Позднейшие христиане не могли быть потомками тех, кого при Нероне разрывали дикие звери, а разве что потомками толп воющих зрителей.
Лец Станислав

Уголок науки / Происхождение жизни

Эволюционная лотерея

10 июня 2002, 12:18

Борис Овечкин

info@vesti.ru

Обнаруживая время от времени новые окаменелости, ученые не перестают удивляться извилистым путям эволюции земной жизни и пытаются угадать, как же все это происходило на самом деле.

России к Чарльзу Дарвину в последнее время принято относиться почти как к Владимиру Ленину - правда, основоположника эволюционной теории не требуется хоронить. Классический дарвинизм, на котором выросли несколько поколений отечественных естествоиспытателей, давно растоптан и забыт, кафедры дарвинизма в российских вузах уже лет десять как переименованы, при этом никакой другой фундаментальной теории происхождения и развития жизни на планете у ученых нет. Пока для объяснения эволюционных явлений они по большей части пользуются синтетической теорией, сочетающей в себе дарвиновские, ламаркистские и другие понятия с новейшими достижениями генетики и биохимии. Основным постулатом синтетической теории является утверждение, что главным двигателем эволюции является не один организм и не вид, а популяция. К популяции вполне применимы все генетические и экологические законы, но сочетание этих законов и механизм действия их совокупности до сих пор остается загадочным.

Непонятные вещи творятся и с фактическим материалом. То вдруг в Южной Африке находят кости неведомого человекообразного, которого по всем понятиям там быть не должно, то обнаружат никому не ведомый раньше отряд насекомых (http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=379) то возраст Земли пересчитают по-новому. Недавно вот при рытье какого-то котлована недалеко от озера Онтарио рабочие наткнулись на окаменевшие следы странного существа. Осмотрев место действия, палеонтологи пришли к выводу, что существо это выходило из моря на сушу и ползло по песку древнего берега, оставляя характерные следы лап и туловища. Случилось это где-то 544 миллионов лет назад. Потом почему-то следы окаменели и остались в истории.

Тот период, в котором неведомые членистоногие выползали погреться на песочек, палеонтологи называют кембрийским. Раньше считалось, что заселение суши подвижными обитателями началось много позже - в силуре (440 миллионов лет назад). В начале ХХ века при очередных раскопках были найдены доказательства того, что земным обитателям надоела подводная жизнь еще в ордовике (на 490 миллионов лет раньше). Теперь сроки выхода на сушу отодвинуты еще на 54 миллиона лет - и ученых это, похоже, ничуть не смутило. Когда речь идет о таких невообразимых сроках, на миллионы не скупятся. Опять же, некоторое удлинение земной истории жизни только на руку сторонникам естественного отбора - если уж человечество за какие-то десять тысяч лет своего разумного существования изменило себя (хотя бы в интеллектуальном плане) и окружающий ландшафт практически до неузнаваемости, то можно себе представить, что могла учудить природа за сотни миллионов. Правда, никакая эволюционная теория до сих пор не могла объяснить загадку обычных тараканов. Эти насекомые впервые появились на планете около 350 миллионов лет назад и с тех пор в практически неизменном виде живут и здравствуют на всех материках. Мутации, вымирание, популяционные волны, идиадаптации и ароморфозы, придуманные биологами, тараканам оказались почему-то не страшны.

Но одной из самых неразрешимых загадок истории жизни считается кембрийская вспышка жизнеформ. Почему-то в геологических пластах, датированных докембрийской эпохой, не встречается никаких признаков живших в то время существ. Но 600 миллионов лет назад случился настоящий бум многоклеточных. Они появились по историческим меркам внезапно, сразу заселили все моря и океаны и приобрели все возможные формы и размеры. В кембрийский период появились первые хордовые, которые через сотни миллионов лет видоизменились в людей. Теперь еще выясняется, что тогда же в древних морях стало тесно, и животные впервые выбрались на сушу. Многие исследователи связывают сам факт выхода животных на поверхность Земли с постепенным прекращением жесткого ультрафиолетового излучения и появлением озонового слоя. Почему возник озоновый слой - уже другой вопрос. Вроде бы с тех пор эволюция пошла медленнее (мутаций по причине мягких условий стало меньше), и никаких резких вспышек эволюционной активности на планете не наблюдалось.

Применив новейшие методы исследований, ученые недавно обнаружили докембрийскую фауну, названную эдиакарской (по названию австралийских холмов, где останки древнейших существ впервые были обнаружены). Оказалось, что в докембрийскую эпоху планету населяли какие-то мягкотелые животные, напоминающие современных губок, и размеры этих животных были далеко не микроскопическими, как было принято считать ранее. Такой поворот дел породил новые загадки - во-первых, почему эта эдиакарская фауна, столь отличная по строению и размерам от кембрийских форм, вымерла, от каких эдиакарских видов ведут род все остальные и ведут ли вообще?

Подобные эволюционные несуразицы дают богатую почву для фантазий и всевозможных спекуляций, начиная от креационизма, получившего в последние годы настолько широкую популярность на Западе, что в средних школах США чуть не отменили уроки по эволюции, и заканчивая совсем уж бредовыми идеями об инопланетянах и всевозможных "больших взрывах" в масштабе одной планеты. Впрочем, человечество продолжает эволюционировать в своей интеллектуальной мощи. Уже сейчас большинство ученых понимают, что в нынешнем состоянии современная наука и мышление никогда не дадут ответа на большинство загадок природы. А в своих попытках объяснить их современные люди похожи на племя людоедов, внезапно нашедших на берегу родного острова космический скафандр.

Источник: Vesti.ru