Архиепископ: христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос.
Менкен Генри Луис

http://remont-tiguan.ru/remont-dvigatelya-tiguan/ архивы ремонт турбины тигуан.

Уголок науки / Удивительное - рядом

Разум муравейника

Они были хозяевами Земли задолго до нас. Они самые многочисленные – ученые говорят, что общая биомасса всех существующих в природе насекомых во много раз больше биомассы зверей, птиц, рыб и людей, вместе взятых. Они самые докучливые, живут в каждом доме и палисаднике… Но ни о ком мы не знаем так мало, как о них. И знать не хотим. Брезгливо отмахиваемся, давим, прыскаем дихлофосом, травим инсектицидами, остервенело разрушаем их "дома". И никогда не задумывались об их… цивилизации…

Муравьиная "галактика"

Такое поселение, например, можно увидеть в Нижегородской области, где расположен один из самых крупных в Европе муравейников. Комплекс состоит из 349 образований, которые расположены, подобно звездам во Вселенной, концентрическими кругами. В каждом круге – десятки колоний, а каждый из "городов" – уникальное инженерное сооружение. Постройки насекомых чрезвычайно прочны, система ходов в них удобна и оптимальна для передвижения. В муравьиных "небоскребах" действует система вентиляции, а в холодные дни "включается" хитроумная система обогрева.

Тщательно выстроена и структура муравьиного государства: здесь есть свой царь и придворные, своя полиция, отряды рабочих и строителей…

О том, что у муравьев налажено "сельское хозяйство" и "животноводство", писал еще известный немецкий натуралист Карл Линней в 1861 году. Эти трудолюбивые насекомые занимаются разведением тли, особи которой способны выделять сладкую жидкость. Муравьи строят для своих "сахарных коровок" теплые "загоны", куда прячут их в непогоду и вновь выгоняют на "пастбище" с восходом солнца. Свое стадо муравьи охраняют от набегов других насекомых и регулярно "доят".

Существуют муравьи "атта", которые выращивают грибы в специальных рассадниках, сооружаемых из обрезков листьев и лепестков цветов. Причем выглядят такие посадки довольно своеобразно. Представьте себе: от муравейника расходятся радиальные дороги с подземными переходами, навесами, кольцевыми дорогами и даже развязками. По дорогам снуют потоки муравьев – в одну сторону движутся те, что уже сбросили груз, а навстречу – их собратья, уже нагруженные новой порцией листьев.

Наблюдая за этими транспортными потоками, ученые стали однажды свидетелями "дорожной пробки". Большая ветка упала на дорогу атта и перегородила ее. Входящие и выходящие потоки муравьев смешались на протяжении нескольких метров.

Тут-то и началось самое интересное и загадочное.

Почти сразу на месте происшествия появилось несколько более крупных муравьев – "полицейских" и "строителей". Они стали сгребать в сторону старые листья и всякий хлам, сооружая обходной путь, организуя движение.

В обычных условиях "полицейские" находятся на многих метрах друг от друга или же впятером-вшестером "патрулируют" перекрестки. Но тут они собрались очень быстро, как будто получили срочное сообщение. Но каким образом?

Ученые предположили, что информация о неожиданном препятствии на дороге могла передаваться с помощью последовательных контактов усиками-антеннами вдоль потока муравьев. Однако расчет показал, если бы даже 60 тысяч муравьев одновременно повернулись в одну сторону и без промедления последовательно коснулись антеннами друг друга, сигнал передавался бы в сто раз медленнее, чем это произошло на практике.

Загадка эта пока не нашла объяснения у ученых. Но факт остается фактом. Проверки показали, что "атта" могут передавать информацию на расстояние примерно в 3–5 км с огромной скоростью.

Ученые провели эксперимент: положили на муравьиной тропе кусочек пищи, разделив его на три неравные части. Обнаружив их, муравей-разведчик тщательно изучил добычу. И вскоре к находке подошли три группы насекомых. Каждая из них направилась к своему кусочку. В одной было 25 муравьев, в другой – 44, в третьей – 89. Эти числа четко соответствовали соотношению веса кусочков. Случайность? Или муравей-разведчик смог не просто рассказать о своей находке, но и произвести точные расчеты необходимой рабочей силы?

Мураши умеют считать?

Опыты, проведенные уже нашими исследователями – доктором биологических наук Ж. Резниковой из Института систематики и биологии животных СО РАН и доктором технических наук Б.Рябко из Сибирской госакадемии телекоммуникаций, позволяют ответить на такой вопрос однозначно: " Да, умеют!". Серию экспериментов ученые поставили на специально изобретенном для этой цели стенде, представляющем собой как бы ствол дерева, от которого отходили многочисленные ветви. На каждой "ветке" имелась кормушка. Но только одна из них содержала сироп, а остальные – чистую воду.

Муравьи-разведчики довольно скоро обнаруживали эту кормушку и бежали сообщить о находке фуражирам. В природе при этом они метят дорогу специальными пахучими веществами – феромонами; так что фуражирам потом не составляет труда отыскать дорогу к лакомому кусочку. Однако в данном случае экспериментаторы сразу же после пробега муравья-разведчика меняли часть дорожки на другую. Стало быть, по запаху дорогу к пище уже не отыскать. И тем не менее фуражиры прямым ходом отправлялись именно туда, куда надо!

Более того, оказалось, что для передачи сообщения требовалось тем меньше времени, чем ближе ветка с кормушкой находилась к веткам с "круглыми" номерами – скажем, 10 или 20. По мнению исследователей, так происходит потому, что муравьи умеют не просто считать, но и производить некоторые арифметические действия. Например, передача сообщения о том, что кормушка находится на двенадцатой ветке, могла выглядеть так: ХII=Х+II. Причем и "десятка" и "двойка" передавались особым кодом, что экономило общее время передачи.

Учителя для роботов

За десятилетия, прошедшие с появления первых андроидов, "механические слуги" так и не научились подметать полы и расставлять тарелки на обеденном столе.

И вот недавно в лаборатории робототехники Сассекского университета(Великобритания) по соседству с кибернетическими конструкциями появился огромный муравейник, обитатели которого учат уму-разуму несмышленых киберов.

Казалось бы, что может соображать головка размером с типографскую точку на этой странице? Как ориентируется она в пространстве, если точно известно, что зрение у муравьев никудышнее?

Профессор Майкл О'Ши из Сассекса полагает, что муравьи находят дорогу домой не только благодаря уже упомянутым феромонам, но и с помощью довольно сложной системы астроориентации.

"Есть предположение, – говорит профессор, – что, несмотря на свое плохое зрение, муравьи обладают способностью видеть поляризованный свет. Причем по выходе из муравейника своеобразный нейрокомпьютер в мозгу муравьишки отмечает положение оси поляризации и затем отслеживает все изменения, пока муравей ищет добычу, бегая по самой замысловатой траектории. Когда же добытчику надо вернуться домой, его компьютер тут же вычисляет, насколько изменилась ось поляризации в данный момент, и выдает путешественнику генеральное направление на дом. И муравей возвращается, не повторяя свой маршрут, а по кратчайшей прямой…"