Церковь – единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры.
Эйнджел Ч.

Путеводитель
Новости
Библиотека
Дайджест
Видео
Уголок науки
Пресса
ИСС
Цитаты
Персоналии
Ссылки
Форум
Поддержка сайта
E-mail
RSS RSS

СкепсиС
Номер 2.
Follow etholog on Twitter


Подписка на новости





Rambler's Top100
Rambler's Top100



Разное


Подписывайтесь на нас в соцсетях

fb.com/scientificatheism.org



Уголок науки / Этология

Оставить отзыв. (0)

Оптимизм и пессимизм: И пессимист станет счастливым, если этого захочет его начальник

Анатолий Чернов

Ведомости

23 августа 2002

В последнее время все большую популярность приобретают управленческие теории, согласно которым наиболее успешны те компании, сотрудники которых счастливы. Руководители вынуждены задуматься о природе счастья.

По данным компании "КОМКОН", лишь 20% россиян считают себя полностью удовлетворенными своей нынешней жизнью. При этом 31% опрошенных полагают, что им нечего ждать от будущего, а 30% уверены, что жизнь к ним несправедлива.

Утверждения позитивной психологии, уверяющей, что счастливым может стать любой человек, стоит только научиться правильно, т. е. позитивно, мыслить, в последнее время все чаще подвергаются сомнению. Некоторые специалисты даже полагают, что существует генетическая предрасположенность к счастью, отсутствие которой никак не исправить.

На одном из последних симпозиумов Американской ассоциации психологов, посвященном негативизму, был описан такой эксперимент. Собрали две группы - оптимистов и пессимистов. Каждую из них разделили на три подгруппы и попросили метать дротики в мишень. При этом каждой из подгрупп было дано по одному наставлению: одна должна была верить в то, что все у нее пройдет гладко; другая должна была вообразить множество помех и изобрести способы их преодоления; третьей группе было сказано не думать о выполнении задания, а мысленно купаться и загорать на пляже.

В итоге пессимисты показали лучшие результаты, когда пытались представить себе разные неприятности, т. е. действовали в привычном для себя состоянии. И, наоборот, их дротики летели мимо цели, если они пытались думать, что все у них получится. У оптимистов же результат был наилучшим после мыслей о море. Вывод: оптимизм и пессимизм "сидят в крови", и при правильных условиях для достижения поставленных целей пессимизм ничем не хуже оптимизма.

Самой важной предпосылкой ощущения счастья психологи считают чувство уважения к себе и уверенность в том, что человек сам управляет своей жизнью. Поэтому пессимисты тоже могут быть счастливыми, если создать для них благоприятную среду. По мнению шведских профессоров Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, авторов книги "Бизнес в стиле фанк", успех современной компании определяется не количеством заработанных денег, а количеством улыбок. Счастливая организация - это синоним креативной организации. А будущее именно за такими, считают авторы. Под счастливой организацией они понимают коллектив свободных людей, связанных едиными ценностями. "Выработав и затем сделав достоянием гласности свою систему ценностей, организация некоторым образом автоматизирует подбор персонала, поскольку она начинает притягивать только тех людей, которые разделяют с ней эти ценности", - пишут авторы.

Три года назад в группе компаний "Астрософт" провели опрос сотрудников, в котором был вопрос, почему им нравится работа. В результате выяснилось, что им нравится коллектив и именно это для них - основа "рабочего счастья". Среди заявленных ценностей компании - лидерство, профессионализм, команда. Директор по развитию группы компаний "Астрософт" Мария Воллина видит именно в правильном подборе персонала путь создания счастливой организации. Этот же метод она считает оптимальным для проведения изменений в компании. "Сейчас пытаемся развивать ответственность и результативность в нашей компании, и поэтому при наборе новых сотрудников именно эти качества становятся определяющими", - говорит Воллина.

Теоретически, следуя путем "правильного отбора", можно создать компанию просто счастливых людей, т. е. набрать команду оптимистов. Но эксперты сомневаются в целесообразности такого подхода. По мнению советника директора института психологического консультирования "Теменос" Андрея Серова, если исходить из того, что жизнь строится на борьбе противоположностей, то в компании нужны и оптимисты, и пессимисты. "Истина, или, точнее, реальная картинка жизни, находится на стыке этих двух концепций отношения к жизни", - говорит Серов.

В другой российской компании со счастливым названием "Хэппилэнд" счастье определяется как возможность использовать свои способности на благо компании, получая при этом удовлетворение от работы. А за этими словами скрывается то, что одним из главных критериев отбора людей при приеме на работу является высокая мотивация к самореализации и желание расти.

В основе "рабочего" счастья лежит два постулата. Первый - счастье в работе реально при условии, что требования отвечают возможностям человека. Отсюда же вытекают возможности для самореализации, возведенные Абрахамом Маслоу на вершину пирамиды человеческих ценностей. Если же требования на работе превышают возможности человека, они будут его подавлять, развивая комплекс неполноценности.

Второй постулат - руководство должно создать условия предсказуемости. "Люди должны знать, что происходит и к чему идет организация. Все остальное бессмысленно, если люди не знают, что с ними будет завтра", - говорит Серов.

Создав условия для "счастливого коллектива", руководитель должен затем лишь пестовать хорошую атмосферу. Обычно это выливается во всевозможные корпоративные "радости". В том же "Астрософте" такое происходит как минимум раз в квартал. К примеру, в марте этого года прошел праздник под названием "Весенний шок". На проходной сотрудников встречал не привычный охранник, а колоритный негр, нанятый руководством в одном из стриптиз-клубов Петербурга. Он был затянут в кожу и увешан цепями. Негр требовал с сотрудников по 10 руб. за вход, которые тут же возвращались в виде набора монет для кофейного аппарата. По офисным коридорам разъезжал "таксист" в кресле с прикрученным рулем, предлагая подбросить сотрудников до их рабочего кабинета. Подобными шутками, придуманными в отделах рекламы и персонала, был наполнен весь день. По замыслу авторов это должно вносить положительные эмоции и драйв в будничную жизнь коллектива.

Специалисты уверены, что счастье не зависит от величины дохода. Эту мысль подтверждают и данные "КОМКОНа". Несмотря на то что доходы населения в Москве значительно выше средних по России, удовлетворенность жизнью столичных жителей и провинциалов практически одинаковая. Более того, по некоторым показателям москвичи настроены несколько пессимистичнее. Интересны и следующие данные: в 2002 г. 12% россиян заявили, что довольны своим уровнем жизни, при этом удовлетворенность от своей нынешней жизни испытывают 21,7%. То есть деньги ( "уровень жизни") играют далеко не главную роль в простом человеческом счастье.


Источник: www.vedomosti.ru
Оставить отзыв. (0)

111


Создатели сайта не всегда разделяют мнение изложенное в материалах сайта.
"Научный Атеизм" 1998-2013

Дизайн: Гунявый Роман      Программирование и вёрстка: Muxa