Трудно богу доказать свое алиби.
Лец Станислав

Уголок науки / Замечательная природа

Мидии открывают людям секреты своего суперклея

Наблюдения за животными могут открыть для человека еще много полезных возможностей. Одну из таких открыли ученым мидии. Их способность намертво прикрепляться к камням и другим поверхностям, могут открыть для нас улучшение свойств клеев и новые приложения в хирургии.

Об этом было сообщено 3 июня на региональной встрече Американского Химического Общества. Джонатан Вилкер, доцент химии в Университете Пурдью, представил свое исследование по изучению того, как морские мидии так сильно крепятся на камнях и днищах судов, что буквально затвердевают подобно камню.

Эти данные могут позволить разработать гораздо более мощные клеи, чем те, что доступны сегодня при современном уровне технологий. Другое потенциальное применение - это хирургические клеи, способные заменять хирургические нитки, которыми зашивают швы, оставленные после резекции кожи хирургическим скальпелем во время полостной операции. Клеи мидий сделаны из растворимых белков, которые формируют кашицу. Ученые выяснили, что помимо этого, металлы типа железа являются прямыми добавками к этой кашице, в результате чего клей мидий способен скреплять не только биологические, но и металлические и каменные материалы между собой.

Вилкер теперь надеется расширить знания относительно других свойств мидий, чтобы найти методы создания антиналипающего покрытия для днища судов. Ракушки довольно быстро облепляют днища судов, в результате чего они теряют эластичность и снижают ход во время плавания. В результате приходится нести дополнительные расходы на топливо или профилактические работы по очистке днища. Поэтому, в целях профилактики лучше всего сразу нанести защитное покрытие от налипания живности на корпус судна.

Защитное покрытие на современных судах основано на медно- или оловосодержащих реагентах, которые отсеиваются от краски корпуса в воду и убивают организмы. Но вместе с рачками, мидиями и другими прилипалами, погибают и другие морские животные от тех ядов, что исходят от корпуса судна. Поэтому, как только исследователи разгадают секрет химии биологической спайки мидии, мы можем прекратить использовать эти отравляющие защитные покрытия на судах. Вилкер полагает, что новые защитные покрытия будут состоять из комбинированных материалов на основе синтетических клеев и полимеров.

Дата публикации: 11 июня 2002