творческому воображению. В то же время многие секулярные гуманисты усматривают большую роль эмоций при возникновении религиозных представлений. Эмоции не только стимулируют и обостряют работу воображения, но и придают воображению определенное направление. Представитель секулярного гуманизма Дж.Хемминг (р. 1936) подчеркивает, что "эмоции поднимали со дна памяти соответствующие картины пережитого и тем самым еще больше обостряли переживаемый момент" (Hemming S. Instead of God. A Pragmatic Reconsideration of Beliefs and Values. N.Y., 1986. P. 56).
Рассмотрение религии связано у П.Куртца с анализом такого понятия, как "вера". Согласно ему, вера не просто интеллектуальное или познавательное состояние разума, она также несет в себе психологическую нагрузку. В вере огромную роль играют эмоции. При этом она всегда мотивируется определенными интересами, отношениями и этническими особенностями народов.
Секулярные гуманисты останавливаются также на проблеме сущности мистицизма. П.Куртц выделяет два значения мистицизма. В широком смысле слова мистицизм — это истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестественное начало. В этом смысле он присущ всем религиям. В более узком смысле мистицизм означает религиозно-философскую концепцию, признающую возможность непосредственного сверхчувственного общения человеческой души с Богом. Мистическое состояние сознания проявляется в фантастических видениях, галлюцинациях, экстазах и т.д. К мистическим состояниям П.Куртц относит спиритизм, сторонники которого верят в посмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. По мысли П.Куртца, спиритические учения являются религиозными или квазирелигиозными по своей мотивации и функции.
В своих работах философы этого направления затрагивают проблемы гуманизма. Согласно П.Куртцу, Г.Стейну (р. 1930) и другим, гуманизм должен концентрировать основное внимание на смысле человеческого существования. Основной способ изменения существующего положения вещей в современном мире они видят в науке, морали и просвещении.
Эволюционный гуманизм. В области исследования религии имеется еще одна интересная концепция, изложенная в трудах английского философа, биолога, общественного деятеля, одного из активнейших деятелей современного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887—1975), а также в работах его последователей: Дж.Симпсона (1900—1980), К.Х.Уолддингтона (1892—1970) и др.
Дж.Хаксли является основателем эволюционного гуманизма. Главный лейтмотив его концепции заключается в том, что "религия является органом психосоциальной организации человека и касается вопросов человеческой судьбы..." (
Huxley S. Religion Without Revelation. L., 1957. P. 44). Придерживаясь позиции, что религиозные воззрения не являются врожденными, в труде "Религия без откровения" ученый подчеркивает, что их появление обусловлено определенными обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на более высокой ступени организации с обществом. "Религия, — отмечает он, — путь жизни. Это жизненный путь, который помогает человеку сдерживать себя и внушить чувство священного" (Ibid. С. 6). При этом он относит к священному все, что связано с человеческой судьбой и самим человеком.
В своих трудах ученый ставит ряд сложных и взаимосвязанных между собой вопросов. Какова основа религии? Какова сущность религиозного опыта? Что есть Бог? Каково содержание религиозных эмоций? Каков процесс эволюции религии?
Анализируя религию как продукт человека, Дж.Хаксли считает, что она претерпевает, как и вся человеческая деятельность, определенные, а иногда и существенные изменения. История религии, по нему, есть "история изменения, связанного с условиями жизни, с возрастанием человеческого опыта; история постепенного освобождения религиозных эмоций от таких элементов, как страх, и замена их более рациональными объектами и ситуацией, в которых религия себя истощает"
23. Действительно, отмечает ученый, религия возникает из чувства страха перед природными и социальными силами, с которыми человек постоянно сталкивался в процессе своего, как он отмечает, "психосоциального обмена". Под этим термином он имеет в виду психологическую и социальную адаптацию человека к существующей действительности и соучастие в ее развитии. Человек ищет объяснение миру и своего места в нем. Из этих попыток объяснения фактов возникают религиозные чувства, эмоции, переживания, составляющие, по мнению Дж.Хаксли, основу всякой мифологии.
В то же время, подмечает философ, сущностью религии является не просто вера в Бога или богов. Она есть "жизненный путь, искусство, которое способствует достижению добра". Именно человеческие желания, ценности, духовные возможности диктуют направление религии, концентрируясь в религиозном чувстве. История религии, продолжает он, подобно истории морали и науки, никогда не завершается. Она прогрессирует, "в ней откровение — есть открытие нового и доброго". Этим он еще раз подчеркивает динамический, развивающийся характер религиозных систем. Как мы видим, понятие "откровение", данное в работе Дж.Хаксли, не имеет ничего общего с христианским пониманием откровения. Оно носит у него секулярный характер и связывается с понятием морали. Эту же мысль развил соратник Дж.Хаксли Дж.Симпсон в своей работе "Этот взгляд на жизнь. Мир эволюциониста".
Переходя к изучению современного общества, ученый делает вывод, что современные теистические системы несовместимы с человеческим прогрессом и познанием. Отсюда Дж.Хаксли ставит задачу создания такой религии, которая способствовала бы дальнейшему развитию человека и всего человечества. Эта "новая религия" должна выражаться в реалистических терминах, иметь дело с реальным миром и основываться на общечеловеческих ценностях. "Она, — пишет он, — должна быть открытой и саморазвивающейся системой
".
Раскрывая подробно суть "новой религии", Дж.Хаксли подчеркивает следующие моменты, которым она должна удовлетворять. Она не должна ограничивать людей чем-то мистическим; в ней нет мифологической системы и соответственно религиозного ритуала. Напротив, она будет полностью очищена от элементов сверхъестественного и связана с "чистой" силой интеллекта и логикой. Новая религия будет осознавать, что этика и мораль являются основными принципами человеческой судьбы. Таким образом, делает он вывод, новая религия — это "организованная, унифицированная схема религии, которая в дальнейшем будет связана с новыми формами социальной жизни". В то же время, подчеркивает он, и эта идея проходит сквозь все его работы, "...любая религия, которая выступает против ценностей истины и познания, красоты и добра, моральных ценностей, является ложной религией...". Но, чтобы исполнить данную функцию, религии требуется определенное понимание духовных сил во Вселенной, определенная картина космоса, в которой судьба человека является образцом, определенная мобилизация эмоциональных и духовных сил для работы внутри самого себя, определенная позиция по отношению к индивидуальным и социальным проблемам существования. И все это может быть сконцентрировано лишь в "новой" религии гуманизма, иногда он называет ее "религией человечества".
Натуралистический гуманизм. Большое распространение среди современных свободомыслящих имеет концепция натуралистического гуманизма, разработанная американским философом К.Ламонтом. Ему принадлежит заслуга в критике религиозного понимания человека, особенно в анализе христианской теории личного бессмертия, смысла человеческого существования. Основной тезис этого направления состоит в признании того, что все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъестественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К.Ламонт, рассматривает человека, землю и вселенную как часть великой природы. Само существование связано с природой и вне природы ничего не существует.
В трудах "Иллюзия бессмертия", "Философия гуманизма", "Свобода положительного выбора" в противоположность религиозной доктрине К.Ламонт утверждает, что человек, будучи продуктом естественной и социальной эволюции, является общественным существом. Вместе с тем при рассмотрении социальных и биопсихологических компонентов человеческой сущности он не делает особых, качественных различий между ними. В своих работах К.Ламонт резко выступает против теории личного бессмертия человека. По нему, потусторонний мир есть не что иное, как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бессмертие души — это продолжительная жизнь человека в памяти людей. В то же время он подчеркивает, что, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает бессмертие человечества.
Антиклерикализм современного свободомыслия. Хотя исторически в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблемы свободы совести среди свободомыслящих практически одинаково. Здесь они продолжают антиклерикальные традиции, присущие свободомыслию предшествующих веков.
Современные свободомыслящие выступают за полное и фактическое отделение церкви от государства и школы от церкви как средство борьбы трудящихся за свои права. В США в этом плане, например, активно действует "Американский союз борьбы за отделение церкви от государства". Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку нетеистическую веру, воспитать его в светском духе. Главным условием для этого является фактическое отделение церкви от государства. Другое условие состоит в усилении морального воспитания, так как именно оно и даст возможность создать лучшую жизнь. Как мы видим, антиклерикализм современных свободомыслящих упирается в моральное преобразование общества, живущего в нем человека.


"Научный Атеизм" '99