Есть слабые люди, для которых религия имеет силу.
Павлов И.П.

Уголок науки / Расшифровка геномов

Расшифрован геном возбудителя малярии и ее переносчика - комара

На этой неделе ученые сообщили о завершении секвенирования геномов Plasmodium falciparum - одного из самых опасных возбудителей малярии и его переносчика - комара Anopheles gambiae. Эти результаты помогут контролировать распространение болезни, от которой ежегодно страдает полмиллиарда людей, чаще всего дети в Африке.

В последнем номере журнала "Nature" опубликована статья по секвенированию генома Plasmodium falciparum, а также предварительные результаты секвенирования другого вида Plasmodium, который инфицирует грызунов.

Последовательность ДНК Anophelesgambiae будет опубликована 4 октября в журнале "Science". Поскольку проект "Геном человека" уже завершен, то можно сказать, что в руках исследователей находятся последовательности ДНК паразита, его переносчика и его жертвы.

Ученые полагают, что завершение секвенирования генома плазмодия может помочь в разработке эффективных средств борьбы с ним и в производстве вакцин. Одной из возможных мишеней может стать уникальный компонент клеток плазмодия - апикопласт. По всей видимости, в этом компартменте происходит синтез жирных кислот, необходимых для жизнедеятельности паразита.

Расшифровка генома комара может помочь в разработке новых классов инсектицидов. Кроме того, ученые не исключают возможности получения комаров, устойчивых к инфицированию плазмодием, которые постепенно могут вытеснить собой обычных комаров.

Несмотря на огромное значение полученных результатов ясно одно - для полной победы над малярией требуется много лет исследований.

Источник: Наука в "Русском переплете"