В завершение следует отметить, что поскольку в большинстве работ о свободе совести в последнее время проблеме реализации права каждого придерживаться атеистических взглядов и пропагандировать их не уделяется достаточно внимания, остаются открытыми многие вопросы, связанные с юридическим статусом и ролью в обществе атеизма как идеологии и атеистических организаций.
Религиозная подсистема общества имеет свою специфику, так как особенности религиозного мировоззрения и роли религиозных организаций в обществе существенно выделяют ее в структуре социальных отношений. Основные конфессии внесли значительный вклад в формирование традиций и культуры нашего государства и проживающих на его территории народов. Из этого бесспорного утверждения делают вывод, что государство призвано защищать традиционные религии как составную часть культурного наследия и традиций общества.
Таким образом, концепция намечает последовательное развитие в России кооперационной модели взаимоотношений государства и РПЦ МП и не закрепляет в должной мере приверженность церкви демократическим идеалам светского государства и свободы совести. Государство идет навстречу иерархам РПЦ МП и активно сотрудничает с церковью, не всегда соблюдая действующее законодательство Российской Федерации. В частности, противоречат законодательству многие договоры, заключенные федеральными и региональными органами исполнительной власти с РПЦ.
Участилась практика заключения соглашений между губернаторами или региональными ведомствами и руководителями соответствующих епархий Русской Православной Церкви, в соответствии с которыми региональная власть "рекомендует" ввести в школах факультативное обучение детей православию. Фактически иногда инициатива его введения идет сверху, и родителям и детям приходится с ней соглашаться или не соглашаться.
111
Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.