Подозрительна мне атмосфера
ибо очень сомнительна вера,
отвергающая сомнения.
Губерман Игорь

Уголок науки / Вселенная

Отсутствие антивещества во Вселенной остается загадкой

Новые измерения, проведенные в Стэндфордском исследовательском центре (Калифорния), где установлен линейный ускоритель элементарных частиц, позволили ученым продвинуться в понимании того, почему во вселенной вещество преобладает над антивеществом.

Результаты эксперимента подтверждают сделанные ранее теоретиками предположения о нарушении баланса вещества и антивещества в природе. Однако ученые говорят, что проведенные исследования поставили больше вопросов, чем ответов: опыты с ускорителем не могут дать полного объяснения, почему в космосе так много вещества - миллиарды галактик, наполненных звездами и планетами.

В результате Большого взрыва должно было образоваться одинаковое количество вещества и антивещества, которые затем аннигилировали. Однако наблюдаемая нами Вселенная заполнена только веществом, а антивеществa до сих пор в больших количествах обнаружить не удалось. В земных условиях ученым удалось "приручить" антивещество - теперь в лабораториях можно получать античастицы, а в Европейском Центре Ядерных Исследований (СERN) после 15 лет работы по проекту ATRAP удалось даже создать и сохранить простейшие атомы антивещества - атомы антиводорода.

Ученым из Стенфорда в серии экспериментов на линейном ускорителе удалось точно измерить параметр, отражающий степень асимметрии между веществом и антивеществом. Физики наблюдали эффект, называемый несохранением комбинированной четности. Для наблюдения такого эффекта ученые изучали B-мезоны и анти-B-мезоны, частицы с очень коротким периодом жизни порядка триллионных долей секунды. Миллионы B-мезонов и анти-B-мезонов возникали в результате столкновения в ускорителе пучков электронов и позитронов. Первые результаты были получены в 2001 году, и они четко продемонстрировали несохранение комбинированной четности у B-мезонов.

"Это было важным открытием, но необходимо собрать еще очень много данных, чтобы убедиться в факте существования показателя асимметрии в качестве фундаментальной константы квантовой физики, - считает Стюарт Смит (Stewart Smith) из Принстонского университета. - Эти результаты потребовали трех лет интенсивных исследований и анализа 88 миллионов событий".

Новые измерения согласуются с так называемой "стандартной моделью", которая описывает элементарные частицы и их взаимодействие. Подтвержденная степень несохранения комбинированной четности сама по себе недостаточна для объяснения преобладания вещества над антивеществом во Вселенной.

"Судя по всему, кроме несохранения комбинированной четности есть и другие фундаментальные причины, которые вызвали в итоге преобладание во Вселенной вещества, превратившегося в звезды, планеты и живые организмы, - прокомментировал Хассан Джоэри (Hassan Jawahery), сотрудник университета в Мериленде - В будущем мы, возможно, сможем понять эти скрытые процессы и ответить на вопрос, что привело Вселенную к ее нынешнему состоянию, и это будет самое захватывающее открытие".

News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 02.08.2002