Господи, ниспошли мне терпение! Сейчас! Сию же минуту!
Арнолд О.

Уголок науки / Вселенная

Найдены причины смены полюсов на Солнце

Команда ученых из Стэнфордского Университета проанализировала данные, собранные с 1991 по 2001 год от двух орбитальных спутников - Yohkoh, запущенный Японским Институтом Космоса и Астронавтики и SOHO, - проект, финансируемый НАСА и Европейским Космическим Агентством (ESA). Эти данные позволили выяснить, почему Солнце на середине своей активности меняет полярность своего магнитного поля.

Солнце имеет магнитные полюса, но в отличие от Земных, они не настолько постоянны. Их сила меняется с каждым годом, а раз в 11 лет магнитное поле Солнца меняет полярность (северный магнитный полюс Солнца меняется на южный и обратно). Одна из главных проблем для астрономов в прошлом столетии состояла в том, чтобы найти объяснение причинам смены полюсов на Солнце.

Результаты исследований команды ученых Стэнфордского Университета были представлены на сессии Американского Астрономического Общества и будут опубликованы в текущем выпуске Astrophysical Journal Letters.

Перемена полярности случается в середине 11-летнего цикла солнечной активности в период, известный как 'солнечный максимум', когда число солнечных пятен на солнце максимально. Последний пик солнечного максимума пришелся на 2000 год.

В течение пяти лет после солнечного максимума, число солнечных пятен постепенно уменьшается, пока почти не исчезает. Это период известен как 'солнечный минимум', когда поверхность Солнца относительно спокойна. Следующий солнечный минимум будет в 2006 году.

Спутниковые данные охватили нисходящую фазу предыдущего солнечного цикла, от 1991 - максимума до 1996 минимума, также как и восходящей фазы нашего существующего цикла - от 1997 до 2001 года.

Солнечные пятна не возникают беспорядочно. Они сконцентрированы прямо над и чуть ниже солнечного экватора и имеют тенденцию возникать попарно.

Пара солнечного пятна имеет свое микромагнитное поле, главное (и более крупное) пятно пары которого несет противоположную магнитную полярность тому полюсу, к которому ближе расположено пятно. А замыкающее пятно имеет противоположную полярность главному пятну и одинаковую с полюсом. Так, если северный магнитный полюс Солнца положителен ("+"), то все замыкающие пятна к северу от солнечного экватора будут положительны ("+"), а все главные пятна будут отрицательны ("-").

Эта разность в полярности между главными пятнами и магнитными полюсами и является ключом к тайне смены полярности на Солнце. В период солнечного максимума число солнечных пятен постоянно растет, как и число главных пятен с противоположными полярностями тому полюсу, где сосредоточены пары (сверху или снизу) от экватора.

Гигантские электрические контуры, собравшись большим числом в Солнечной атмосфере, могут вызывать реверсирование полюсов Солнца. Рентгеновские датчики спутника Yohkoh, время от времени фиксировали электрические контуры, которые были подобны огромным искривленным радугам образовывающие дуги от главных солнечных пятен до магнитных полюсов. Эти электрические контуры заполнены газовыми частицами, нагретыми до 3.5 миллионов градусов и настолько большие, что они уходят на 800,000 км во внешнюю атмосферу Солнца (в корону). Поток электричества в пределах них невероятно интенсивен, потому что магнитный полюс и ведомое пятно несут противоположные магнитные полярности.

Гигантские электрические контуры формируют мощные магнитные поля, которые, по мнению исследователей, достаточно сильны, чтобы вызвать реверс полюсов. Магнитные поля, вероятно, исходят из глубоких слоев ниже солнечной атмосферы, расположенных в 135,000 милях ниже поверхности, которая, по мнению ученых, является источником всего магнетизма на Солнце.

Дата публикации: 11 июня 2002