В верховьях р.Ориноко, у границы Бразилии с Венесуэлой, живет индейское племя яномамо, насчитывающее около 24 тыс. человек и менее других аборигенов подвергшееся европейскому влиянию. Об этом племени почти ничего не было известно до выхода в свет (1968) монографии американского антрополога Н.Шаньона (N.Chagnon), прожившего рядом с этими людьми немало времени. Книга называлась «Свирепый народ»; в научной среде ее сразу же признали классической, а миллионный тираж разошелся быстро, причем не только среди специалистов (Science. 2000. V.289. №5488. P.2251. США). Шаньон изучал жизнь яномамо вместе с генетиком Дж.В.Нилом (J.V.Neel), а помогал им кинодокументалист Т.Эш (Т.Asch), снявший 39 научно-популярных лент.
Шаньон утверждает, что люди этого племени постоянно живут в состоянии войны: если даже им хватает пищи, они дерутся из-за женщин. Тот, кто убил больше врагов и забрал его жен, получает почетное звание «унокаи» и приобретает право на расширение гарема. В этом, как считает ученый, проявляется зоологический закон: сильнейший передает потомству свой генетический потенциал. Однако большинство специалистов с этой интерпретацией не согласны и не разделяют мнение о врожденной агрессивности яномамо.
Шаньона упрекают в создании ложного образа яномамо и фальсификации результатов наблюдений, в связи с чем Американская антропологическая ассоциация постановила провести открытое обсуждение проблемы, однако он отказался принять в нем участие.
Самое серьезное обвинение в адрес Шаньона и его коллег заключается в том, что в 1968 г. они якобы способствовали распространению эпидемии кори, против которой у яномамо не было иммунитета, а возможно, даже сами вызвали эту эпидемию, унесшую сотни, если не тысячи, человеческих жизней. К этому выводу пришел журналист Тирни, который изучал проблему более 10 лет и свыше года прожил среди яномамо. Он считает также, что большинство «боевых» сцен, заснятых в свое время Эшем, было сфабриковано, печальнее же всего то, что они превратились в реальные кровавые войны между деревнями, так как Шаньон раздал индейцам дотоле неизвестное им холодное оружие.
Действительно, в 1968 г. Шаньон, Нил и Эш провели массовые прививки яномамо против кори вакциной, которая позже была повсеместно запрещена из-за побочных эффектов. Эпидемия в племени началась как раз там, где проходила вакцинация. Американский антрополог Т.Тернер (Т.Turner) предполагает, что Нил хотел экспериментально проверить одну из своих концепций евгеники, согласно которой выдающиеся особи (в данном случае - унокаи) более жизнестойки и поэтому легче переносят невзгоды и катастрофы.
Коллеги Нила, которого, как и Эша, уже нет в живых, оспаривают негуманность их отношения к племени. Так, американский специалист по кори С.Л.Кац (S.L.Katz) убежден, что использованная тогда вакцина не смертельна для людей, не встречавшихся ранее с этой болезнью (как известно, такая вакцинация сотен тысяч ослабленных детей в Нигерии и Буркина-Фасо не причинила никакого вреда).
Точку в этом научном споре, видимо, поставит суд.Источник: Ссылка