Богу богово, кесарю кесарево. А что же людям?
Лец Станислав

Уголок науки / Вселенная

Снежной шапке Марса пять миллионов лет

Астрономы впервые доказали прямую связь между структурой снежной шапки северного полюса Марса и флуктуациями орбиты этой планеты. Первые снимки Марса, полученные около 30 лет назад, указывали на то, что снежная шапка на северном полюсе планеты состоит из слоев, каждый из которых, как предполагали ученые, связан с изменениями в климатических условиях планеты. Считалось, что слои состоят из пыли и льда, и покрыты снежным углеводородным двухметровым слоем, который образуется и тает каждый год. Однако плохое разрешение изображений делало дальнейшее изучение этих процессов невозможным.

Новые снимки Марса, полученные в рамках проекта Mars Global Surveyor дали возможность ученым понять процессы, приведшие к возникновению ледовой шапки на северном полюсе Марса, пишет журнал "Физикс-Веб". Новая камера "Марс орбитер" способна фотографировать Красную планету с точностью до десятков сантиметров.

Группа французских ученых под руководством Жака Ласкара из французской лаборатории астрономии и динамических систем выстроили математическую модель процесса наслоения 250 метров льда на Красной планете. Ученые просчитали толщину слоев, используя снимки "Марс орбитер", и сопоставили эти результаты с моделью поведения орбиты Марса за последние 10 миллионов лет. Исследователи доказали, что между процессами, происходящими с северной шапкой Марса, и орбитальными осцилляциями планеты существует связь.

За этот период эксцентриситет и вращательный момент орбиты Марса претерпели существенные изменения. Ученые обнаружили прямую связь между толщиной слоев на северном полюсе Марса и количеством солнечного света, доходящего до него, что в свою очередь зависит от орбитальных изменений планеты.

Ученые и раньше пытались подсчитать, с какой скоростью аккумулировался снежный слой на полюсе. Существовали две модели. Первая была основана на теоретических выкладках, результатом которых была скорость - 1 миллиметр в 10-100 лет. Второй способ основывался на расчетах частоты бомбардировки Марса метеоритами. Основываясь на этих данных, был получен, прямо скажем, сильно отличающийся результат - 1-2 миллиметра в год.

Источник: Аккумулятор новостей