Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?
Черномырдин Виктор Степанович

Уголок науки / Этология

Обезьяны думают о будущем

Немецкие этологи показали, что обезьяны — орангутаны и бонобо — способны планировать свои действия. Оба вида обезьян припасали нужные орудия для получения в дальнейшем той или иной награды. Анализируя серию тщательно продуманных экспериментов, исследователи пришли к выводу, что способность предвидеть будущее не является исключительно человеческой чертой. Эта черта, вероятнее всего, заложена в мыслительных схемах животных.

Принято считать, что планирование будущего — исключительно человеческая черта. Турист перед походом собирает рюкзак, тщательно продумывая, что ему может пригодиться — топор, веревки, рыболовные крючки, ложка с кружкой и много другого — хотя в момент сборов нет необходимости рубить ветки или ловить рыбу. Чтобы собрать рюкзак, нужно хорошо представлять себе, как будут разворачиваться дальнейшие события. Точно спланированные действия считаются признаком мудрости, плохо спланированные — легкомыслия (мол, будь что будет).

В последние годы исследователи обнаружили у животных многие симптомы интеллектуальной одаренности, которые ранее считались чисто человеческими. Способность к предвидению и планированию также приписывалась только человеку. Оказалось, что и эта эксклюзивная черта присутствует у животных, нужно только правильно поставить эксперименты.

Эти эксперименты воплотили в жизнь этологи из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге. Они поставили четыре серии опытов с человекообразными обезьянами — орангутанами и бонобо. Орангутаны отделились от эволюционной линии наших предков около 15 млн лет назад, бонобо — менее 7 млн лет назад. По результатам экспериментов исследователи надеялись примерно определить, на каком этапе эволюционного развития сформировалась способность к планированию.

Обезьянам предлагали решать задачу на выбор правильного орудия. В специальном аппарате крепилась трубка с дырочкой в стенках, в эту дырочку поперек трубки вставлялась сухая макаронина, к двум концам которой привязывались виноградные кисти. Обезьяна должна была выбрать тонкую палочку, просунуть ее в трубку и сломать макаронину. Тогда виноград падал из аппарата в лапы обезьяне.

Когда обезьяны научались правильно выполнять это задание, начались тесты по планированию. Обезьяне показывали закрытый аппарат, из которого ничего нельзя было достать, и предлагали на выбор 8 инструментов (2 подходящих и 6 непригодных). Через пять минут ее выпроваживали из комнаты и приводили назад через час. Теперь уже аппарат был открыт, и если обезьяна приносила с собой правильно выбранный инструмент, то могла достать себе виноград.

Итак, сначала правильно выбрать инструмент, затем взять его с собой, затем принести обратно в комнату — не так уж это просто. Но тем не менее в 70% случаев тест был пройден успешно! В двух случаях обезьяны унесли с собой неправильные орудия. Но, войдя в комнату с открытым аппаратом, быстренько сообразили в чем дело, обработали неподходящие орудия, отломав лишние части, и все-таки добрались до винограда.

В другом эксперименте обезьян уводили из комнаты с закрытым аппаратом на целых 14 часов. Действия обезьян оказались успешными даже больше, чем в 70% случаев.

В третьей серии опытов обезьянам предлагали выбрать правильное орудие, когда сотрудники только устанавливали аппарат, то есть самого аппарата с виноградом или бутылочками с соком еще не было. Успешными оказались в среднем лишь 6,5 попыток из 16, зато выбор орудий был правильным почти всегда.

Если же, как это было проделано в четвертой серии экспериментов, обезьяны не видят, что устанавливают аппарат, то они не справляются с заданием, хотя в случае правильно выбранного и принесенного назад орудия получают награду. Удручающе низкий успех в последнем эксперименте показывает, что планирование нельзя объяснить формированием условного рефлекса, пусть даже и сложного.

Ученые выдвинули несколько гипотез для объяснения столь рассудительного поведения обезьян. Среди них самой вероятной они считают изначальную предрасположенность мыслительной деятельности всех животных (по крайней мере, птиц и млекопитающих) к прогнозированию будущего.

Источник: Nicholas J. Mulcahy, Josep Call. Apes Save Tools for Future Use // Science. 2006. V. 312. P. 1038-1040.

Источник: http://elementy.ru